ПЕРЕД нами огромное – семь километров длиной и два с половиной километра шириной – замерзшее озеро. И все оно “расписано” трассами различной конфигурации сложности.
А еще перед нами – шикарные и мощные автомобили “Panamera”. В моем сознании никак не стыкуются этот безнадежно коварный лед и эти прекрасные, дорогие автомобили. “Вам тут не место!” – возмущался мой внутренний голос.
Но иного выхода у меня нет – надо садиться за руль этих дорогих седанов и ехать по этому коварному льду. И уповать на шипы в колесах, подсказки инструкторов и электронных помощников автомобиля..
Уровень сложности поворота обозначается восклицательными знаками. Три – максимум.
Но все оказалось не так сложно. Моя полноприводная пятисотсильная “Панамера” уверенно прошла первую связку поворотов, затем еще одну, и я уже увлекся, увеличиваю скорость, смелее влетаю в виражи.. Правда, надо сознаться, что на этом этапе нас попросили не выключать систему стабилизации PSM, а с ней езда по льду постепенно превращалась в некую забавную и совсем безопасную игру – даже когда я с очевидной наглостью влетал в поворот на совершенно недопустимой скорости, тяжелый автомобиль лишь на короткое время пытался уйти в занос, но система тут же одергивала его и направляла на “правильный путь”. Безопасно на сто процентов! Но и скучно так ездить по льду – тоже на сто процентов!
И вот после очередного инструктажа нам разрешили отключить эту систему стабилизации. Я же очень скоро начинаю сознавать, что в обычной жизни этого делать не стоит, даже если вы с отличием окончили зимнюю школу экстремального вождения. Машина ведет себя совершенно иначе, норовя в каждом повороте выйти из-под контроля..
– Подъезжаем к виражу, сбрасываем газ, небольшой поворот руля, добавляем газ, чтобы машина довернула, и в скольжении проходим поворот, – командует инструктор. – Далее применяем контрруление, опять же незначительно, чтобы машина начала постепенно выравниваться, и перед следующим виражом снова сбрасываем газ..
Стараюсь точно следовать его словам и скоро замечаю, что “Панамера” мне начинает подчиняться. И вот я прохожу “веером” один поворот, другой, третий.. Тут важно не переборщить с газом. Ведь специфика управления полноприводным автомобилем, в частности, в том, что здесь, когда проходишь виражи в заносе, руль отходит на второй план, а управление происходит в большей степени за счет тяги.
Потом нас просят пройти участки трасы на более высокой скорости.
– Не стесняйтесь использовать тормоз, – дает очередной совет инструктор. – Это такой же инструмент в скольжении, как и газ. Проходя вираж, чуть-чуть притормозите. Машина быстрее уйдет в занос, и тогда вы начнете набирать скорость уже по прямой. И скорость выше, и прохождение более грамотное и эффектное.
Пробую. Не сразу, но получается. Действительно, скорость в виражах увеличилась.
– А ТЕПЕРЬ – “Show time”, – говорит инструктор. – И эти упражнения мы будем исполнять на заднеприводных “Панамерах”. И забудьте практически все, что я говорил до этого. Придется учиться ездить заново. Теперь на первое место выходит работа рулем. Не стоит забывать и про газ, но если вы будете давить педаль в пол, никакое контрруление не поможет, вас просто развернет.
Учебные “Porsche Panamera” были обуты в зимние покрышки с 4-мм шипами.
Как вы уже, наверное, догадались, нам предстояло пересесть на моноприводные четырехсотсильные “Панамеры”. Привыкнуть к ним после полноприводных версий довольно сложно. Например, при входе в поворот, чтобы машина вписалась, необходимо добавлять тяги.
– Важно видеть не препятствие, а то, куда вы хотите от него уйти, – наставлял нас инструктор. – Кроме того, начав маневры, вы должны рассчитывать не то, как вы проедете первый поворот, а то, как вам придется проезжать последний. От этого зависит и скорость на выходе.
Не знаю, как там со скоростью на выходе, но, проезжая по дуге, стрелка спидометра регулярно переваливала за 150 км/ч..
Последнее упражнение – “восьмерка”, или “гантель”. И здесь нам предстояло поочередно ездить по нескольку кругов сначала на полном приводе, потом – на заднем. Для наглядности инструкторы также проехались по “восьмерке”. Заднеприводная “Panamera” немного отставала, но оба круга автомобили прошли идеально.
Теперь наша очередь.. опозориться. Да-да, именно так. Только на шестой-седьмой круг что-то стало получаться, так как невероятно тяжело постоянно пересаживаться с заднего привода на полный.
– Ничего страшного, главное – вы поняли принцип, а дальше дело тренировок, – успокаивали нас инструкторы.
И мне ничего не оставалось, как с ним согласиться..