Когда кузов поднят, видно, что вместо цепного привода на “Big Boss” используются надежные карданные валы. ОНА ВПЕЧАТЛЯЕТ, эта головокружительная трасса. Подъемы, упирающиеся в небо, вертикальные спуски с заоблачных высот, трамплины, где легко пролететь метров 50-70. Кругом портреты чемпионов мира, блиставших на “Spring Creek”. Но мы-то здесь зачем? Чтобы свернуть себе шею, тестируя четырехколесники? Так для этого не стоило отправляться на другой край света. Гораздо проще и дешевле попасть в больницу у себя на родине…
Однако устроители теста тоже не стремились покончить с пишущей братией, прилетевшей ради знакомства с новинками ATV от “Polaris”. Для тест-драйва в окрестностях нашлось несколько трасс попроще – тоже интересных и в меру заковыристых, но все же не столь убийственных.
Итак, самые свежие “Поларисы”. Что ж, посмотрим…
Электрический эффект
ОДНАКО первым делом нам продемонстрировали способности электроусилителя рулевого управления, появившегося у четырехколесников “Polaris”. Надо сказать, он того стоил. Для наглядности дали прокатиться на двух ATV с электроусилителями – “другóм хорошем” (как выражаются в телерекламе чистящих средств) и поларисовском.
Сначала классическая змейка между оранжевыми конусами, а сразу за ней – огромная куча камней, каждый величиной с лошадиную голову. Сажусь в седло “другого хорошего” четырехколесника, включаю задний привод… Дистанция пройдена без проблем. Переключаюсь на полный привод – тоскливая картина. В руль словно лом забили, не повернуть. Мощности сервомеханизма явно не хватает, чтобы быстро переложить руль с одного борта на другой. Руки ноют от напряжения, и все равно очень трудно провести четырехколесник между конусами. А россыпь камней сотрясает организм хуже, чем допотопная бормашина в кабинете провинциального дантиста.
Электроусилитель “Polaris” – совсем другое дело. Если у конкурента он начинает выдавать всю свою мощность только при работающем двигателе (потом у что ему требуется вся сила тока, которую выдает генератор), то в четырех колеснике “Polaris” достаточно повернуть ключ зажигания, не заводя мотор, – и руль можно вращать мизинцем. Легкий как перышко! Поэтом у змейка на полном приводе была пройдена в хорошем темпе и без помарок. Камни? Поларисовский электропривод вдобавок работает как демпфер, гася колебания передних колес на крупных неровностях. Ту груду булыжников я, можно сказать, не заметил – словно проехал не по ней, а мимо…
Индийский слон
ВСЕ ХОРОШО в меру. В этом меня лишний раз убедил тот же замечательный электроусилитель во время теста утилитарного четырех колесника “Polaris Ranger HD” с мотором “700 EFI”. Сравниваю с предыдущей моделью: новый дизайн передней части, новая подвеска. Вместо передних стоек МсРherson теперь двойные А-образные рычаги. Есть регулировка угла наклона рулевой колонки – тоже хорошо. А вот легкий руль оказался удобен до поры до времени. Точнее, до того момента, когда каменистая горная трасса пошла вниз, резко петляя среди деревьев. Один вираж, второй, третий – под 90 градусов и тут же еще один такой же. Здорово! Вот только совершенно непонятно, куда смотрят колеса…
Поймите, я не выгораживаю себя и не критикую ч ужие электроусилители. Руль у “Ranger HD” и впрямь можно крутить до бесконечности, он охотно и легко поворачивается в любую сторону… но при этом живет своей, отдельной от колес и водителя жизнью. Для работы по сельскому хозяйству это, может быть, именно то, что надо, однако наша трасса явно не предназначалась для фермерских прогулок. Я, хорошенько разогнавшись, слишком поздно заметил это проклятое дерево, а для того, чтобы еще раз перехватить и довернуть руль, надо было заранее отрастить третью руку. Перед тем как врезаться в ствол, успел заметить: кора давно и сильно ободрана. Значит, не я первый. Хоть какое-то утешение…
Удар пол учился приличный, правый ус “кенгурятника” изогнулся по-гусарски лихо. Подбежавший маршал убедился, что со мной (спасибо ремню безопасности) все в порядке, и утешающе махнул рукой – мол, не унывай, это мелочи жизни! Однако не удержался от ехидного замечания, что “настоящий гуд драйвер просто обязан попробовать эту осину на прочность!”.
Потом мы с “Ranger HD” нашли общий язык и даже подружились. Простой и добротный аппарат. Он проявил себя и настоящим лихим кроссменом на песчаном пляже маленькой реч ушки, и классным работягой, показав, на что способен с навесным оборудованием.
Представьте – в кузове мешки с цементом общим весом 500 кг. На земле – на выбор – разложены скребок для песка (или снега) и устройство для переноски крупных предметов. У меня оно вызвало ассоциации с индийским слоном, который мощными бивнями легко подбирает с земли груз и, придерживая его сверху хоботом, вопросительно смотрит на хозяина: дескать, куда нести? Между прочим, чтобы в одиночку смонтировать эти приспособления на AT V или заменить их одно на другое, требуется не более пяти минут.
“Шлем и мотоботы обязательны!”
СНОВА в горы. На сей раз – чтобы протестировать сразу два гвоздя программы – “Polaris Sportsman 550” и “Sportsman 850”. Названия старые, но дизайн совершенно новый – от фар до габаритных фонарей. Крышка багажника плотоядно прихватила пластиковыми зубами передние крылья. Это, как выражались персонажи русских былин, “не ради красы – ради крепости”. За эти клыки крепятся ремни, притягивающие груз, а поверх прочной пластиковой площадки легко приладить большой емкий багажный бокс.
Новый двухцилиндровый 850-кубовый двигатель сделан с чистого листа. Если посмотреть на четырех колесник сзади, то видно, что цилиндры располагаются друг за другом, с небольшим наклоном вправо. Вариатор стоит не слева от мотора, как обычно на АTV, а пристроился за ним, тоже слегка наклонившись вправо. У двигателя объемом 550 куб. см все выглядит так же, только цилиндр один.
Такая компоновка силовой установки применена на АТV впервые в мире. Благодаря этому моторы “Polaris” стали очень ремонтопригодны в отличие от предыдущей модели. Там, чтобы поменять какую-нибудь деталь двигателя, приходилось демонтировать его из рамы. Теперь все легко заменяется на месте.
Оба ATV – “одиночки”. Моих любимых версий с двойным сиденьем, рассчитанных на водителя и пассажира, нет. К сожалению, и в будущем году не будет – ни с тем, ни с другим мотором. Едем достаточно быстро, но каменистая дорога – просто родная среда обитания для “Sportsman 850”. Попутно отмечаю, что подвеска здесь мягче, нежели на предыдущей модели. В этом просто убедиться, если перед стартом нарезать несколько кругов, как это сделал я, на “Sportsman” прежнего образца..
У новых “Спортсменов” бесследно исчезли стойки МсРherson. Теперь передняя подвеска – это два А-образных рычага с регулируемыми амортизаторами. А задние, удачные по конструкции, регулируемые подвески перекочевали сюда с “Polaris Sportsman 800 Touring X-2”. Стабилизаторы поперечной устойчивости очень жесткие (что хорошо чувствуется на ухабистой трассе). Но откуда здесь столько камней? Черти, что ли, натаска ли? Не успели мы добраться до вершины горы, как от дикой тряски нача ли деревенеть руки. Наконец прозвучала команда “Стоп!”. Меняемся четырехколесниками и едем дальше.
550-кубовый мотор выдает 40 сил против 70 л.с. у “старшего брата”. Несомненно, на ровной грейдерной дороге “850-й” разорвал бы его, как Тузик грелку. Но горы почти уравнивают шансы. “Sportsman 550” пробирается по камням тоже весьма бодро. Правда, руль слегка вибрирует, особенно при сбросе газа. Нажимаешь курок – вибрация начинает таять. Ничего не поделаешь, один цилиндр..
Перед тем как пелотон “рухнул” вниз по крутом у ск лон у, на ш марша л внимательно посмотрел, у всех ли ATV включен полный привод – только при этом условии работает горный тормоз, поддерживающий медленный темп спуска (он достался дебютантам в наследство от предыдущей модели). И вперед!
Большой босс
ШЕСТИКОЛЕСНЫЙ “Sportsman 800 6x6 Big Boss” явно нацеливается стать хитом продаж в будущем году. Еще бы, разработчики постарались избавить его от всех недостатков, что были у предыдущей модели.
В первую очередь это касается внешнего вида. Хорошая вещь обязана привлекать к себе внимание публики, а прежний “Big Boss” выглядел, мягко говоря, не очень презентабельно. Теперь эта очень полезная в охотничьем и сельском хозяйстве машина позаимствовала целиком симпатичную “морду” от обычного “Sportsman 800”. От него же пол учила и двухцилиндровый 800кубовый мотор мощностью 64 л.с. и новую переднюю подвеску с двойными А-образными рычагами вместо стоек МсРherson. Цепной привод мостов уступил место надежным карданам. Подвеска стала более мягкой, а стабилизаторы поперечной устойчивости – более жесткими по сравнению с предыдущей моделью. В головной фаре шестиколесника появился новый жидкокристаллический дисплей. Плюс – уже неоднократно упоминавшийся электроусилитель руля, который особенно важен для большой неповоротливой рабочей машины.
Крутой рэйнджер
ХОРОШО знакомый и очень успешный “Ranger RZR” (между прочим, лауреат премии “Золотой Клаксон”) поларисовцы умудрились сделать еще интереснее и привлекательнее. Отныне он называется “RZR S”, но добавлением одной буквы к названию новшества отнюдь не ограничились.
Напомню, это самый быстрый среди ATV типа “Side by Side” – то есть тех, на которых водитель и пассажир сидят не друг за другом, а плечом к плечу. Так вот, последний раз, когда я тестировал эту модель, у нее была тюнинговая подвеска, придававшая четырехколеснику боевой спортивный вид. Теперь (похоже, поларисовцы услышали пожелания поклонников “Side by Side”) такая подвеска появилась в базовом оснащении “Ranger RZRS”. Что она дает? Повышенный клиренс, увеличенный ход подвески, значительно расширенную колею. А поскольку колеса стали вылезать за пределы арок, понадобились расширители. И вот – с новыми красивыми колесами, да на низкопрофильной резине..
Тут следует уточнить: низкопрофильная резина АТ V – совсем не та, что предназначена для спортивных автомобилей или мотоциклов. Просто она по своем у профилю значительно ниже обычного утилитарного баллона. Не только “Рейзер”, но практически все новые модели “Polaris” щеголяют такими шинами.
Это ощутимо сказалось на ходовых качествах четырехколесника, особенно в поворотах. Хотя мотор у “RZR S” остался тот же (800-кубовая “двойка” отдачей 64 л.с.), ехать на нем можно быстрее, чем на предшественнике. На прежнем “Ranger RZR”, переборщив со скоростью в повороте, я чувствова л, что аппарат вот-вот начнет “делать уши”, заваливаться на бок. “RZR S” в такой ситуации всего лишь порывается развернуться вокруг собственной оси. А это значительно безопаснее и исправляется простым доворотом руля.
Вот какие интересные изменения скрываются за добавочной литерой “S” в названии четырехколесника…