Заочный диагноз

ГЛАВНЫЙ принцип страховых аукционов гласит: все автомобили продаются “как есть”, то есть в том виде, в каком они представлены на торговой площадке. Продавец ответственности за их техническое состояние не несет. Более того, он даже не ручается за достоверность, а главное – за пол ноту приведенной в аукционном листе ин формации. Гарантируется только юридическая чистота сделки: вероятность при обрести с молотка угнанный автомобиль (или с подложными документами) практически сведена к нулю. Это уже немало. Но при покупке аварийной машины все риски, касающиеся ее реального состояния (и соответственно стоимости восстановления), принимает на себя покупатель.

Хорошо, если вы можете присутствовать на торговой площадке лично. В этом случае есть возможность обойти вокруг автомобиля и осмотреть его со всех сторон – уже будет повод для размышлений. Более серьезная диагностика возможна только с привлечением специалистов, аккредитованных при данном аукционе. Стоит такое тестирование примерно $150 200 и требует времени. Зато клиент получает детальный отчет о всех дефектах приглянувшегося автомобиля. Разумеется, если в итоге кто-то другой перебьет вашу цену и купит эту машину, то деньги, отданные вами за диагностику, про падут напрасно. Именно поэтому к услугам профессиональных оценщиков при бегают нечасто, предпочитая доверять собственным глазам.

При участии в Интернет-аукционе покупатель платит деньги даже не за то, что он сам видит, а за то, что ему сочтут не обходимым показать. Точнее – за то, что сфотографируют и разместят на сайте. Почувствуйте разницу! Намеренно вводить клиентов в заблуждение устроители торгов не будут, но и заботиться о пре доставлении покупателю полного объема информации – тоже вряд ли станут. Единого стандарта, регламентирующего, сколько и каких должно быть фотографий, не существует. Обычно к опубликованному в Интернете аукционному листу прилагается 56 изображений автомобиля в разных ракурсах плюс фото салона и (не обязательно) моторного отсека. Согласитесь, этого далеко не всегда достаточно, чтобы понять, что же вам предлагают купить.

Например, на всех представленных в Интернете снимках капот машины может быть закрыт. Мотор не виден – это значит, что он.. либо есть, либо нет. Покупатель узнает об этом, только оплатив и забрав автомобиль, не раньше. Никаких претензий в этом случае аукционист не примет. Правила торгов не нарушены – клиент видел все то, за что платил деньги. К счастью, подобные случаи достаточно редки. Чаще всего двигатель в машине есть и присутствует на фотографиях. То же самое с изображениями интерьера: если их нет, то покупателю остается только гадать, в каком состоянии салон и сработали или нет при аварии подушки безопасности (по этому признаку можно косвенно судить о силе столкновения). Не сработавшие подушки резко увеличивают стоимость автомобиля.

 

 

Сертификат вместо техпаспорта

ДОВЕРЯТЬ одним только фотографиям не стоит. Любой аукцион помимо них дает крат кое описание каждого выставленного на продажу автомобиля. Из этого стандартно го бланка, заполненного представителями компанииаукциониста, можно узнать марку и модель автомобиля, его VIN номер, год выпуска, пробег (в милях), дату проведения торгов и начальную стоимость. Кроме того, в сопроводительных документах указывается причина повреждения. Правда, довольно условно. Например: столкновение (имеется в виду любая авария), повреждение водой, пожар или вандализм (воровство каких-либо частей). Других вариантов практически не встречается.

Если машина разбита, в аукционном листе будет обязательно указан вид повреждения: спереди, сзади или “с нескольких сторон”. Толку от этого пункта немного. Повреждение спереди может подразумевать и разбитую фару, и сложенную в гармошку всю переднюю часть автомобиля. На фото графиях это видно нагляднее. Так же мало информативна и графа “состояние”. Чаще всего в ней значится “тестирование не про водилось”. Как уже было сказано, продавец не обязан (а часто и не заинтересован) в тщательной диагностике своего товара. В лучшем случае в документах будет написано, что машина “заводится” или “заводится и едет”. Скорее всего это означает, что работнику торговой площадки удалось запустить мотор и продвинуть автомобиль вперед или назад на пару метров. Впрочем, за достоверность этой информации тоже никто ответственности не несет. Может так статься, что в следующий раз двигатель не заведется и машина не сможет даже тронуться с места. Так что почерпнуть что-либо полезное из всех этих разделов вряд ли удастся.

Существенно важнее посмотреть, есть ли у автомобиля техпаспорт. В Америке он называется “title”. Если с машиной все в по рядке и повреждения несущественны, то в соответствующей графе аукционного ли ста будет стоять “clean title” – “чистый па спорт”. В противном случае там будет указа но “salvage title” или “salvage certificate”, что в общем-то одно и то же. Правильно этот документ называется “certificate of destruction” (сертификат разрушений); он выдается взамен техпаспорта в том случае, когда, по мнению экспертов департамента дорожной без опасности штата, машина восстановлению не подлежит или ее ремонт нерентабелен. Автомобиль получает такой сертификат, если стоимость его качественного восстановления (в том числе по нормам безопасности) превышает 80% его цены.

В Америке никто такую машину ремонтировать не станет. Получить на нее нормальный “title” даже после добротного ремонта непросто. Местные власти вовсе не заинтересованы в том, чтобы восстановленный после серьезной аварии автомобиль снова выезжал на дорогу. Выгоднее разобрать его на запчасти (рынок вторичных деталей в США очень сильно развит), а еще лучше – продать за пределы страны. А вот в России по ставить такую машину на учет и получить на нее номера и техпаспорт совсем не сложно. Для этого нет никаких препятствий, были бы в порядке таможенные документы..

Нередко на аукционах встречаются и совершенно исправные автомобили (без каких-либо повреждений) с “чистым” тех паспортом. По всей вероятности, они были когда-то угнаны, а через какое-то время найдены полицией. Их владельцы получили компенсацию, и машины автоматически отошли в собственность страховых компаний. Такие автомобили на страховых аукционах пользуются неплохим спросом, во всяком случае, в ходе торгов цена на них увеличивается многократно.

Однако бывают случаи, когда на продажу выставляются машины без видимых повреждений (это видно по фотографиям, и так написано в аукционном листе), но тем не менее имеющие “salvage title”. Не надо путать их с автомобилями, бывшими в угоне. На самом деле они неисправны, причем настолько серьезно, что чинить их нет смысла. Например, сильный удар внедорожника о низкое препятствие (которое пришлось между колесами) способен не только вывести из строя детали подвески и редукторы мостов, но и расколоть блок цилиндров двигателя. Кузов в этом случае заметно не по страдает, но восстановление машины обойдется в очень солидную сумму. Страховой компании выгоднее списать такой автомобиль, чем ремонтировать. То же самое – после пожара в салоне или в моторном отсеке. Если соответствующих фотографий нет, то снаружи это можно и не заметить..

 

 

Попробуем выбрать

ТАК ИМЕЕТ ли смысл заочно покупать разбитый автомобиль на американском Интернет-аукционе? Мы решили провести небольшой эксперимент. Подобрали не сколько машин из числа выставленных в последние дни на продажу и показали их фотографии специалистам. Свой выбор мы остановили на внедорожниках марки “Range Rover” – эти автомобили, несмотря на большую цену, достаточно популярны в нашей стране, поэтому проблем с зап частями и квалифицированным ремонтом нет. Восстановление любой другой маши ны, предназначенной только для рынков США и Канады, явно будет более пробле матичным.. За помощью мы обратились в официальный сервисный центр “Land Rover” компании “Musa Motors”.

Итак, автомобиль № 1 – “Range Rover” 2003 года выпуска, с мотором 4,4 л, подтвержденный пробег 62.295 миль. Текущая цена всего $3.550. Даже если она вырастет вдвое (или втрое), то за 3летний “Рэйндж” – это все равно не деньги. Аукционный лист утверждает, что внедорожник имеет повреждения с нескольких сторон и на него выдан “salvage certificate”. Смотрим на фотографии: похоже, что основной удар пришелся в левое заднее крыло, после чего автомобиль кого-то “догнал”. Нет переднего бампера, решетки радиатора. Повреждены крылья и капот. Но, судя по виду салона, подушки безопасности не сработали – значит, удар был не слишком сильным.

Специалисты долго и придирчиво рассматривают фотографии. И вот окончательный вердикт:

– Нет, этот автомобиль покупать нельзя. Снимка в нужном ракурсе, к сожалению, нет, но спереди виден едва различимый блик на краю крыши. Это может быть только складка. Вывод – геометрия кузова сильно нарушена.

Двигатель не виден на представленной аукционистом фотографии – это значит.. что либо он есть, либо его нет.

Да, такое не “лечится”, кузов придется менять. Стоимость работ по замене (исходя из расценок официального сервиса) со ставит $18.00020.000. Сам кузов “в металле” – еще $9.000 (без дверей, их в дан ном случае можно выправить). К этому надо прибавить еще стоимость переднего бампера, фар, радиатора, возможно – рычагов передней подвески, мелочевки, которая не поддается точной оценке, и т.д. Ито го, по самым скромным подсчетам – еще около $5.000. Общая цена ремонта приближается к $35.000 – видимо, не зря американские страховщики от него отказались. Добавим примерную стоимость доставки в Россию – $2.0002.500 (автомобиль, как утверждают устроители аукциона, находится довольно далеко от побережья) и таможенные платежи, которые составят $12.580.

 

 

Считаем все вместе. Этот “Range Rover” уже в России и в полностью отреставрированном виде будет стоить не менее $53.000. А если мы что-то не увидели или не учли, то и того дороже. Аналогичную машину, не би тую, а привезенную из США целой, сегодня в Москве можно купить за $55.00060.000. Возможная выгода получается минимальной – не более 10%. И то если повезет и не будет выявлено других скрытых дефектов. Ради такого мизерного выигрыша вряд ли есть резон рисковать деньгами и ждать 46 месяцев (примерно столько займет доставка и ремонт). Кстати, за время наших расчетов цена на аукционе уже успела вырасти и теперь составляет $4.050. Неужели этот автомобиль кто-то все же хочет приобрести?

Кечно, желающие есть. Ведь совсем другой расклад получится, если не менять кузов, а восстановить машину силами доморощенных “умельцев”. Складки срезать и зашпаклевать, радиатор запаять (если по лучится), рычаги подвески отстучать кувалдой и.. скрыть от покупателя все подробности биографии автомобиля. Тогда выгода очевидна. Вот откуда берутся на нашем рынке недорогие “Рэйнджи”! Но что это будет за автомобиль? Хватит ли его хотя бы на 15.00020.000 км пробега? Специалисты не уверены..

Хорошо, попробуем подыскать другую машину. Вот, пожалуйста, автомобиль № 2. В точности такой же “Range Rover”, того же года выпуска, тоже с “salvage certificate”. Удар пришелся в переднюю часть – похоже, что прежний владелец наехал на столб. По страдали бампер, капот, передние крылья, решетка радиатора, лобовое стекло. Подушки безопасности сработали (видно по фото графии салона), но все остальное – абсолют но целое. Текущая цена – $7.400.

Доставка и таможенное оформление будет стоить столько же, как и в первом случае. Значит, уже в Москве этот автомобиль обойдется нам как минимум в $22.500 (если цена не повысится). В принципе это недорого. Но что скажут специалисты?

– Этот автомобиль явно лучше, чем предыдущий. Похоже, что геометрия кузова не нарушена. А дальше давайте считать..

Восстановление передней части (только кузовные работы) – около $5.000. Слесарные работы, ремонт подвески, замена радиатора и всяческие мелочи – еще примерно столько же. Итого все вместе – приблизительно $10.000. Вопрос только в том, достал ли удар до двигателя? По фотографиям это не определишь. Но если мотор рас кололся (при таком столкновении это вполне возможно), то придется выложить еще около $20.000 за новый. Также неясно, пострадали ли редуктор переднего моста, пневмо-баллон подвески, блок АБС и механизм рулевого управления. В худшем случае – еще $8.000. А скорее всего именно так оно и есть. Ведь если бы речь шла только о кузов ном ремонте, то американские страховщики вряд ли стали бы оформлять на эту маши ну “salvage certificate”.

Если у выставленного на торги автомобиля нет “чистого” техпаспорта, то восстанавливать его нерентабельно. По крайней мере, в Америке.

Таким образом, минимальная цена ремонта составляет $10.000, а максимальная может оказаться даже выше, чем в первом случае. Разброс возможных расходов больше чем в три раза. А оценить повреждения точнее – невозможно. Этот автомобиль с равной вероятностью может обернуться как выгодным приобретением, так и напрасно выброшенными деньгами. Ведь, как мы уже говорили, продать его в России дороже чем за $55.00060.000 не получит ся. Даже если не говорить покупателю, что джип восстанавливали после серьезной аварии..

Снова получается, что покупать эту машину нет никакого смысла. В принципе выгода возможна, но риск слишком велик. А может быть, взять автомобиль попроще, поста рее и подешевле? Вот, например, еще один “Рэйндж”, но уже прошлого поколения, вы пуска 2001 года.

Автомобиль № 3 – “Range Rover 4.6 HSE”, битый в левое переднее крыло. Все остальное целое, подушки не сработали. На него даже есть “clean title”, а не “salvage certificate”. Начальная цена еще не опреде лена, дата проведения торгов – тоже. Ставки пока не принимаются.

Мастера рассматривают фотографии:

– Хорошая машина, ремонт будет несложным. Левое переднее крыло, капот, фара, брызговик и бампер – все вместе потянет на $4.0004.500. Не больше.

Это обнадеживает. Жаль, не видны внутренние повреждения. Но сервисмены заверяют, что стоимость устранения скрытых дефектов в данном случае скорее всего не превысит $3.0003.500. Можно считать: $7.0008.000 за весь ремонт, те же $2.000 2.500 за доставку, а вот на таможне придет ся оставить уже $13.120 (у этой машины объем мотора больше, чем у предыдущих). Таким образом, “набегает” $22.00024.000, и это не считая цены самого автомобиля. А она явно будет не слишком маленькой – чистый “title” в США дорогого стоит.

– Снова невыгодно, – смеются наши консультанты. – Даже если вам отдадут этот “Рэйндж” бесплатно, вы все равно будете “в минусе”. В Москве такая машина сегодня стоит не более $20.00025.000..

Получается, что заниматься покупкой и восстановлением автомобилей, списанных со счетов в Америке, невыгодно? Увы, да. И наше исследование это наглядно подтверждает. Впрочем, не надо забывать, что мы оперировали ценами официально го авторизованного сервисного центра, планировали использовать только оригинальные новые запчасти и при ремонте строго следовать технологии, рекомендованной заводом изготовителем. Только при соблюдении всех этих условий восстановленный автомобиль по своим потребительским качествам практически ничем не будет уступать новому. При нарушении этих принципов покупка обойдется дешевле, зато и машину вы получите.. мягко говоря, способную преподнести сюрпризы. Шанс, что повезет и приобретение окажется выгодным, несомненно, есть. Но очень небольшой. В общем, мы не рекомендуем..

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9