Сегодня все большим вниманием компании пользуется природный газ, запасов которого, по мнению аналитиков, хватит более чем на 200 лет – хорошая новость для автомобильного мира, где борьба за экономию топлива и снижение вредных выбросов становится все более острой. Ведь при сгорании газа образуется на 60% меньше углекислоты, нежели в случае с бензином или соляркой.
Еще одна хорошая новость состоит в том, что больше всего газа у России, причем с традиционными источниками, для которых не нужны сложные технологии добычи и переработки. Вторым идет Ближний Восток, где уже действует производство жидкого моторного топлива из природного газа (технология gas-to-liquid – GTL). Америка по его запасам третья. Ожидается, что уже через 25 лет потребности в энергии там будут на 80% покрываться за счет газа.
Местом нашей встречи с представителями ExxonMobil стал финский городок Наантали, где у компании расположен один из европейских заводов по смешиванию масел. Здесь журналистам из России, Белоруссии Казахстана и с Украины (входящих в так называемый российский кластер компании) сообщили о важном решении – переходе на этих рынках от бренда Esso к бренду Mobil.
После слияния в 1999 г. компаний Exxon и Mobil в объединенной продуктовой линейке оказались масла двух марок – Esso и Mobil. До недавнего времени у нас для легковых автомобилей предлагалось полусинтетическое масло Esso, которое было очень популярно у большинства владельцев отечественных машин и немолодых иномарок. Но время старых моделей уходит, и даже вазовские новинки требуют более современных масел и смазок. Доля же иномарок на нашем рынке и подавно растет – их приобретается примерно втрое больше, чем отечественных моделей, поэтому “полусинтетика” все больше сдает позиции более функциональной и долговечной “синтетике”.
При этом в области синтетических масел позиции Mobil исключительно сильны, поскольку бренд имеет непосредственное отношение к созданию первых в мире синтетических моторных масел. Химики треста Standard Oil (одной из частей которого после антимонопольного дробления стала компания Mobil) в качестве побочного продукта органического синтеза предложили прообраз синтетического моторного масла уже в конце 30-х годов ХХ века. Правда, в то время широкого применения в промышленности оно не нашло, а настоящий прорыв в области автомобильных масел произошел спустя 30 лет, когда в 1949 г. специалисты из Drew Chemical Co. и Mobil Chemical создали и запатентовали первые полиальфаолефины – полимеры с низкой вязкостью, незначительно меняющейся в большом диапазоне температур. И первой моторной “синтетикой”, вышедшей на мировой рынок в 1974 г., стало масло Mobil 1.
Учитывая быстрое обновление и пополнение российского автопарка (а это 83% российского кластера ExxonMobil), большую часть поклонников масел Esso компания планирует перевести под знамена Mobil именно в нашей стране. Первый шаг был сделан летом, когда выпуск масел Esso остановили. Важнейшая причина перехода на один бренд – снижение затрат, ведь продвижение и поддержка сразу двух марок требует куда больших сил и средств. Теперь проще будет всем – создателям продуктов, их производителю, маркетологам, продавцам, да и покупателям. Хотя бы потому, что, согласно независимым исследованиям, узнаваемость Mobil растет и сейчас по этому показателю марка превосходит Esso почти вчетверо. Что неудивительно, ведь Mobil уже 30 лет сотрудничает с командами Формулы-1, а в России бренд уже не раз признавался самым узнаваемым.
Перевод на единую марку происходит прозрачно для продавцов и покупателей. На переходный период было принято простое и эффективное решение: вместо весьма популярной “полусинтетики” Esso Ultra 10W-40 теперь выпускается масло с почти тем же названием – Mobil Ultra 10W-40, которое к тому же разливается в канистры с дизайном, очень близким к внешнему виду прежней упаковки Esso. Новое высококачественное масло предназначено для бензиновых и дизельных моторов различных поколений, а его состав максимально приближен к составу заменяемого масла, ведь оно вполне удовлетворяло потребителей. Кстати, одна из ярких и образных находок в рекламной стратегии смены бренда – “масляный тигр”, перепрыгивающий из банки Esso в банку Mobil.
Завод, где смешивают масла, был построен в 1957 г. в 15 км от Турку – третьей по величине городской агломерации Финляндии (после Хельсинки и Тампере). Предприятие расположено практически в порту, через который примерно раз в месяц на завод поступает 3000–4000 т базового масла. Затем к нему добавляют пакеты нагретых в печи присадок и в огромных котлах эту массу смешивают при помощи потока воздуха или механического перемешивания под давлением. Так “варят” масло, разливаемое затем в цистерны, бочки и другие емкости, включая новые 20-литровые канистры.
В целях контроля качества первая и последняя канистры из одной “варки” (около 20 т) на реализацию не поступают, а уходят на проверку. Но это промежуточный этап: со склада каждая партия масла отпускается лишь после следующей, финальной проверки. Управляющий завода Юни Вэлимэки, трудящийся на этом посту уже 15 лет, рассказывает, что за все время его работы здесь была забракована только одна “варка” – это было связано с резко возросшей влажностью воздуха. В целом же на предприятии заняты всего около 100 человек, поскольку процессы максимально автоматизированы.
Разумеется, в цехах идеально чисто и выдерживаются самые строгие производственные стандарты. Розлив масла в емкости осуществляется автоматически, а каждая канистра взвешивается до и после заливки, и за счет того что всегда дается небольшой “плюсовой” допуск, вероятность недолива масла полностью исключена. Выходя с завода, продукция Mobil направляется на огромный склад в Турку, из которого затем идет на восток – в российский кластер.