Подобные автомобили появились еще в середине 90-х, но общепринятого названия у них до сих пор нет. Одни называют их универсалами с высокой крышей, другие – грузовыми фургончиками с возможностью перевозки пассажиров. Есть еще определение “Voiture `a Vivre”, что можно перевести как “автомобиль для жизни”. Как ни назови, это – развитие идеи универсала, за основу которого взяты развозные фургоны. Они подходят на роль семейного автомобиля и неплохо служат в качестве рабочей лошадки для мелкого предпринимателя или фермера. Сегодня мы расскажем о французских “Renault Кangoo”, выпускавшихся с 1998-го по 2003 год, а также о братьях-близнецах “Peugеot Partner” и “Citroёn Berlingo” (1996-2002 гг.), которые выпускались на общей платформе.
Все три машины существуют как в сугубо утилитарном грузовом варианте с глухими стенками в задней части кузова, так и в пассажирском, на пять посадочных мест. Во втором случае машина имеет полное остекление и два ряда сидений. Именно эти, легковые, версии нас и интересуют.
“Renault Кangoo”
САЛОН по организации внутреннего пространства “Renault Кangoo” смахивает на микроавтобус. Это впечатление усиливает и огромное ветровое стекло. Особенно много “воздуха” над головой: при ширине 169 см высота автомобиля составляет 183. Водитель сидит высоко, почти как в минивэне или внедорожнике. Такой простор позволил разместить над ветровым стеклом большую багажную полку во всю ширину автомобиля. Там, например, аккуратно, как в футляре, уляжется короткоствольное помповое ружье вроде “Remington 870”, или собранный спиннинг, или пара клюшек для гольфа – в общем, любой достаточно длинный предмет.
На дороге “Кangoo” занимает места не больше, чем хэтчбек гольф-класса, – длина машины составляет около 4 м. Но в отличие от подобных хэтчбеков “автомобиль для жизни” располагает полноценным задним диваном для трех человек. Эти пассажиры попадают на свои места через боковую сдвижную (что облегчает посадку на тесных паркингах) дверь по правому борту. Ее наличие выгодно отличало этот автомобиль от двух других моделей в нашем обзоре, у которых в первые годы выпуска задних дверей не было. На “Кangoo” после 1999 года в качестве опции предлагалась и левая сдвижная дверь.
Багажник вместителен. По объему он под стать чистокровному развозному фургончику: здесь можно разместить немалое количество поклажи. Задний ряд кресел при желании легко складывается, и тогда в образовавшемся пространстве (2.380 л) поместится большой телевизор в упаковке или средних размеров холодильник. А многие владельцы “Кangoo” используют багажные недра по другому назначению – как бокс для перевозки домашних питомцев. По статистике, нередко владельцы крупных собак приобретают именно такие автомобили.
Качеством отделочных материалов “Renault Кangoo” далеко не блещет. Впрочем, от дешевой утилитарной машины ждать чего-то другого не приходится. Зато сборка и подгонка деталей интерьера нареканий не вызывают – на ходу скрипов и “сверчков” в салоне практически не слышно.
“Peugеot Partner”
САЛОН “Peugеot Partner” встречает не меньшим простором, чем у конкурента от “Рено”. Высокая посадка водителя и большая площадь остекления обеспечивают отличную обзорность как вперед, так и назад. “Баранка” по-автобусному завалена в горизонтальной плоскости, однако это не доставляет неудобств тому, кто за рулем. Высокая крыша (до потолка достаешь почти вытянутой рукой) и в этом случае дала возможность разместить над лобовым стеклом вместительную багажную полку, растянувшуюся от правой до левой стоек кузова. Места там хватит даже для детских лыж.
Сзади просторно. Правда, поначалу проникать туда приходилось через передние двери, что не слишком-то удобно. Правую боковую сдвижную дверь автомобиль получил лишь в 1999 году, а через полгода обзавелся еще одной – с левой стороны. Однако при посадке-высадке через задние двери седокам немного мешает мощная средняя стойка кузова: расстояние от нее до края заднего дивана – чуть больше 20 см. Зато на этом диване довольно удобно разместятся трое взрослых пассажиров. И они не будут упираться коленями в спинки передних кресел. Во-первых, благодаря солидной колесной базе в 269 см (на 9 см больше, чем у “Renault”), а во-вторых, потому, что далеко назад спинки передних сидений не откидываются.
Большой багажный отсек на дорогих версиях “Peugеot Partner” отгорожен от салона вертикальной сеткой. Опять-таки очень удобно, если перевозишь там крупную собаку. По объему багажника автомобиль превосходит своего конкурента от “Renault” – 664 л против 550. А если сложить задний диван, то пространство будет исчисляться уже 2.800 л. По этому показателю “Partner” тоже впереди.
Если для вас при выборе автомобиля размеры играют не последнюю роль, то по совокупности потребительских качеств “Peugеot Partner” выглядит предпочтительнее, нежели “Кangoo”, – он несколько крупнее и значительно вместительнее .
“Сitroёn Berlingo”
САЛОНЫ “Peugеot Partner” и “Сitroёn Berlingo” практически идентичны – обе марки входят в концерн PSA, и машины представляют собой, по сути, одну и ту же модель. (Порой плоды унификации проявляются самым неожиданным образом. Например, на ступице рулевого колеса “Peugеot Partner” вместо стоящего на задних лапах льва можно увидеть фирменный ситроеновский шеврон. Бывает и наоборот.) По большому счету, разница – лишь в нюансах внутренней отделки. Интерьеры “Сitroёn” традиционно оформляются более добротно, однако в случае с “Berlingo” разработчики не имели возможности использовать дорогие отделочные материалы – это сразу сказалось бы на розничной цене автомобиля. Поэтому, чтобы сделать салон живее, дизайнеры поиграли с расцветкой, выбрав яркие и контрастные тона.
Посадка за рулем – “автобусная”. Внутри – ощущение этакого оранжерейного простора из-за огромных боковых окон и высокой крыши над головой. Полка во всю ширину машины над ветровым стеклом подобна партнеровской. Вместе со своим братом-близнецом “Сitroёn Berlingo” в 1999 году получил боковую сдвижную дверь по правому борту (а чуть позже – и по левому). Одновременно с этим автомобиль под именем “Орион” стали собирать в Ростове на предприятии “Донинвест”, где он выпускался до 2003 года. Любопытный нюанс: хотя в распоряжении задних пассажиров есть боковая дверь, спинки передних кресел все равно складываются. Кстати, они тоже, как на “Partner”, ради комфорта задних пассажиров имеют ограничение по углу наклона назад.
Если вы хотите приобрести грузопассажирский автомобиль на все случаи жизни, но при этом не желаете мириться с безликой внешностью и скучным интерьером, то “Сitroёn Berlingo” – подходящий выбор. Это самый “эмоциональный” универсал в нашем обзоре.
“Renault Кangoo”
КОМПЛЕКТАЦИЮ “Renault Кangoo” даже в легковом варианте щедрой не назовешь, а грузовые модификации вообще были откровенно “пустыми”. Базовые версии (“RN”) с 1,2-литровым бензиновым мотором имели АБС, “дворник” заднего стекла, тонировку стекол и фронтальные подушки безопасности. Гидроусилителем руля оснащались лишь более дорогие модификации с двигателем объемом 1,4 л. Кроме того, “Кangoo” с таким мотором нередко встречаются с передними электростеклоподъемниками, а иногда – с кондиционером.
С 2001 года появилась 1,6-литровая модификация, а несколькми месяцами позже – даже полноприводная версия. Впрочем, легче откопать иголку в стоге сена, чем найти на вторичном рынке “Кangoo” с трансмиссией “4х4”. А вот экземпляры с бензиновым мотором 1,6 л попадаются чаще. Такие машины имеют 4 подушки безопасности, нередко – складной мягкий тент в задней части крыши, кондиционер и “противотуманки”.
“Peugеot Partner”
КОМПЛЕКТАЦИЯ “Peugеot Partner” в стандартном исполнении (версия “Х”) подразумевала только фронтальные подушки безопасности и тонированные стекла. Варианты подороже оборудовались гидроусилителем руля, тахометром, а также сервоприводами передних стекол и правого электрозеркала с обогревом. Задний диван складывался в пропорции 1:2, а сиденья были обшиты тканью. Однако АБС в стандартном оснащении “Partner” первого поколения предусматривалась лишь для самой мощной 1,8-литровой бензиновой модификации. А автомобиль с “автоматом” не купить ни за какие деньги – АКПП на него не устанавливалась в принципе. На вторичном рынке можно подыскать полноприводную версию “Партнера”, но встречается она отнюдь не часто.
С 1998 года в качестве дополнительного оборудования предлагались обогрев и “дворник” заднего стекла, а также кондиционер.
“Сitroёn Berlingo”
КОМПЛЕКТАЦИЯ “Сitroёn Berlingo” практически не отличается от оснащенности “Partner”. Техническая начинка у машин почти полностью идентична, равно как и стандартное оборудование. А оно у “Berlingo” довольно скудное: две фронтальные подушки безопасности, заводская тонировка стекол и подголовники сидений (появились с 1999 года). Зато кузова подавляющего большинства автомобилей окрашены “металликом”, а кресла обшиты тканью яркой расцветки с контрастными вставками.
С 1998 года “Сitroёn Berlingo” предлагался в варианте с мягкой крышей (была опцией), складывающейся с помощью электропривода. АБС и задний “дворник” в списке базового оснащения появились с конца 2001 года. С автоматической коробкой передач подержанный автомобиль можно не искать – таких не было. Зато, если повезет, может попасться экземпляр с кондиционером, литыми дисками, велюровой обивкой и электропакетом (стекла и правое зеркало с подогревом). За них первый владелец доплачивал отдельно.
“Renault Кangoo”
НА ХОДУ “Renault Кangoo” обладает повадками легкового автомобиля. Иногда даже кажется, что управляешь малолитражным “Сlio” или более крупным “Megane”, а не грузопассажирским универсалом c высокой крышей. У азартных водителей вполне может возникнуть желание полихачить. Стабильное и надежное поведение на трассе “Кangoo” обеспечивает довольно прогрессивная конструкция шасси: спереди cтойки McРherson, сзади – полузависимая торсионная подвеска. Правда, когда проходишь повороты на большой скорости, крены кузова пугающе велики – сказывается высокий центр тяжести автомобиля. Да и бокового ветра он побаивается. Сильные порывы могут заметно “смазать” траекторию движения.
Для российских дорог выгодным вариантом представляется модификация “Pampa” с увеличенным до 18 см клиренсом. Любителям охоты и рыбалки, наверное, понравится полноприводная версия “Кangoo”, которая выпускалась с 2001 года.
“Peugеot Partner”
НА ХОДУ “Peugеot Partner” воспринимается более сбалансированным, острым в управлении и, если угодно, более спортивным, чем конкурент от “Рено”. Причиной тому – прогрессивная и редкая для автомобилей такого класса и года выпуска (“Partner” пошел в серию с конца 1996-го) полностью независимая подвеска всех колес: cтойки McРherson спереди, сзади – торсионная. За счет длинной (269 см) колесной базы автомобиль цепко держит дорогу и довольно уверенно прописывает повороты. Конечно, высокий кузов “парусит”, но это проявляется лишь в предельных режимах на открытых участках трассы. Зато “Партнеру” нипочем разбитые дороги. Машину даже не переставляет в сторону, если вы с полного хода проскочили серию колдобин.
Особенно понравились тормоза – дисковые спереди, барабанные – сзади. Они надежно осаживают автомобиль с любых скоростей даже в самых экстренных ситуациях.
“Сitroёn Berlingo”
НА ХОДУ “Сitroёn Berlingo” практически копирует своего двойника от “Peugеot”. Ситроеновский автомобиль так же мягок и комфортен. Столь же безукоризненно и надежно (естественно, для машин такого класса) управляется, охотно заныривая в повороты, не пугая при этом излишними кренами кузова. Этому способствует полностью независимая подвеска, унаследованная от соплатформенника: передняя позаимствована у “Peugeot 306”, а задняя – от универсала “Peugeot 405”. Все-таки по статусу “Berlingo” стоит, чуть выше “Партнера”. Поэтому как должное воспринимаешь и сравнительную тишину в салоне грузопассажирского универсала. На скоростях 120-130 км/ч можно без напряжения слушать приглушенную классическую музыку.
В управлении “Сitroёn Berlingo” напоминает обычный легковой автомобиль. Особенно на загородных трассах, где только ощутимая реакция машины на боковой ветер напомнит, что вы находитесь за рулем высокого универсала.
“Renault Кangoo”
ПО МНЕНИЮ МЕХАНИКОВ, “Renault Кangoo” неплохо противостоит воздействию коррозии, но при выборе машины следует обратить внимание на колесные арки и нижнюю часть передних дверей. Краска в этих местах нередко облетает до голого металла. Поэтому, если “Кangoo” не оборудован брызговиками, советуем сразу их установить. Но имейте в виду: даже на фирменных сервисах за эту, казалось бы простую, операцию берутся крайне неохотно. Всеобщая унификация привела к тому, что брызговики приходят на техцентры в виде полуфабрикатов и подогнать их по месту крепления стоит немалых усилий.
Посмотрите, как закрывается боковая сдвижная дверь. Если плохо – торгуйтесь на $120. В такую примерно сумму обойдется ремонт ее замка. Со временем начинает заедать электролюк в задней части крыши. Проверка его работоспособности при покупке поможет сэкономить около $350 на последующем ремонте.
На “Renault Кangoo” ставились бензиновые 4-цилиндровые двигатели объемом 1,2, 1,4 и 1,6 л, мощностью 60, 75 и 95 сил соответственно. Самый распространенный – 1,4-литровый. Есть и 1,9-литровые дизельные модификации (64 и 80 сил), но они редко встречаются на нашем рынке.
Бензиновые моторы надежны. Правда, изза российского бензина через 40.000-50.000 км засоряются форсунки впрыска. Чистка их обойдется в $70. От плохого топлива с большим содержанием смол иногда заклинивают клапана в своих направляющих. Готовьте на ремонт до $1.600. Нередко выходят из строя датчики положения коленчатого вала ($23) и температуры ($18). Однако их замена, как и сами детали, стоит копейки. Учтите: двигатели любят фирменный сервис. Обновление даже ремня ГРМ (через каждые 60.000 км) в “левом” гараже может закончиться плачевно для машины. Вместе с ним нередко приходится менять и помпу ($72), которая к этому времени начинает покрываться капельками тосола – начинает “потеть”, как выражаются сервисмены.
На механических коробках (JB1 и JB3) нередко подтекает сальник штока выбора передач. Замена стоит $500. Подвеска потребует плановых затрат. Подробные данные по замене ее составляющих приведены в таблице.
“Peugеot Partner”, “Сitroёn Berlingo”
ПО МНЕНИЮ МЕХАНИКОВ, “Peugеot Partner” и “Сitroёn Berlingo” конструктивно представляют собой один и тот же автомобиль. Поэтому есть резон рассматривать обе машины в одной главе. По стойкости к ржавчине кузовов этому дуэту в середине 90-х было мало равных – на экземпляры 1996-1997 годов выпуска давалась заводская гарантия 6 лет от сквозной коррозии. А автомобили 2000 модельного года сопровождались уже 12-летней гарантией. Даже забиваемая грязью, летящей из-под колес, задняя дверь – самое слабое место развозных фургончиков – после многолетней эксплуатации остается не тронутой ржавчиной. Зато грязь и химические реагенты через 4-5 зим затрудняют работу трапеции стеклоочистителей. “Дворники” начинают двигаться медленнее, и если вовремя механизм не реанимировать (частичная разборка и смазка), то скоро износятся пластиковые шестерни редуктора электромоторчика. Замена двигателя в сборе изымет из вашего бюджета $210.
Фары на “Partner” и “Berlingo” до 2002 года были стеклянными. Если “поймаете” камушек, то заменить прозрачный колпак нельзя, так как отдельно он в запчасти не поставлялся. Придется менять фару целиком. Правда, при желании можно подыскать менее дорогой качественный аналог от независимого производителя.
“Citroёn” и “Peugeot” входят в общую промышленную группу PSA. Поэтому на вооружении “Partner” и “Berlingo” была одна и та же гамма моторов: 4-цилиндровые бензиновые объемом 1,1 л (60 л.с.), 1,4 л (75 сил) и 1,8 л (90 сил), а также дизели объемом 1,8 л (58 л.с.) и 1,9 л (68 сил). С 2000 года самые слабые бензиновый и дизельный двигатели на машины не ставились. Зато появились 1,6-литровый 109-сильный бензиновый и 2-литровый турбодизель (90 сил).
Дизельные моторы тяговиты, экономичны и надежны, но из-за некачественного топлива их эксплуатация в России оборачивается головной болью для владельцев. Бензиновые двигатели неплохо себя зарекомендовали на наших дорогах. Правда, они грешат сравнительно шумной работой первые несколько минут после запуска. Это их фамильная черта. Замена гидрокомпенсаторов клапанов (основной источник децибелов на непрогретом моторе) никакого эффекта не дает. Впрочем, по мере прогрева двигатель начинает работать потише. Нагляднее всего это проявляется у 1,6-литрового мотора. Наиболее распространенный 1,4-литровый с двумя клапанами на цилиндр, а также довольно редкий 1,8-литровый звучат умереннее. В целом двигатели надежны: обычно до 100.000 км никаких неприятных сюрпризов не преподносят. После этого от “рваной” езды с резкими разгонами и торможениями обычно изнашиваются их опоры – сначала задняя ($58), а потом правая ($47). Через каждые 30.000 км придется чистить систему впрыска. Вся процедура с перенастройкой программы управления двигателем обойдется в $60. Если машина начала дергаться, а замена свечей результатов не дает, значит, пришла пора обновить комплект высоковольтных проводов ($54), срок службы которых в наших условиях не превышает двух лет.
На первых машинах с 1,6-литровым мотором возникали проблемы с холодным пуском. На “Partner” и “Berlingo”, проданных у нас официально, этот дефект устранялся по гарантии. Но на некоторых экземплярах, ввезенных из Южной Европы (Греции, Испании, Италии), он еще встречается. В дилерском техцентре мотор “вылечат” от холодобоязни всего за $27.
Механические коробки передач достаточно долговечны. Со временем, правда, разбалтывается кулиса рычага переключения передач. Впрочем, ремонт, связанный с заменой пластиковых втулок и тяг, стоит дешево. Шасси пассажирских вариантов “Partner” и “Berlingo” не огорчат частыми поломками. Конечно, если машину гонять в хвост и в гриву на поприще развозного бизнеса, то ресурс подвески существенно уменьшится. Сроки замен и стоимость работ приведены в таблице.
Основные параметры | |||
“Renault Кangoo” | “Peugеot Partner” | “Сitroёn Berlingo” | |
Габаритные размеры, см | 399,5х166х183 | 411х172х180 | 411х172х180 |
Клиренс, см | 14 | 14 | 14 |
База, см | 260 | 269 | 269 |
Снаряженная масса, кг | 1.020 | 1.050 | 1.050 |
Запас топлива, л | 52 | 55 | 55 |
Объем багажника, л | 500/2.380* | 660/2.800* | 660/2.800* |
Размер шин | 165/70 R13 | 165/70 R14 | 165/70 R14 |
* Объем багажника при сложенных сиденьях. |
469" colspan="6" align="center">Примерные цены в тыс. долл. | |||||
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |
“Renault Кangoo” | 7,3-9,2 | 8,5-10 | 8,8-10,3 | 9-10,8 | 9-11 |
“Peugеot Partner” | 6,6-8,5 | 7-9 | 7,5-10 | 8-11 | – |
“Сitroёn Berlingo” | 6,3-8,5 | 6,7-9 | 7-10,5 | 7,5-11 | – |
Краткая техническая характеристика “Renault Кangoo” | |||||
Двигатель | Мощность, л.с. при об/мин | Крутящий момент, Нм при об/мин | Разгон 0-100 км/ч, с | Макс. скор., км/ч | Ср. расход топлива, л/100 км |
4-цил., 1,2 л | 58/5.250 | 93/2.500 | 17,2 | 140 | 6,8 |
4-цил., 1,2 л | 75/5.500 | 114/2.800 | 13,5 | 157 | 6,9 |
4-цил., 1,4 л | 75/5.500 | 114/4.250 | 14,3 | 155 | 7,4 |
4-цил., 1,6 л | 95/5.000 | 148/3.750 | 10,7 | 170 | 7,6 |
4-цил., 1,9 л, дизель | 64/4.500 | 120/2.250 | 17,2 | 140 | 6,3 |
4-цил., 1,9 л, турбодизель | 80/4.000 | 160/2.000 | 14,1 | 140 | 6,3 |
Краткая техническая характеристика “Peugеot Partner” | |||||
Двигатель | Мощность, л.с. при об/мин | Крутящий момент, Нм при об/мин | Разгон 0-100 км/ч, с | Макс. скор., км/ч | Ср. расход топлива, л/100 км |
4-цил., 1,1 л | 60/6.200 | 88/3.700 | 21,2 | 140 | 6,9 |
4-цил., 1,4 л | 75/5.800 | 111/3.400 | 14,6 | 150 | 7,5 |
4-цил., 1,8 л | 90/5.000 | 147/2.600 | 12,2 | 160 | 8,7 |
4-цил., 1,8 л, дизель | 58/4.600 | 110/2.000 | 17,4 | 135 | 6,8 |
4-цил., 1,9 л, дизель | 69/4.500 | 120/2.000 | 16,3 | 142 | 6,9 |
4-цил., 2 л, турбодизель | 90/4.000 | 205/1.900 | 15,3 | 159 | 6,7 |
Краткая техническая характеристика “Сitroёn Berlingo” | |||||
Двигатель | Мощность, л.с. при об/мин | Крутящий момент, Нм при об/мин | Разгон 0-100 км/ч, с | Макс. скор., км/ч | Ср. расход топлива, л/100 км |
4-цил., 1,1 л | 60/6.200 | 88/3.700 | 21,2 | 140 | 6,9 |
4-цил., 1,4 л | 75/5.800 | 111/3.400 | 14,6 | 150 | 7,5 |
4-цил., 1,8 л | 90/5.000 | 147/2.600 | 12,2 | 160 | 8,7 |
4-цил., 1,6 л | 109/5.750 | 147/4.000 | 12,7 | 172 | 7,4 |
4-цил., 1,9 л, дизель | 69/4.500 | 120/2.000 | 16,3 | 142 | 6,9 |
4-цил., 2 л, турбодизель | 90/4.000 | 205/1.900 | 15,3 | 159 | 6,7 |
“Renault Кangoo” | ||
Пробег, км | Операция по ремонту и обслуживанию | Стоимость (работа + расходные материалы), $ |
10.000-15.000 | Замена моторного масла и фильтра | 62 |
Замена свечей зажигания | 24 | |
20.000-30.000 | Замена передних тормозных колодок | 80 |
30.000-50.000 | Замена шаровых опор | 110 |
50.000-70.000 | Замена задних амортизаторов | 210 |
Замена рулевых тяг | 150 | |
60.000 | Замена ремня ГРМ и роликов | от 340 |
70.000-80.000 | Замена передних тормозных дисков | 138 |
Замена передних амортизаторов | 210 | |
70.000-100.000 | Замена задних тормозных барабанных колодок | 170 |
Замена втулок заднего стабилизатора | 48 | |
Замена втулок переднего стабилизатора | 54 | |
90.000-120.000 | Замена рулевых наконечников | 118 |
120.000-150.000 | Замена сцепления | 400 |
“Peugеot Partner”, “Сitroёn Berlingo” | ||
Пробег, км | Операция по ремонту и обслуживанию | Стоимость (работа + расходные материалы), $ |
10.000-15.000 | Замена моторного масла и фильтра | 68 |
Замена свечей зажигания | от 25 до 44 | |
20.000-30.000 | Замена передних тормозных колодок | 108 |
40.000-50.000 | Замена стоек переднего стабилизатора | 110 |
40.000-60.000 | Замена передних тормозных дисков | от 320 |
50.000-70.000 | Замена свечных проводов | 60 |
70.000-80.000 | Замена подшипников ступиц передних колес | 160 |
80.000-100.000 | Замена шаровых опор | 85 |
Замена нижних рычагов | 280 | |
90.000 | Замена ремня ГРМ и роликов | 320 |
100.000-120.000 | Замена передних амортизаторов | 250 |
Замена задних амортизаторов | 220 | |
Замена задних тормозных барабанных колодок | 130 | |
130.0000-150.000 | Замена сцепления | 400 |
2008 - 2013