ТАК НАЗЫВАЮТ изменение внешнего вида или салона автомобиля. Порой – до неузнаваемости. При этом техническая начинка, как правило, остается стандартной.
Для владельцев подобных машин главное – не ходовые качества, а возможность щегольнуть оригинальным дизайном, выделиться в потоке обычных автомобилей. Такие экземпляры обычно неплохо ухожены, а поскольку основные детали и узлы у них заводские, то и с надежностью, как правило, все более-менее в порядке. Однако при покупке автомобиля, прошедшего стайлинг, есть не только “за”, но и “против”.
Прежде всего, такие экземпляры стоят дороже, чем обычные машины той же модели. Причем при последующей перепродаже вернуть эти деньги вряд ли удастся, поскольку на цену уже 4-5-летних автомобилей большее влияние оказывает не комплектация, а техническое состояние.
Художественный рисунок (аэрография), нередко украшающий кузова стайлинговых машин, обычно выглядит эффектно, да и продавец непременно упомянет, что из-за своей приметности такие автомобили не пользуются популярностью у угонщиков. Это правда. Но учтите: впоследствии найти покупателя на подобный экземпляр будет достаточно сложно. Ведь рисунок, который приглянулся вам, вовсе не обязательно понравится другим. А случись, не дай бог, попасть в ДТП, придется перекрашивать всю машину или восстанавливать аэрографию, что влетит в копеечку.
Еще один популярный способ стайлинга – установка доработанных бамперов, порогов, разнообразных спойлеров и антикрыльев. Нередко подобные изменения кардинально меняют облик машины. Но оригинальный обвес далеко не всегда практичен. Как правило, подобные изделия выполняются из относительно недорогих материалов. В холода такие бамперы становятся очень хрупкими и даже от легкого контакта с сугробом могут треснуть. Качество их покраски тоже обычно оставляет желать лучшего, так что через некоторое время она нередко начинает облезать. А затраты на повторную покраску могут оказаться высокими. Выбирая подобный экземпляр, не забудьте поинтересоваться у предыдущего владельца, услугами какой тюнинговой фирмы он пользовался. Если это была солидная компания, устанавливающая продукцию известных брендов, то обязательно должен прилагаться сертификат качества и документы, подтверждающие выполнение заказа.
Точная информация не помешает и в случае, когда покупаете подержанный автомобиль с доработанным салоном. Например, прежний хозяин заменил стандартную ткань обшивки на кожу или алькантару. Порой дорогими материалами отделывается даже передняя панель. Такая работа требует аккуратности и высокой квалификации. Поэтому во избежание неприятных сюрпризов в виде разошедшихся швов на сиденьях или, допустим, неисправностей в электрике надо обязательно выяснить, кто выполнял эти работы.
НА ВТОРИЧНОМ рынке немало автомобилей, прошедших так называемый чип-тюнинг, то есть “перепрошивку” электронного блока управления двигателем с целью немного поднять мощность мотора или снизить расход топлива. Продавец скорее всего будет уверять, что за счет смены программы управления удалось убить сразу двух зайцев: и мощность двигателя повысить, и экономичность улучшить.
К сожалению, на практике это подтверждается редко. Ведь такими “прошивками” в нашей стране обычно занимаются мастералюбители, которые подбирают оптимальные параметры методом проб и ошибок. Поэтому конечный результат такого тюнинга непредсказуем, и у вас есть риск приобрести подержанную машину с огромным расходом топлива или неустойчивой работой на какихлибо режимах. Так что нелишне расспросить прежнего владельца обо всех изменениях в электронике автомобиля.
ТЮНИНГ технической начинки (двигателя и ходовой части) стоит недешево, поэтому делают его обычно, чтобы улучшить динамические качества автомобиля. Такие “заряженные” экземпляры часто участвуют в заездах уличных гонщиков, да и в обычной жизни работают на все 100%. Поэтому даже относительно свежие автомобили, как правило, бывают порядком изношены. С учетом того, что серьезный тюнинг значительно сокращает ресурс узлов, это может привести к дорогостоящему ремонту подержанной машины вскоре после покупки. Подобные экземпляры надо обязательно подвергнуть тщательной диагностике у специалистов. И не верьте продавцу на слово, когда он говорит, что такая машина эксплуатировалась исключительно в спокойном режиме, использовалась лишь для поездок на работу и по магазинам.
Могут возникнуть трудности и при поиске запчастей. Ведь фантазия мастеров тюнинга порой ограничена только финансовыми возможностями владельца автомобиля. Иногда на вторичном рынке попадаются экземпляры, при постройке которых использовались уникальные детали, сделанные под заказ в единичном экземпляре. Если этого не знать, то необходимые для ремонта узлы можно искать очень долго. Поэтому не забудьте поинтересоваться, какие комплектующие применялись при доводке машины.
Кроме того, специалисты советуют выбирать продукцию только хорошо зарекомендовавших себя тюнинговых компаний. Дело в том, что большинство неизвестных фирм в погоне за улучшением динамических качеств автомобиля забывает о том, что любое изменение конструкции должно тщательно просчитываться. Поэтому их поделки могут быть просто опасны на дороге.
“ЗАРЯЖЕННЫЕ” автомобили на базе стандартных моделей выпускаются и самими автопроизводителями. Это могут быть как компактные “горячие” хэтчбеки вроде “VW Golf GTI”, так и представительские седаны, например “Mercedes-Benz S65 AMG”. Все подобные спортивные модификации имеют тщательно проработанную конструкцию, поэтому их надежность достаточно высока.
Однако их покупатель тоже рискует наткнуться на “подводные камни”. Начнем с того, что в Старом Свете на “заряженных” моделях частенько ездят любители путешествий. Поэтому пробег у подержанных экземпляров, привезенных из Европы, как правило, отнюдь не маленький. Кроме того, все детали спортивных модификаций подвергаются повышенным нагрузкам. Исправно работать долгий срок они могу т лишь при условии своевременного и грамотного обслуживания, причем ТО подобные модели, как правило, должны проходить чаще, чем обычные машины. К тому же “заряженные” машины требуют применения более качественного (читай – и более дорогого) масла и других технических жидкостей. Но некоторые владельцы пытаются сэкономить на их обслуживании. Поэтому на вторичном рынке не редкость – порядком изношенные тюнинговые автомобили (даже после заводской доводки).
Это относится и к кузову “заряженных” машин. Его металл под воздействием ударов, передаваемых жесткой подвеской, достаточно быстро устает. Как следствие, в наиболее нагруженных местах (скажем, в районе крепления стоек подвески) появляются трещины и ржавчина. Со временем это приводит к изменению геометрии кузова, и автомобиль теряет прежние отточенные повадки.
Таким образом, при покупке подержанного автомобиля, прошедшего даже заводской тюнинг, надо особое внимание уделить его тщательной диагностике и проверке.