НАМ ДАЖЕ не дали отдохнуть после долгого (с двумя пересадками) перелета и утомительной поездки на автобусе до приполярного шведского городка Арьеплуг. Буквально через полчаса, как мы устроились в отеле, меня с коллегой из профи льного издания заса ди ли за руль “C63 AMG” и погна ли на за мерзшее озеро. И заста ви ли проходить что-то типа “змейки” по голому льд у. Конечно, наши “мерсы” были обуты в великолепную зимнюю резину с шипами, но от этого легче не каза лось. По кра йней мере вначале..

Наш инструктор Рона льд Рефельд (в свое время, кстати, он гоня лся в зна менитой а мерика нской серии NASCA R) без конца советовал по рации:

– Поворачива йте больше газом, чем рулем! Газом! Газом!

Ему, глядя со стороны, легко командовать. А мы должны были выполнять примерно след ующее: пройдя первые конусы, слегка поворачиваем нос а втомоби ля ко вторым кон уса м и нажимаем на газ. Корма у ходит в за нос, доворачива я а втомоби ль в н ужном на пра влении… Здесь важно не переборщить с газом… Отп ускаешь педа ль а кселератора, стаби лизируешь к у рс рулем, вновь жмешь на газ, направляя машину к дру гим кон уса м… И та к – до бесконечности.

Позднее, на второй день учебы, мы поняли, ка к важны были эти разминочные у роки: они от тачива ли координа цию работы газом и рулем, позволяли л у чше поч у вствовать характер и повадки автомобиля.

Кстати, подобный тренинг полезен каждом у а втолюбителю и не требует затрат. Были бы п лоща дка да опытный инстру ктор рядом.

Шоу на льду

ВТОРОЙ день нашего пребыва ния в приполярной Швеции нача лся с теории. На м как можно доходчивее объясня ли: ка к прави льно рулить; ка кие силы действуют на автомобиль в движении; что такое баланс и как им управлять…

– За помните, – говори л Рона льд, – при сбросе газа на гружается передняя ось, при нажатии на газ она разгружается, и вес переходит на за днюю ось. Быстра я езда на спортивном автомобиле сродни хождению с шестом по ка нат у. Вы у правляете ба лансом, сохраняя оптимальную траекторию движения. Если передок начинает сносить – легкий сброс газа, чтобы нагрузить передние колеса, ч уть отвернуть в противоположную сторону движения, в крайнем сл учае воспользоваться тормозом. Если заднеприводный автомобиль пошел в за нос, у гол за носа необходимо быстро компенсировать рулем при легком сбросе газа и да льше действовать по обстоятельства м. Х ватает тяги и сцепления вед ущи х колес, позволяет простра нство, можно вытян уть а втомоби ль из за носа газом. Нет – придется резко (не до пробуксовки) тормозить. В ваших автомобилях есть АБС, и можно смело бить по тормозам.

Рональд показал нам график, где была отражена длина тормозного пути автомобиля с АБС, при резком торможении и при слабом нажатии на педа ль тормоза. В последнем случае длина тормозного пути при скорости 100 км/ч увеличивалась почти в два раза.

Езда по кругу в контролируемом заносе – эффектно, но непросто.

Среди инструкторов есть известные гонщики. Например, Бернд Шнайдер, многократный чемпион DTM.

Минут через двадцать мы были готовы реа лизовать пол у ченные зна ния опытным путем. На сей раз на м предстоя ло покорять “SLK55 AMG”, который не проща л даже малейши х ошибок: чуть перебрал со скоростью перед входом в поворот – с трудом успеваешь поймать а втомоби ль на вы ходе. Не рассчита л уси лие на педа ль газа, не успел вовремя компенсировать занос – торчишь в сугробе!

День выда лся очень трудным. Менялись не только за да ния, но и а втомоби ли. За рулем “CLK63 AMG” мы уже отрабатыва ли тех ник у за носов на дру гом ледяном треке с множеством черед ующихся левых и правых поворотов. “CLK63 AMG” не та к резко реа гирова л на сброс газа, ка к “SLK”, но был не менее требователен к реакции водителя. Чередующиеся мелкие повороты не позволяли развить высок ую скорость, но от интенсивной рулежки пришлось пропотеть, несмотря на 30-градусный мороз. Газ, компенсируешь за нос рулем, тормоз, опять занос, и так минут сорок, до автоматизма…

– А теперь нау чимся правильно дрифтовать, – скомандовал по рации Рональд.

Не п у га йтесь этого слова. “Д рифтовать” – это в принципе умение управлять автомобилем в скольжении.

 

“SLK55 AMG” – один из самых строгих экзаменаторов в школе.

 

Участок, на котором на м предстоя ло отрабатывать это у пражнение, предста вля л собой кру г ра ди усом чуть более 20 метров. Его на до несколько раз проехать в заносе, с предельно выверн утыми колесами, на постоянном газе. Внешне кажется дело несложное – едет автомобиль боком по кругу, как по рельсам. А вот за рулем не расcлабишься. Вопервых, психологически все время хотелось бросить педа ль газа… Во-вторых, на до было очень тонко работать педа лью газа и ч у вствовать руль, ка к говорится, кончика ми пальцев, чтобы сохранить баланс управляемости. В общем, нелегкая задача.

 

Однако польза от такого упражнения – колоссальная. После него при ходит настоящее чувство машины. Она тебе полностью подчиняется в любых условиях. После дрифта я прошел всю вчерашнюю ледяную трассу боком, “веером”, ка к говорят гонщики. Причем делал это без особого напряжения…

Утром третьего дня всех нас ждал отчет по работе на д ошибка ми – заезд на время по уже зна комом у трек у. Все волн уются, переживают.. Мороз вмиг покрывал запотевшие стекла корочкой льда, стои ло только неправильно настроить систему кондиционирования. Впередиид ущие машины дымили так, что спаса ло лишь отличное знание трассы – вся картинка была молочного цвета. Места ми я переходи л т у невидим ую гра нь допустимого, и на выходе из поворота мой “SLK” та нцева л венский вальс, крутясь на ходу вокруг оси. Но вчерашние занятия позволили сегодня ехать заметно быстрее. Повороты проходи л одним махом с ощутимым ускорением на вы ходе. В результате смог на семь сек у нд быстрее проехать свой лучший круг. А это уже серьезное достижение.

Рона льд пох ва ли л всех за достигн утые успехи, а затем в целях закрепления полученных на выков проеха л в паре с каждым, указыва я на имеющиеся ошибки.

– Тебе надо быстрее реа гировать рулем на за нос, иначе а втомоби ль под сброс газа будет бросать из стороны в сторон у, а та к все отлично, – сказа л инстру ктор, покида я мой “AMG”.

Похвала Рональда – бальзам от усталости. А главное, она дает у веренность в своих силах. Теперь я точно знаю, что покори л мощность “AMG”.

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9