ПЕРВЫЙ вопрос – откуда индекс “7” в названии новинки? Ведь до нее выпускалась пятая серия…
В семействе шипованных покрышек “Hakkapeliitta 7” – одна из самых универсальных.
В ледовом слаломе между конусами покрышка показала хорошую боковую устойчивость.
– Эту модель нельзя назвать неким рестайлингом предшественницы, как было с покрышками четвертого и пятого поколения, – объяснил мне руководитель технического отдела по работе с клиентами “Nokian” Матти Морри. – В “семерке” использовано несколько революционных технических решений – это крупный шаг, образно говоря, через ступеньку. Кстати, мы поступали так и в прошлом, когда после модели второй серии присвоили следующей шине номер “4”.
Первую часть нашего маршрута назвать тестдрайвом просто язык не поворачивался. Какой же это “драйв” – ехать в колонне по узким загородным дорогам не быстрее 80 км/ч под монотонный рокот шипов. Хотя… а где, собственно, рокот? Конечно, некий гул слышен, но отнюдь не назойливый. По крайней мере, не такой, как у многих современных моделей, когда кажется, что у колес цокает копытами игрушечный кавалерийский отряд. Выбор трассы становится понятен: повышенный акустический комфорт лучше всего ощущается в стандартной поездке по обычной дороге.
В голове вертелась фраза из известной рекламы: “Все дело в волшебных пузырьках”. Действительно, секрет необычно тихого поведения покрышки состоит в том, что перед каждым шипом в шашке протектора расположены три мини-”колодца” каплевидного сечения. Эти оригинальные амортизаторы (их назвали “Air Claw” – дословно “воздушный коготь”) смягчают удар шипа о дорогу. Кроме того, при ошиповке применяется уже знакомая технология “Eco Stud System” – под основанием шипа расположена амортизирующая “подушка”.
Организаторы теста, сидящие в головной машине, резко повышают темп до 100-110 км/ч. Для узких дорог, где машины с трудом могут разминуться, едва не чиркнув бортами, да на укатанном снегу, слегка присыпанном гравием, – это очень быстро. Но на поведении моего переднеприводного хэтчбека увеличение скорости не сказалось – подруливать не приходится, не говоря уже о каких-либо контраварийных приемах. Во многом тут заслуга новых шипов. Их рабочая часть сделана в виде вытянутого шестигранника (а не квадрата, как у предшествующей модели). Шипы строго ориентированы – их широкая часть располагается по ходу движения, что идет на пользу разгонным и тормозным характеристикам, а скошенные углы шестигранника улучшают сцепление при боковом скольжении. Многогранным сделано и само тело шипа, за счет этого он прочнее держится в протекторе. Его нижний фланец необычно широк, а значит, имеет большую опору и меньше раскачивается при повышенных нагрузка х. Шипы располагаются по восемь рядов слева и справа от центральной оси шины. (Кстати, предваряя вопросы многих читателей, скажем, что “Hakkapeliitta 7” оснащается шипами только на заводе-изготовителе. Ошиповка у дилеров не предусмотрена.)
В Финляндии даже за Полярным кругом снегоуборочная техника работает довольно прилично – мы нередко выезжаем на свежеочищенные участки сухого асфальта. При этом шина, несмотря на мягкий протектор, вовсе не склонна “гулять” на дороге. Заслугой тому – “трехмерные” ламели со стенками в виде взаимопроникающих пирамидок. Впрочем, такую технологию применяют почти все ведущие шинные компании. В данном случае интереснее то, что фирменный рисунок протектора “елочкой” несколько изменился. На центральном ребре “елочка” словно расправила “лапы” и стала чуть шире, причем ее левая и правая части немного сместились относительно центральной оси. В целом рисунок стал более “собранным”, что положительно сказалось на управляемости и курсовой устойчивости.
На неочищенных участках, покрытых небольшим слоем рыхлого снега, шины “гребут” очень уверенно. Полагаю, на московских дорогах с их вечной снежной кашей новая покрышка тоже чувствовала бы себя в родной стихии. Плечевая зона у нее скошенная, с миниатюрными “ступеньками”, чтобы разбивать слой мокрого снега до твердого покрытия. По крайней мере, на демонстрационных видеороликах слякоть отлетала от покрышки не хуже, чем от ручной снегоуборочной машины.
В ледовом слаломе между конусами покрышка показала хорошую боковую устойчивость.
К цифровому индикатору износа добавился новый, в виде снежинки. Если он стерся – значит, шина потеряла большую часть своих свойств.
НАША колонна без проблем добралась до замерзшего озера. Но это не финал тест-драйва – наоборот, именно здесь будут проводиться самые экстремальные испытания новинки.
Знаете ли вы, что характеристики льда сильно различаются в зависимости от погоды? Группе журналистов, побывавших здесь перед нами, повезло – температура воздуха опускалась ниже –30о С, и по льду можно было ездить почти как по асфальту. А вот в день нашего теста было “тепло” – около десяти град усов мороза. Во время движения под колесами мгновенно возникал скользкий микрослой воды, резко ухудшающий сцепление с поверхностью. Попробуйте в таких условиях оттормозиться с 50 км/ч перед деревянным щитом, имитирующим корму автомобиля, и объехать его. “Hakkapeliitta 7” в принципе позволяет выполнять такие номера. В этом шипу помогает расположенный перед ним “медвежий коготь” (как его называют разработчики) – техническое решение, позаимствованное у предыдущей модели. Благодаря этому резиновому выступу шипы остаются в вертикальном положении и работают более эффективно. А вот что здесь принципиально новое, так это резиновая смесь. Раньше разработчики не могли совместить натуральный каучук с большим количеством силики (двуокиси кремния), которая придает резине мягкость и эластичность в мороз. Теперь за счет нового компонента – криосилана – удалось связать воедино силику, каучук и рапсовое масло. Получилась чрезвычайно прочная резиновая смесь, которая хорошо работает в очень широком диапазоне температур.
А если разогнаться на ледяной дорожке до 70 км/ч и затормозить “в пол”? Как и следовало ожидать, автомобиль пролетает мимо финишной линии, лишь слегка замедлившись. Все правильно, чудес не бывает. Я помню только одни шины, которые обеспечивали почти полный контроль на голом льду, – это специальная модель для ралли с 384 длинными острыми шипами. Впрочем на дорога х общего пользования подобные покрышки просто бесполезны… А покупателям “Hakkapeliitta 7” советуем помнить, что даже у очень хороших шин есть свой предел ходовых качеств.
Зато в ледяном слаломе новинка показала себя с самой лучшей стороны. Обычный переднеприводный хэтчбек с рядовой системой ESP довольно уверенно огибал пластиковые конусы. Помнится, год назад предшественница “семерки” вела себя не столь послушно.
Остается сказать, что “Hakkapeliitta 7” будет выпускаться в 48 типоразмерах диаметром 13-20 дюймов. (Между прочим, финны особо отмечают, что новинка подходит для автомобилей “Porsche”.) Как сказал директор по маркетингу концерна “Nokian” Антти-Юсси Тяхтинен, в зимней линейке фирмы эта модель займет место флагмана. “Hakkapeliitta 5” тоже не снимается с производства, но переместится на более низкую ступень в иерархии компании.