Опытный 1,4-литровый турбомотор пока установлен на нынешнем “Opel Astra”, но его серийным вариантом будет оснащаться модель следующего поколения.
Перспективный турбированный двигатель, работающий на сжиженном газе, “Opel Zafira” может получить уже в будущем году.
ВОЗМОЖНО, скоро турбонаддув из атрибута спортивных автомобилей превратится в привычный элемент городских машин. Если мы возьмем одинаковые по мощности двигатели – небольшой с турбонаддувом и “атмосферник” большего литража, то окажется, что первый потребляет меньше топлива и отличается более чистым выхлопом. Концепция весьма проста, но реализовать ее раньше было сложно. Дело в том, что для наиболее эффективной отдачи турбонаддув надо грамотно сочетать с другими технологиями – прямым впрыском и управлением фазами газораспределения. А они стали совершенными не так давно.
Опробовать 1,4-литровый турбомотор в действии мне удалось на обычном с виду “Opel Astra”. Сидевший рядом представитель фирмы сразу пояснил, что двигатель еще находится в стадии доводки, поэтому придираться к его характеристикам еще рано.
Зачем придираться? Уже на первых метрах стало ясно, что моторчик живой, резвый и, я бы сказал, местами злой. Он очень отзывчиво реагирует на педаль газа и не разочаровывает провалами. Окончательные характеристики еще не названы. Мощность будет варьироваться в пределах 120-140 л.с. при 4.900 об/мин, а крутящий момент – 175-200 Нм при 1.850 об/мин. О расходе топлива нам тоже не сообщили, сказав лишь, что он будет существенно ниже, чем у атмосферных двигателей с такими же мощностными характеристиками. Ожидается, что серийно мотор будет выпускаться в 2010 году.
Турбонаддув также помогает улучшить отдачу двигателей, работающих на природном газе. Ведь это топливо отличается низкой теплотой сгорания и соответственно снижает мощность мотора. Новый “1.6 CNG Turbo” способен со своего небольшого объема “снять” 150 л.с. при 5.000 об/мин, а его крутящий момент составляет 210 Нм при 2.300-5.000 об/мин. Предположительно он появится в 2009 году на минивэне “Opel Zafira”.
Бензиновый двигатель, работающий по принципу дизеля, – одно из перспективных направлений работы концерна.
ДОСТОИНСТВА дизельных двигателей известны многим – это высокая тяговитость и экономичность. Приблизить к ним характеристики бензиновых моторов призвана помочь технология контролируемого самовоспламенения HCCI. В экспериментальном 2,2-литровом двигателе, который установлен на “Opel Vectra”, свечи зажигания задействуются только при холодном старте или резком нажатии на педаль акселератора. В обычном режиме топливная смесь воспламеняется от сжатия, как и в дизеле, но здесь этот процесс контролируется с помощью датчика давления.
Остается лишь вопрос – а не проще ли просто использовать дизельный агрегат? Ведь современные моторы этого типа часто не уступают бензиновым, да и стоит солярка дешевле.. Впрочем, эксперимент в этой области продолжается, и в итоге может быть создан еще один новый тип двигателя с очень привлекательными характеристиками.
НОВАЯ концепция “2-Mode-Hybrid” хорошо подходит для крупных внедорожников, но может использоваться и для автомобилей классом ниже. В ее основе лежит двухрежимная, управляемая электроникой трансмиссия с парой встроенных электродвигателей по 30 л.с. каждый. По размерам этот агрегат не больше, чем обычная автоматическая “коробка”, на основе которой он, собственно, и сделан. В обычных условиях автомобиль приводит бензиновая V-образная “восьмерка”, но стоит притопить педаль акселератора, как в дело вступают два электромотора.
Надо сказать, что хоть разгон автомобиля и впечатляет, он не слишком отличается от динамики обычных мощных внедорожников. Вероятно, снижение расхода топлива на 50% интересовало инженеров больше, чем выдающиеся параметры (кстати, двигатель этой машины может работать и на биоэтаноле). Зато на малой скорости автомобиль, используя только электропривод, плыл по крохотным улочкам, словно огромная яхта, беззвучно огибая стайки ничего не подозревающих туристов. Для своих размеров этот тихий исполин выглядел действительно дружелюбно.
Водородный “HydroGen 3” был сделан уже давно, о чем свидетельствует и базовый автомобиль – “Opel Zafira” прошлого поколения.
Гибридные “Chevrolet Tahoe” и “Cadillac Escalade” (на рисунке) имеют идентичную силовую установку с двумя электромоторами в придачу к бензиновой “восьмерке”.
АВТОМОБИЛИ, работающие на водороде, в целом мало отличаются от электромобилей – и те, и другие приводит в движение электрический двигатель. Разница в том, что первые работают не от электрических батарей, а берут энергию от топливных ячеек. Проще говоря, водород, перевозимый в особо прочных баллонах, соединяется с кислородом из атмосферы, и в результате химического процесса выделяется тепловая энергия, преобразуемая в электричество. В осадке – только вода.
Сажусь в пестрый “Opel Zafira”, оклеенный логотипами известной торговой сети, которая принимает участие в тестировании автомобиля. Но это не реклама магазинов, а посыл потенциальному потребителю: дескать, минивэн прошел крещение в настоящих “рабочих” условиях.
На цветном дисплее анимированная картинка показывает уровень электричества и емкость баллонов с водородом. В среднем их хватает на 300 км пути. Привычного рычага переключения передач нет вовсе, равно как и самих передач. Только две треугольные кнопки: “вперед” и “назад”. Плюс кнопка “парковки”. Как в детском игрушечном автомобильчике. Но заводится минивэн “по-взрослому” – ключом. В движении водородная “Zafira” напоминает уменьшенный в несколько раз троллейбус – тот же идеально ровный, однако не особо стремительный разгон и такой же по-зубоврачебному назойливый шум. Но это не двигатель – так зудит компрессор, накачивающий атмосферный воздух. Через пять минут к повадкам машины полностью привыкаешь, можно подумать, что едешь на обычном автомобиле.
К сожалению, нам не был представлен водородный экипаж следующего поколения “HydroGen 4” – мы опробовали лишь “третью” версию. Новый же автомобиль снабжен 100-сильным электромотором и может разогнаться до 100 км/ч за 12 с. Максимальная скорость составляет 160 км/ч, а дальность пути – 320 км.