СДЕЛАТЬ музыкальные файлы в несколько раз компактнее помогает технология “психоакустической маскировки” с мудреным названием – “перцептуальное кодирование”. Есть у нее еще одно не совсем оптимистичное имя – “запись с потерей данных”.
Представьте себе, что в полной тишине вас раздражает навязчивое тиканье будильника. Вы негромко включаете радио, и тиканье как будто пропадает. Нет, оно никуда не исчезло, его отчасти заглушило радио, а главное – ваше сознание, которое как бы вычеркнуло тиканье из списка воспринимаемых звуков.
Подобным образом “рассуждает” и компьютерная программа, которая ищет, что можно выкинуть из записи так, чтобы наше сознание этого не заметило. Обычный человек плохо воспринимает очень высокие и очень низкие частоты – долой их. Где-то за мощными аккордами притаились слабые обертоны – вырезать безжалостно. Оставить лишь то, что гарантированно услышит среднестатистический пользователь.
Разумеется, степень “выхолащивания” музыки можно регулировать. Одним из показателей качества и насыщенности звука является его битрейт – сколько информации в секунду “прокачивается” при прослушивании данной композиции. Этот параметр всегда указывается рядом с именем файла, например, при покупке музыки в Интернете или на диске. Если звук ужали, скажем, до 64 Кбит/с, то места такой файл займет очень мало, но качественно будет звучать разве что речевой монолог. А поток в 320 Кбит/с отличит от оригинального компакт-диска лишь тренированное ухо, но и файл получится достаточно крупный. Принято считать, что оптимальным по качеству и размеру будет файл, записанный с потоком 192 Кбит/с.
Выбор музыкального формата уместен, лишь если у вас хороший музыкальный слух и, как говорят специалисты, “натренированность на прослушивание”. Это качество, кстати, можно развить – опытные “слухачи” улавливают различие в качестве звука даже при замене соединительных проводов.
Выбор битрейта во многом зависит от качества аудиосистемы. На дешевом проигрывателе и простеньких колонках даже поток 128 Кбит/с будет звучать очень неплохо – все равно огрехов записи вы не заметите. А вот система класса Hi-End может выявить недостатки у битрейта 320 Кбит/с.
Незамысловатая поп-музыка с простым электронным ритмом не требует плотного потока информации. Если вы любитель джаза или симфонических произведений, то мы посоветовали бы вообще отказаться от сжатых файлов или использовать битрейт не ниже 320 Кбит/с.
Битрейт бывает постоянный и переменный. В первом случае поток информации остается неизменным, даже если в некоторых музыкальных фрагментах играет один инструмент или вовсе воцаряется тишина. Переменный битрейт учитывает сложность композиции и в сложных ее местах прибавляет поток информации, а в простых – убавляет. Такая технология считается более прогрессивной.
НЕСМОТРЯ на то что все перечисленные ниже форматы используют метод психоакустической маскировки, у них есть свои особенности.
Первый массовый формат записи с потерей данных, разработанный в 1995 году. Поддерживает как постоянный, так и переменный битрейт.
Достоинства:
● всемирная распространенность и совместимость с большинством проигрывателей.
Недостатки:
● устаревшая технология кодирования;
● поддержка только двухканальной записи (стерео);
Этот формат разработан компанией “Microsoft”. У него несколько иной механизм отсеивания “посторонних” звуков, который особенно эффективен на малых битрейтах – музыка получается более насыщенной деталями, чем у других сжатых форматов. Однако на стандартных битрейтах (192-256 Кбит/с) особых преимуществ не имеет.
Достоинства:
● простота кодирования (встроен в штатный медиапроигрыватель Windows);
● поддерживаются многоканальные форматы “окружающего звука”;
● есть режим кодирования без потерь (Lossless) и с профессиональным качеством (HD Audio).
Недостатки:
● ориентированность на компьютеры с “Windows”;
● из-за наличия нескольких спецификаций кодека WMA файлы могут оказаться несовместимыми с автомобильной аудиосистемой;
● аппаратура, способная воспроизводить Lossless- и HD-форматы WMA, встречается все еще крайне редко.
Формат разработан двумя годами позже, чем mp3, и использует схожие механизмы кодирования, при этом более интеллектуально подходит к записи, отличая сложное инструментальное произведение от простенького мотивчика. Неоднократно совершенствовался и в настоящее время является базовым форматом для плейеров семейства “Apple iPod”.
Достоинства:
● поддерживает до 48 каналов записи;
● субъективно дает самую чистую и точную передачу музыкального оригинала на высоких битрейтах;
● корректно работает с переменным битрейтом;
● широко распространен в онлайн-магазинах.
Недостатки:
● несмотря на популярность, в технике car audio все еще не распространен, как mp3 или WMA.
Формат изначально настроен на кодирование с переменным битрейтом, причем в очень широком диапазоне, что позволяет максимально приспосабливать запись к конкретному произведению. Сам отбор “ненужной” информации проводится весьма тщательно, что позволяет сохранить больше информации, чем у конкурентов.
Достоинства:
● самые малые потери качества ввиду наличия высоких (более 500 Кбит/с) битрейтов;
● поддержка до 255 каналов;
● корректная работа с потоковым аудио.
Недостатки:
● ограниченная аппаратная поддержка.
В автомобиле вам постоянно придется сталкиваться с дилеммой: либо захватить с собой побольше компакт-дисков и наслаждаться качеством, или ограничиться парой-тройкой “CD-болванок” с записанными на них композициями со средненьким звучанием. Если музыка служит для вас всего лишь ненавязчивым фоном, можете смело выбирать записи в формате mp3 – звучать они будут в любой машине, где есть мало-мальски приличная аппаратура. Если вам небезразлично качество, но и жертвовать местом на диске или флэш-карте вы не собираетесь, тогда ваш выбор – формат OGG. Правда, поддерживают его не так уж много аппаратов. Но если вы ни за что не готовы упустить хоть одну ноту из любимого классического или джазового произведения, тогда альтернативы компакт-диску практически не остается.