В 1951 году японская фирма Suzuki, еще с начала ХХ века производившая ткацкие станки, разработала свое первое транспортное средство – велосипед с мотором. Ныне, спустя 65 лет, эта марка известна всему миру как один из крупнейших производителей автомобилей, мотоциклов и судовых двигателей

Первоначально эта компания была основана в 1909 году Мичио Сузуки, который смог наладить производство изобретенного им ткацкого станка в городе Хамамацу, и называлась Suzuki Loom Works. К середине прошлого века фирма сумела завоевать достаточно прочные позиции в национальной промышленности, однако в 1950 году разразился сильнейший кризис, рынок ткацких станков рухнул практически в одночасье, и Сузуки пришлось думать, чем загрузить освободившиеся производственные мощности.

Начав с велосипеда…

Предание гласит, что идея выпуска моторного велосипеда принадлежит Шунзо Сузуки – сыну основателя компании. Однажды тому надоело крутить педали, и он предложил отцу поставить на велосипед небольшой моторчик. Молодой человек даже набросал мелом эскиз такого транспортного средства.

Сузуки-старший отнесся к затее сына серьезно, в результате на свет появился моторный велосипед Suzuki Power Free, оснащенный двухтактным 36-кубовым двигателем мощностью 1 л.с., на котором можно было ездить не только при помощи мотора или педалей, но и сочетая оба эти источника энергии.

Дебют оказался удачным, мотовелосипеды Suzuki быстро завоевали популярность, их производство расширялось. Не последнюю роль в этом сыграло и то, что, согласно действовавшим в Японии правилам движения, для управления мотоциклами с двухтактными моторами объемом до 60 см3 водительские права были не нужны.

Шунзо Сузуки, возглавивший компанию в 1952 году, сделал ставку на выпуск именно такой техники, и его новое детище – мопед Diamond Free – вскоре поступило в продажу. Именно на нем 12 июля 1953 года был завое-ван главный приз в национальных гонках по склонам горы Фудзи. Победа в престижных состязаниях существенно упрочила положение марки на рынке и сделала ее продукцию популярной не только в Стране восходящего солнца, но и за ее пределами.

К 1955 году компания «созрела» для выпуска своего первого автомобиля. К тому времени она поменяла не только продукцию, но и название, превратившись в Suzuki Motor Co., Ltd. Новое имя должно было обозначить появление на рынке игрока с весьма серьезными амбициями. Кстати, объем выпуска мотоциклов тогда достигал 6 тыс. единиц в месяц.

Строго говоря, первые попытки выйти на автомобильный рынок Suzuki предприняла еще в середине 30-х годов, однако тогда спрос на авто в Японии был крайне ограничен, а разразившаяся через несколько лет Вторая мировая война положила конец этому начинанию. А вот в середине 50-х рынок небольших машин в стране уже сформировался, поэтому микроавтомобиль Suzulight с двухтактным 15-сильным двигателем объемом 359 см3 оказался весьма кстати.

Однако новичкам пробиться было крайне сложно: погоду в японском автопроме тогда делала «большая двойка» – Toyota и Nissan, на долю которых приходилось более половины выпускавшихся в стране автомобилей. Помимо них за место под солнцем боролось девять более мелких фирм, и Suzuki занимала в этом списке далеко не первое место. В результате компания на протяжении целого ряда лет была сосредоточена на выпуске микролитражек, но продолжала активно развиваться. Ее основными рынками помимо Японии стали страны Юго-Восточной Азии.

В 1961 году в строй вступил завод в городе Тайокава, и начался выпуск грузовичка Suzulight Carry, положив начало еще одному направлению деятельности. В 1963-м компания вышла на американский рынок, а спустя еще пару лет приступила к производству лодочных моторов. Однако у себя на родине даже в середине 60-х марка продавала всего несколько тысяч автомобилей в год, и завоевание хотя бы 5% домашнего рынка было для нее почти несбыточной мечтой. В этих условиях руководство фирмы проявило завидные гибкость, терпение и выдержку, что в итоге и привело к успеху.

В 1973 году Suzuki открыла представительство в Канаде, затем наладила производство запчастей и комплектующих к своим машинам в Индонезии, потом начал работать завод по сборке на Филиппинах. Таким образом, компания сосредоточилась на трех основных направлениях деятельности: мотоциклы, автомобили и судовые двигатели.

При этом она постоянно отслеживала любые тенденции рынка. Когда в конце 70-х годов в моду стали входить внедорожники, фирма мгновенно отреагировала, выпустив многоцелевой полноприводный автомобиль Jimny, комплектовавшийся трехцилиндровым четырехтактным двигателем. Причем покупателям предлагали сразу две версии: с моторами объемом 539 и 797 см3. Появление Jimny укрепило репутацию марки, обеспечило стабильно растущий спрос на ее продукцию и позволило в начале следующего десятилетия существенно расширить модельный ряд.

Именно тогда покупатели познакомились с Suzuki Fronte и Alto (которая на ряде рынков именовалась Servo), переднеприводным Cultus/Swift и рядом других легковых и коммерческих автомобилей. В линейки этих моделей входили версии с разными кузовами, отделкой и двигателями, среди которых были даже моторы с турбонаддувом. Помимо традиционных для Suzuki рынков эти машины поставлялись и в Европу. А уже в 1985 году компания открыла собственные предприятия в Испании и даже в США, где была основана фирма Suzuki of America Automotive Corp., развернувшая выпуск автомобилей японской марки. Следующий прорыв был совершен в 1988 году, когда японский бренд представил полноприводный Vitara, быстро снискавший популярность во всем мире.

В высшей лиге

Последний год ХХ века ознаменовался очередной победой: Suzuki вышла на 12 место среди крупнейших мировых автопроизводителей, реализовав по всему миру около 1,8 млн автомобилей. Одновременно ее признали «самой быстроразвивающейся японской автомобильной компанией в США». Оно и немудрено, ведь объем продаж марки в этой стране вырос за год на 22%!

Особые отношения связывают Suzuki с Индией. Компания является совладельцем крупнейшего индийского автопроизводителя – марки Maruti, с которой в 1983 году было создано совместное предприятие, где японской стороне принадлежало 26% акций. Уже в XXI веке доля японского партнера достигла почти 75%, а в 2007-м компания была переименована в Suzuki Maruti India Limited. В 2010 году объем ее производства составлял 1,214 млн штук – рекордный показатель для Индии.

В третьем тысячелетии, несмотря на полосу мировых экономических кризисов, Suzuki продолжает развиваться. В 2009 году она отметила вековой юбилей, приурочив к этой дате открытие музея марки в Токио. Сегодня основная сфера деятельности компании – это компактные и малолитражные автомобили, а также мотоциклы, лодочные моторы и ряд других продуктов. Ежегодно по всему миру корпорация продает около 2 млн машин и 3 млн мотоциклов, в ее штате состоит более 57 тыс. человек.

Что касается России, то в нашей стране бренд Suzuki представлен с 1998 года, ныне его официальным импортером является ООО «Сузуки Мотор Рус». Продажей и обслуживанием автомобилей занимаются официальные дилеры марки, базирующиеся более чем в 30 крупнейших городах страны. Одним из самых успешных на российском рынке стал 2007 год, когда продажи Suzuki составили 28,6 тыс. автомобилей. Бизнес развивался настолько интенсивно, что корпорация даже объявила о намерении построить под Санкт-Петербургом собственный завод. Ожидалось, что в 2011-м продажи достигнут 42 тыс. единиц… Увы, планы спутал мировой кризис 2008 года – из-за него от строительства завода пришлось отказаться. Однако японцы оптимизма не теряют: они уверены, что упорство и целеустремленность помогут им преодолеть все трудности и в этот раз.  

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9