Сначала Cayenne был для Porsche только бизнесом. Ничего личного! Личным для Porsche были изящные, мощные, с выдающимися ходовыми качествами 911, Carrera, GT, Turbo
На рубеже XX–XXI веков дела в Porsche AG шли не блестяще. Спрос на суперкары бурно растущим не назвал бы даже маркетолог-оптимист. Разработка столь изощренной техники отнюдь не дешевела. А еще Германия, как известно, страна с самым высоким уровнем жизни в Европе, потому и производство там обходится в копеечку. В общем, продажи не росли, чего не скажешь об издержках. Нужно было что-то делать…
Многие акционеры автомобильных компаний неравнодушны к тому, что производят предприятия, в которые они вложили деньги. Быть акционером Porsche, производителя суперкаров, очень престижно. Но еще более неравнодушны акционеры, причем все, к доходам, которые приносят их вложения. Разрабатывайте и делайте хоть полноприводные пылесосы, если они принесут хороший гешефт! Такова уж природа больших денег. Они всегда стимулировали своих обладателей нести их туда, где их будет еще больше. Так и в случае Porsche AG. Деньги “простимулировали” акционеров потребовать от руководства компании: “Делайте что-нибудь, чтобы денег стало больше!”
Ответ на это требование лежит на поверхности: расширять модельный ряд. С одними суперкарами выжить, заработать прибыль и сохранить независимость нынче почти невозможно. Вот дать ответ на вопрос, куда и как расширять модельный ряд, гораздо сложнее. Создать более “приземленный”, более доступный и простой автомобиль для привлечения широких масс потребителей – ошибка! Многие производители техники категории luxury, которые поступили именно так, уже исчезли с автомобильной карты мира. Лишь единицы чудом выжили. Слава богу, что в Porsche учли уроки истории и отмели такой ответ. Благодаря этому мы имеем возможность говорить о Porsche не в прошедшем времени. Но в том, что “антикризисная” модель должна быть более доступной, чем суперкары, есть здравый смысл, и немцы это учли в дальнейшем ходе принятия решений.
Было отметено еще много, казалось бы, хороших ответов на вопрос, чем расширить модельный ряд. Например, было отклонено предложение о выпуске минивэна. Ведь минивэн не яхта. Минивэн – объект внимания людей, ищущих практичности и только потом престижа и удовольствия. Практичный вэн Porsche?! Слава богу, что в Porsche понимают смехотворность такого словосочетания. Благодаря этому мы имеем возможность говорить о Porsche не в прошедшем времени. Но то, что грузопассажирские возможности новой модели должны быть шире, чем у суперкаров, – мысль здравая, что немцы тоже учли.
Внедорожники! Вот ответ на вопрос, куда расширять модельный ряд Porsche. Ведь мода на них охватила все континенты и не проходит по сей день, этот класс техники считается престижным де-факто, а марок люксовых “вездеходов” раз-два и обчелся. На том в Porsche AG и порешили: быть новой модели концерна внедорожником! И слава богу, что немцы порешили именно так. Благодаря этому мы имеем возможность говорить о Porsche в настоящем времени, благодаря этому продолжается производство выдающихся машин 911, Carrera, GT, Turbo.
Была только одна большая проблема: создать внедорожник, тем более класса luxury, – это не ходовую Opel Zafira настроить. Опыта такой работы у Porsche – ноль. Инженеры из Штутгарта, конечно, кудесники и сделать это могут, но вот сколько денег и времени на это уйдет… Потому решили скооперироваться с коллегами-конкурентами. Попытались договориться с Mercedes, но не вышло. Вероятно, там побоялись, что такая помощь выйдет боком. Парни в Porsche бравые, сделают такую машину, что клиентов у Mercedes будет уводить. А вот с Volkswagen получилось. Этому помогло, во-первых, то, что Фердинанд Пих, самый влиятельный человек в Volkswagen AG, – потомок Фердинанда Порше и крупный акционер Porsche AG. Гениальный менеджер, он прекрасно понимал, что принесет обоим концернам плодотворное сотрудничество. А во-вторых, сам Volkswagen тоже задумывался о внедорожнике и разделить затраты на его создание ему было интересно.
Вот так, почти одновременно, и появились Porsche Cayenne и VW Touareg, имеющие одну платформу, один завод в Словакии, на котором производятся кузова для обоих, и целый ряд общих поставщиков комплектующих. Но по ходовым качествам Cayenne отличается от Touareg как небо от земли! Особенно после глубокой модернизации 2007 г.
Я помню свой тест Porsche Cayenne, того, что выпускается после 2007 г. Взлетная полоса аэродрома. Расставленные конусы для выполнения “змейки”. Старт! Скорость – от 100 км/ч! И сумасшедшие, ни с чем не сравнимые впечатления от энергичного маневрирования на автомобиле, имеющем такой высокий центр тяжести. Потому что кренов практически нет! Система PDCC (Porsche Dynamic Chassis Control), изменяя жесткость стабилизаторов поперечной устойчивости, давит крены на корню, а PSM (Porsche Stability Management) позволяет “отскальзываться”, “заправляя” автомобиль в следующий створ. Машину не просто чувствуешь: руль – продолжение рук, трансмиссия – продолжение ног, а тормоза словно напрямую подключены к нервной системе водителя. Фантастика! Особенно после нажатия здоровенной клавиши “Sport” на центральном тоннеле.
Эта статья, уважаемый читатель, не совсем обычная. Я намеренно уделил в ней столько внимания истории появления Porsche Cayenne. Также в ней вы не найдете традиционного для данной рубрики журнала поочередного рассмотрения двигателей, электрики-электроники, трансмиссии и прочего. Потому что этот автомобиль родился из острой необходимости, но по мере совершенствования и модернизаций становился “душевнее”. Потому что это внедорожник с повадками суперкара на асфальте и ралли-кара на грунте или скользком дорожном покрытии. Потому что он исключительно сложен технически, дорог в покупке и весьма недешев в обслуживании и ремонте. Потому что Cayenne – автомобиль абсолютно необычный! Потому его, Cayenne, будь он новый или трехлетний, нельзя покупать из тех же соображений, что и семейный седан или любой кроссовер.
Если у вас есть от 55 000 до 100 000 долларов и вас серьезно интересует, как оно там, в Cayenne, с надежностью “гаек и болтов” и как можно сэкономить на обслуживании и ремонте, – не покупайте Cayenne! Лучше купите какой-нибудь новый кроссовер вроде Ford Kuga или VW Tiguan, с мотором посильнее, и ни в чем себе не отказывайте. Они тоже хорошо умеют ездить.
Взять те же двигатели, которые у Cayenne бензиновые и трех видов: мощные (3.6 V6, 290 л.с.), очень мощные (4.8 V8, 385 л.с.), и сверхмощные (4.8 V8 Biturbo, 500 и 550 л.с.). Причем все – с непосредственным впрыском и управлением фазами газораспределения. Даже стоимость (не в рублях) замены свечей в них не уложится в сумму с двумя нулями. Что уже говорить про засорившиеся топливные форсунки, что у нас не редкость. Промывка их, как химическая, так и ультразвуковая, к результату не приводит. Только замена! А это цифра далеко за три нуля, и тоже не в рублях. Если владелец будет тянуть с заменой, ездить и надеяться, что где-нибудь починится, то это приведет к событию “прощай, двигатель”. Потому что неправильная работа форсунок ведет к тому, что топливо под высоким давлением смывает моторное масло со стенок цилиндров, в результате чего на последних образуются задиры. Новый же мотор для Cayenne может быть сопоставим по цене с приличной новой иномаркой “гольф”-класса. Кстати, у всех этих моторов неслабый аппетит в отношении масла. Полтора литра на 1000 км при энергичной манере вождения (а как на них еще ездить!) вполне нормальное явление, причем при абсолютной исправности.
А электрика с электроникой, думаете, легче в содержании? Например, электронные модули зажигания на Cayenne почти такой же расходный материал, как свечи зажигания. Тоже не “рупь ведро” ценой, мягко говоря. Если же побуксовать на Cayenne (ведь внедорожник!), да не выключив PSM (что не запрещено), то узнаете, как будет на языке Porsche выглядеть надпись: “Что ж ты делаешь, ирод?” Заодно узнаете, сколько будет стоить устранение. Лучше не знать, честно говоря.
Что касается трансмиссии, то гидроблоки исполнительных механизмов 6-диапазонной АКП не могут долго выдерживать ударной езды (а как еще на Cayenne ездить!). Стоимость замены – от 1700 долларов. Подвесные подшипники карданных валов постоянного полного привода тоже не вечны. А меняются они только в сборе с карданом. Цена вопроса – от 2500 долларов.
Да что тут про сложную агрегатную часть говорить, рассказывая про владение подержанным Cayenne! Достаточно про тормоза вспомнить. Комплект передних тормозных колодок – под 1000 долларов. Комплект передних тормозных дисков – за 1000 долларов. Машина Porsche Cayenne быстрая и, прямо скажем, не легкая – снаряженная масса от 2200 кг. Потому тормозные колодки изнашиваются, а диски от циклов нагрева-остывания коробятся с периодичностью, приводящей в изумление.
Porsche Cayenne – суперкар среди вездеходов и вездеход среди суперкаров. Этот автомобиль – самый технически изощренный и, пожалуй, самый дорогой в содержании среди внедорожников. Поэтому я не буду вас отговаривать от покупки подержанного трехлетнего Cayenne только при соблюдении всех перечисленных ниже условий:
Вы – высококлассный водитель, имеющий навыки экстремального управления сверхавтомобилями, или собираетесь их получить, пройдя соответствующие курсы сразу после покупки Cayenne, потому что разбиться на Cayenne, не умея ездить на полноприводных суперкарах, увы, легко.
Вы имеете свободные средства на приобретение подержанного Cayenne, и вы не собираетесь занимать их в банке или где-либо еще, потому что покупка подержанного Cayenne с заемными средствами и с использованием всех своих накоплений – быстрый способ остаться без штанов.
У вас имеются свободные средства в размере как минимум трети от стоимости покупки, чтобы поддерживать Cayenne в исправном состоянии и тюнинговать впоследствии. Поверьте, что этого хочется очень и очень многим, с высокой вероятностью захочется и вам.
Покупать подержанный Cayenne, уже прошедший доводку (тюнинг), можно только в том случае, если вы имеете документальное подтверждение, где проводились работы и что подвергалось модернизации, чтобы потом не приводить в изумление работников автотехцентров Porsche невиданным в России допоборудованием или программным обеспечением блоков управления, которые тут никто не сможет обслужить или диагностировать.
Вы ответили на все перечисленные вопросы утвердительно? Тогда вперед, за Cayenne! И все-таки лучше за новым, а не за “трехлеткой”. Если на новый Cayenne не хватает, новый Touareg, “брат” героя этой статьи, тоже хорошая машина.
Cтоимость некоторых оригинальных запчастей, руб. | |
Фильтры | |
воздушный | 1301 |
масляный | 1058 |
салонный | 1536 |
Рулевые наконечники вместе с тягами (шт.) | 6836 |
Колодки тормозные | |
передние (комплект) | 12518 |
датчик износа (шт.) | 965 |
задние (комплект) | 7777 |
датчик износа (шт.) | 965 |
Диски тормозные | |
передние (шт.) | 9760 |
задние (шт.) | 8135 |
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ PORSCHE CAYENNE 3.6 V6 | |
Габариты, мм | 4800x1930x1700 |
Объем двигателя, куб. см | 3598 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 290/6200 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 385/3000 |
Макс. скорость, км/ч | 227 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 8,1 |
Расход топлива (средний), л/100 км | 13,6 |