Перед нами другая планета – где многоярусные автострады оплетают небоскребы подобно гигантским змеям, где рукотворно созданная почва теснит воду, где нечеловечески плотная застройка соседствует с пустынными лужайками императорского дворца, старинными парками и тихими величественными храмами. Главная цель нашего визита в Токио – посещение штаб-квартиры компании Bridgestone, расположившейся в шумном районе Тюо-ку. Здесь нас приветствует директор подразделения по Ближнему и Среднему Востоку, Африке, Юго-Восточной Азии и России Юдзиро Канахара, в прошлом – генеральный директор ООО “Бриджстоун СНГ”, лично знающий многих российских автомобильных журналистов. Прием необычайно теплый – с неформальным отчетом о маркетинговой стратегии и новинках, с рукопожатиями и памятной фотосессией. Мероприятие запомнилось, пожалуй, ключевыми словами господина Канахары: “Мы верим в успех наших зимних шин, как и в эффективность наших испытательных площадок. Рад, что вы углубили ваше понимание идеологии Bridgestone”.
За последнее время эта идеология серьезно скорректировалась. В 2010 г. компания разорвала свою связь с автоспортом: совет директоров решил не продлевать контракт с Формулой 1 после 13 лет сотрудничества и сосредоточиться на природозащитных проектах и технологиях. Для того чтобы уяснить суть новой политики Bridgestone и познакомиться с новой линейкой зимних шин, мы отправились на полигон компании на острове Хоккайдо.
Хоккайдо считается в Стране восходящего солнца “суровым севером”. Для военнослужащих японских сил самообороны год службы здесь приравнивается к двум годам в остальной Японии. Среднегодовая температура на острове всего 8°C. Мы приезжаем на Хоккайдо, когда на термометре –5°C, и обнаруживаем на испытательном полигоне Bridgestone подобие классической русской зимы: сугробы, лед, легкий снегопад – эти условия предполагают чистый эксперимент, позволяя понять, как шинные новинки компании поведут себя в России.
Первое упражнение, которое подготовили инженеры Bridgestone, предполагает сравнение нешипованной модели Blizzak Revo-GZ с шинами конкурентов. Праворульные Nissan Teana “обуты” в “резину” 17 го диаметра. Задача – проехать несколько кругов по кольцевой ледяной трассе, затем выехать на длинный “прямик” с обледенелыми и заснеженными участками, ускориться до 40 км/ч и оттормозиться “в пол”. Сначала выполняем задание на машине с шинами-конкурентами, затем пересаживаемся на автомобиль, укомплектованный покрышками Bridgestone. Обычно в такого рода субъективных тестах разницу между двумя моделями прочувствовать крайне сложно, но не в нашем случае. Японская шина ощутимо более цепкая и настырнее держится за траекторию на ледяной дуге. Снос передней оси на круге начинается на более высокой скорости, чем у конкурента. Впечатляет также поведение японской новинки при ускорении с места и торможении на снегу и льду. Переднеприводная Teana начинает движение почти без пробуксовки и останавливается пусть и на считаные сантиметры, но раньше, чем машина с шинами конкурирующей компании, – о преимуществе японской “резины” в тормозном пути судим по конусам, установленным вдоль комбинированной трассы. Очень скоро мы узнаем из комментариев специалистов, что вгрызаться в снег и лед Blizzak Revo-GZ помогает добавление в состав резиновой смеси так называемых “байт-частиц” (от английского to bite – кусать). Эти твердые субстанции царапают поверхность спрессованного снега или льда и обеспечивают таким образом лучшее сцепление. Свою лепту в обеспечение курсовой устойчивости также вносят асимметричный профиль протектора (определенные элементы рисунка задействуются в зависимости от характера дорожного покрытия) и такая же асимметричная форма боковин – внутренний и внешний радиус шин имеет различный угол изгиба, что сводит к минимуму рыскание на снегу и льду.
Не менее показательным стало и второе упражнение, которое мы выполняем на автомобилях Lexus RX 350 c “шиповкой” Ice Cruiser 7000 и Nissan Teana c нешипованной Blizzak Revo-GZ. Трасса одна и та же – петляющий участок заснеженной дороги с немногочисленными “прямиками”. Рекомендованная скорость – 40 км/ч в поворотах и 80 км/ч на прямых – превышается уже на втором и третьем кругах. Праворульный кроссовер с шинами, ошипованными в Москве (шипованная “резина” в Японии объявлена вне закона в 1999 г.), упрямо цепляется за траекторию виража, начиная срыв в занос лишь на 60 км/ч. Все в порядке и с торможением – предсказуемым и уверенным. Как пояснили впоследствии на пресс-конференции, по сравнению с предыдущей моделью Ice Cruiser 5000 серьезно модифицирована конструкция шипа. Алюминиевый корпус пришел на смену стальному, что улучшило в том числе и ездовой комфорот. Кроме того, оптимизировано расположение шипов в протекторе, что предотвращает их ранний вылет.
Третье упражнение позволяет убедиться в ключевой, весьма впечатляющей технологии Bridgestone, которая связана с химическим составом компаунда, как профессионалы называют резиновую смесь. У конкурентов роль водоотвода играют в основном ламели. У Bridgestone же помимо прорезей в протекторе удалению воды из пятна контакта способствует микропористый состав протектора. Если объяснять на пальцах, водяная пленка, образующаяся при трении с покрышками, впитывается в зимние шины Bridgestone, как в губку. Сотни технологических микропор наполняются водой, которая покидает протектор после того, как шина делает пол-оборота. В преимуществе этой технологии мы убеждаемся на крытом стенде полигона. Две Toyota Corolla “обуты” в так называемые слики – “лысые” шины, начисто лишенные протектора. Тормозной путь машины, укомплектованной шинами с микропористым составом, оказывается на треть короче, чем у автомобиля с шинами без микропор.
После выполнения всех упражнений действительно становится понятнее идеология Bridgestone. Преимущества этой “резины” не банальный набор ноу-хау. В форме покрышки, рисунке протектора и формуле резиновой смеси кроется философия. Рисунок шин сложный и внятный, как иероглиф. Здесь есть элементы, известные по другим моделям, но есть и по-настоящему революционные решения. Эти шины создавали инженеры-трудоголики и дизайнеры-эстеты, подобные тем, которых мы видели на улицах Хоккайдо. Как и сотрудники островного полигона, художники работали в том числе и ночью, вытачивая изо льда фигуры рыб, китов и драконов.