Cубкомпакт Audi A1 – ингольштадтский ответ MINI и заведомый бестселлер. Немцы внедряются в доселе не освоенную ими модельную нишу, чтобы расширить армию поклонников марки
Председатель правления Audi AG Руперт Штадлер, похоже, испытывает в отношении компактной новинки Audi A1 искренние отеческие чувства: “Это наш большой малыш. Он равноправный член семьи Audi, даром что в длину меньше 4 м”. Трехдверный хэтчбек, представленный журналистам в Берлине, – последний в модельном ряду марки, но, совершенно очевидно, надежда и гордость ингольштадтской семьи, ее любимец и баловень. Симпатии и амбиции Audi AG отражены в названии продукта. Новинка первенствует в корпоративном реестре. Это № 1 и первая буква алфавита. Продажи еще не стартовали, но “малыш” заведомо объявлен дефицитным товаром. Дабы удовлетворить спрос, под A1 расширяется производство на заводе в Бельгии. Для рекламной раскрутки ангажируется американский поп-идол Джастин Тимберлейк, несмотря на то, что продажи субкомпакта в США все еще под вопросом. Зато Старый Свет новоиспеченного конкурента MINI Cooper ждет не дождется. Маркетологи марки предсказывают шквал заказов, рассчитывая продать в этом году заметно больше изначально запланированных 100 тыс. машин.
Маркетинговая сущность “единички” отражена в рекламном ролике, ставшем фоном для берлинской презентации. Audi A1 мчится по дневному и вечернему мегаполису, останавливаясь у ресторанов и бутиков. У машины позируют молодые спортивные горожане обоих полов. На заднем плане будто невзначай мелькает запылившийся и кажущийся запыхавшимся MINI. Язык образов и намеков PR-команды Audi лаконичен. С A1 компания опускает возрастную планку своей клиентуры, рассчитывая переманить в том числе и поклонников MINI. Впрочем, кроме MINI Cooper в беседе с глазу на глаз представители PR-службы упоминают еще пару конкурентов – Alfa Romeo MiTo и Citroen DS3, но в обоих случаях с оговорками и красноречивой мимикой. На лицах ингольштадтцев будто написано: вы же понимаете, премиальность французских и итальянских одноклассников довольно условна.
Как бы то ни было, концептуально, технически и дизайнерски Audi A1 соревнуется в первую очередь с MINI. Сходство прослеживается и в габаритах, и в пропорциях, и в некоторых линиях, особенно в тыльной части. Существенны, однако, и различия. Передняя и задняя кузовные стойки игольштадтской “единички” наклонены значительно сильнее. Кузов выглядит более купеобразным и динамичным, в то время как в горизонталях MINI звучат выходящие из моды ретромотивы. К тому же A1 смотрится куда агрессивнее: гигантский (с учетом габаритов) щит фальшрадиаторной решетки, будто закусивший губу бампер, злые “глазки” блок-фар и задние фонари весьма эффектны. Задействуется и стилистическое единство с ингольштадтскими спорткарами. Так, внешние зеркала A1 соотнесены с аналогичными элементами TT и R8. На крепкий характер “малыша” намекают чрезвычайно короткие свесы, “коренастость” (при внушительной ширине 1,74 м высота “в холке” всего 1,42 м) и недетская “обувка” – возможна установка 18-дюймовых колес. Элементы внешнего декора способствуют узнаваемости – автомобиль сразу опознается в потоке как Audi. Светодиоды передней и задней светотехники, характерные выштамповки капота и боковин и вышеупомянутая решетка радиатора singleframe – родовые черты марки. А вот спортивный изгиб линии крыши – свежий отличительный признак модели. Так называемая боковая “арка” может быть окрашена в цвет, отличный от основного, – смелый и яркий дизайнерский ход.
Салон A1 – поле для творческих экспериментов в рамках жесткой, проверенной рынком дизайнерской концепции. Такие элементы, как точеный “ухватистый” руль, приборная панель с добротными металлизированными тумблерами и передние ковшеобразные кресла с широчайшим диапазоном регулировок, знакомы по “старшим” представителям модельного ряда. В Audi утверждают, что компания впервые перенесла премиальные решения в компактный класс, и не грешат против истины. Упомянем в этой связи информационно-развлекательную систему MMI, поднимающийся из недр передней панели 6,5-дюймовый экран навигации и бортовой компьютер, слушающийся команд с многофункционального руля. Стоит ли говорить, что отделочный пластик хэтчбека приятен на ощупь, все клавиши легко нажимаются, тумблеры четко и “породисто” поворачиваются, двери закрываются с характерным, приятным уху звуком. Мелкие эргономические недостатки проистекают из компактных размеров машины. Скажем, функциональные кнопки в нижнем торце центральной консоли (в частности, клавиша, управляющая ESP) удалены от водителя и частично перекрываются рычагом МКП или селектором “автомата”. Салонное и внешние зеркала пропорциональны кузову, но сами по себе невелики, а поскольку система Side Assist для A1 пока не предлагается, проблема мертвых зон наличествует.
Ярчайшее дизайнерское новшество – белые, серые, красные, бежевые или, как на одной из опробованной нами машин, желто-зеленые (цвет “васаби”) вставки. Столь игривых вкраплений на передней панели, центральной консоли и креслах не встретишь ни на одном другом Audi. Они оживляют салон, контрастируя с более респектабельным обликом “старших” моделей. Похожий цветовой фейерверк запустил на KIA Soul гениальный немецкий дизайнер Петер Шрайер, к слову, работавший с 1979 по 2001 г. главным образом на ингольштадтскую марку.
Наконец, кроме цветовых в A1 присутствуют мощные тематические приманки. Стоит расположиться на водительском месте, вспоминается хитовый рок-н-ролл “Любите, девушки, простых романтиков, отважных летчиков и моряков” группы “Браво”. Основной мотив передней панели – крыло самолета: четыре круглых, выпуклых решетки воздуховодов похожи на турбины реактивного двигателя, в то время как центральная консоль, словно плывущая по трансмиссионному тоннелю, по форме напоминает корму яхты.
Очное знакомство с A1 – интрига, ведь премиальный хэтч-бек построен на базе и агрегатах родственных VW Golf и Polo, но по понятным причинам дистанцирован от непремиальных собратьев технически, дизайнерски и компоновочно. В сравнении с VW Polo и Skoda Fabia А1 обеспечивает чуть меньше места седокам заднего ряда в силу купеобразности кузова. Усесться позади водительского кресла мне при моем среднем росте удалось без проблем, но дефицит жизненного пространства все же ощущается. Пятому пассажиру в ингольштадтский хэтчбек лучше не соваться, о чем, собственно, сигнализируют компоновщики: средняя часть заднего дивана отформована под пластиковые ниши и подстаканники.
Лучшие динамические характеристики и более отточенную, чем у Golf и Polo, управляемость призваны обеспечить легкий кузов, настройки агрегатов и трансмиссий и выверенная развесовка автомобиля по осям. Снаряженная масса порядка тонны делает А1 самым легким компакт-каром премиум-класса. Развесовка варьируется главным образом в зависимости от массы и расположения силового агрегата. Дабы оптимизировать весовое соотношение передней и задней части автомобиля, на большей части модификаций аккумулятор и сабвуфер расположены в багажном отсеке. Однако, у базовой 1,2-литровой бензиновой версии “батарея” находится под капотом – аккумулятор достаточно легкий и не вносит дисбаланса в схему развесовки. В среднем же на переднюю ось A1 приходится 61–63% массы в зависимости от силового агрегата.
Подчеркнем, что ни в одном из тестовых автомобилей не обнаружилось “запаски”, хотя багажный отсек под нее и отформован. Производитель утверждает, что в теории (читай: на российском рынке) как минимум “докатку” возможно разместить в багажнике поверх аккумулятора. С другой стороны, представители Audi справедливо отмечают, что запасное колесо не является атрибутом премиальных субкомпактов – с проколами борются шины с технологией run-flat или на крайний случай ремкомплект. И тем не менее к известным проблемам российских дорог ингольштадтцы подготовились: в “базе” А1 для России оснастят 15-дюймовыми колесами, в то время как для Европы предусмотрены 16-дюймовые.
Ездовая часть презентации проходила в окрестностях немецкой столицы, что само по себе показательно – Audi намекает на городскую среду обитания своей новинки. Мы игнорируем дизельные автомобили, поскольку они не будут продаваться в России (по крайней мере, в обозримом будущем) и останавливаем свой выбор на базовой модификации с 1,2-литровым 85-сильным бензиновым турбомотором с системой рекуперации энергии торможения и системой start-stop. Такому двигателю причитается на сегодня лишь один вид трансмиссии – 5-ступенчатая “механика”. Наш интерес подогревает опыт знакомства с новыми Skoda Fabia и VW Polo, оснащенными аналогичными моторами и коробками передач.
Уже с первых метров движения A1 показывает характер. Благодаря турбонаддуву, системе непосредственного впрыска топлива и сближенным передачам МКП А1 срывается со старта и ускоряется куда более резво, чем одноклассники. Намека на “турбояму” нет ни на одной из передач. Под педалью неизменно чувствуется запас мощности и тяги. Настройки двигателя и трансмиссии позволяют осуществлять быстрые перестроения и в то же время ползти в пробках – машина не требует выжима сцепления даже на скорости 2–3 км/ч. На трассе ускорение становится “задумчивым” только на пятой передаче. При обгонах нужно “подтыкать” пониженную. Однако крейсерских 140–150 км/ч A1 достигает без истеричности и натуги. Акустический комфорт присутствует как на низких, так и на высоких скоростях – ингольштадтцы по традиции потрудились над шумоизоляцией. А вот заявленная экономичность, которая должна проистекать из комплекса вышеупомянутых инновационных систем, как видно, не сочетается с рваным ритмом городского тест-драйва. В нашем случае расход колебался в пределах 10 л/100 км.
Характер машины с 122-сильным 1,4-литровым мотором, который достался нам в сочетании с 7-ступенчатой роботизированной КП S tronic, еще более спортивный. Оказавшись за рулем такого A1, невольно задаешься вопросом: а есть ли смысл в “заряженной” версии S1, планы выпуска которой Audi не спешит подтверждать? Автомобиль с таким мотором провоцирует к активной езде, разгоняя хэтчбек до “сотни” за 8,9 с и обеспечивая, пожалуй, избыточные для короткобазной машины 203 км/ч.
Тормозная система A1 традиционно надежна, эффективна и предсказуема. “Электронные помощники” ESP, EBD, ABS, EDL, усилитель тормозов с функцией Dual Rate и система помощи при экстренном торможении позаботятся о грамотном и безопасном замедлении.
Рулевое управление “единички” приспособлено к городским нуждам. В меру острый и точный руль легок на парковке, но наливается усилием на высокой скорости. “Спортсмены”, вероятно, захотят иметь на ободе чуть более точный “ноль”, но смеем предположить, что именно такие настройки и получит перспективный S1. Все же мы не можем допустить, что Audi не включит в модельную линейку грозного оппонента MINI Cooper S.
Подвеска хэтчбека достойна комплиментов, и прежде всего благодаря выверенному балансу спортивности и комфорта. Автомобиль прекрасно держит прямую, лишь незначительно кренится в виражах и не досаждает продольной раскачкой. При этом на брусчатке Потсдама A1 покорил плавностью хода. Ходовая безупречно гасит толчки и колебания от неровностей дороги. Отметим, что настройки несколько ужесточены в версии, оснащенной спортивным пакетом S-Line. Здесь подвеска поплотнее, но не кардинально.
Внешность, техническая начинка и ездовые способности A1 – это внятная декларация о намерениях. Точнее, о планах первенствовать в сегменте, который начал стремительно заполняться, несмотря на вялотекущий кризис. Способствовать шквальным продажам в Европе должна привлекательная цена. В Германии она составит 15 800 евро. Но в том, что столь же привлекательное предложение будет и в России, есть большие сомнения. Таможенные пошлины и традиции формирования ценовой политики в нашей стране сделают свое черное дело. И тем не менее A1 видится нам очевидным бестселлером. Audi создала весьма привлекательный продукт, адресованный тем, кто ценит стиль, техническое совершенство, комфорт и скорость.
СРАВНИТЕ САМИ | |||
Audi A1 1.4 TFSI S tronic | MINI Cooper 1.6 Steptronic | Citroen DS3 AT4 | |
Макс. мощность, л.с. | 122 | 122 | 120 |
Макс. момент, Нм | 200 | 160 | 160 |
Макс. скорость, км/ч | 203 | 203 | 190 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 8,9 | 10,4 | 10,9 |
Экономичность, л/100 км | 5,2 | 6,4 | 6,9 |
Безопасность EuroNCAP | нет данных | ***** | ***** |
Цена, руб. | нет данных | 925 000 | 762 000 |
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Audi A1 1.2 TFSI | |
Габариты, мм | 3954х1740х1416 |
Колесная база, мм | 2469 |
Объем багажника, л | 270–920 |
Снаряженная масса, кг | 1040 |
Тип двигателя | бензиновый L4 |
Рабочий объем, куб. см | 1197 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 85/4800 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 160/1500–3500 |
Трансмиссия | механическая 5-ступенчатая |
Привод | передний |
Макс. скорость, км/ч | 180 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 11,7 |
Расход топлива (средний), л/100 км | 5,1 |
Объем бака, л | 45 |