ЗАГРАНИЦА нам не помогает. Это наглядно прослеживается на примере компании ГАЗ. Начиналось все хорошо. Сначала Нижегородский холдинг приобрел британского производителя коммерческого транспорта LDV, чтобы расширить линейку производимой продукции и заодно получить современную платформу. Потом ГАЗ купил оборудование “Chrysler” для выпуска седанов “Sebring”. Машину видоизменили, доработали технически и даже дали новое имя – “Volga Siber”. Но тут кризис. ГАЗ, набравший долгов на десятки миллиардов рублей, вынужден продать контрольный пакет акций LDV. Реализация “Siber” не превышает 200 штук в месяц – в пять раз меньше запланированного. Но у ГАЗа оставалась надежда. Если бы российско-канадский консорциум “Сбербанк- Magna” купил “Opel”, на его мощностях должны были наладить производство немецких машин. На ГАЗе даже заговорили о том, что стоит постепенно закрывать проект “Siber” и готовиться принять на конвейере “Opel”.
Увы, этим радужным планам не суждено сбыться. GM отказывается продавать “Opel”, заявив, что готов сам развивать бренд. И что его план спасения “Opel” дешевле и эффективнее того, что предлагает российско-канадский консорциум.
Аналитики полагают, что “General Motors” специально откладывал сделку с “Magna” и Сбербанком. Финансовая поддержка поступала, а рынок тем временем восстанавливался. GM переждал тяжелые времена и теперь не видит смысла в продаже крепкого и перспективного бренда.
Есть и другая точка зрения. Многие топ-менеджеры GM были против продажи “Opel” российской стороне, мотивируя это тем, что страна, загубившая свой автопром, вряд ли вытянет западную компанию.
Доля правды в этих опасениях, безусловно, есть. АвтоВАЗ, несколько лет назад перешедший под полный контроль государства, задолжал кредиторам 62 млрд рублей и вернуть их не в состоянии. Компания на грани банкротства. Но Кабинет министров готов снова поддержать предприятие и выделить для этого немало средств. Одновременно появилась информация о том, что правительство активно ищет для АвтоВАЗа “стратегического инвестора” – покупателя, если называть вещи своими именами. Прежде всего, речь, конечно же, идет о “Renault”, который имеет блок-пакет ценных бумаг АвтоВАЗа. Правда, французы, во всяком случае на момент написания этого текста, от идеи поглощения тольяттинского предприятия открещиваются.
– Мы уже являемся стратегическим партнером АвтоВАЗа и не собираемся ни увеличивать долю в компании, ни уменьшать ее, – говорит Кристиан Эстев, глава официального представительства “Renault” в России компании “Автофрамос”.
России, похоже, придется самой решать собственные проблемы.