Как известно, в истории необычайно велика роль случайных открытий. Взять хотя бы пенициллин. Многие из таких спонтанных открытий заняли прочное место в автомобилях – это и безопасное стекло, и застежки-“липучки”, и вулканизированная резина. Список можно продолжать, но без одного – случайного или не очень – открытия развитие двигателей внутреннего сгорания точно шло бы не столь успешно. Речь идет о Чарльзе Уэйкфилде, на заре автомобильной эпохи добавившем в моторное масло… касторовое, в результате чего был открыт способ повышения вязкости минеральных моторных масел, и в 1909 г. появились первые масла Castrol.
В то время как у многих касторка ассоциируется лишь с некогда популярным и немного курьезным средством медицинского назначения, она по-прежнему востребована в технике – например, используется при изготовлении смазки для колесных пар железнодорожных вагонов.
Удачный старт вывел Castrol в мировые лидеры, которые обеспечивают смазками технику, работающую на суше, воде и в воздухе. Не обошлись без смазок Castrol даже американские марсоходы и космические шаттлы. Еще одной яркой победой технологий компании стал мировой рекорд скорости, установленный при ее поддержке в 1997 г., когда при движении по земле впервые была превышена скорость звука и достигнут максимум в 1229,78 км/ч. Ну а для обычных автомобилей Castrol уже более 40 лет выпускает высококачественные всесезонные масла, заметно уменьшающие стоимость эксплуатации.
Успех любой компании определяется тем, насколько быстро она подстраивается к постоянно меняющимся условиям. Представители Castrol рассказали нам, что в среднем формула масла живет всего два года, а разработка новой стоит от 3 до 6 млн долларов.
Требования к маслам меняются очень динамично, и главным образом из-за активно внедряемого даунсайзинга – уменьшения габаритов двигателей для легковых автомобилей при повышении их мощности. Исследования показывают, что за последние десятилетия 2-литровые двигатели BMW стали мощнее более чем на треть, а 1,8-литровые моторы для VW Passat – почти на 40%. А ведь более компактный двигатель имеет меньшую емкость поддона картера, поэтому если раньше в двигатели заливали 5–6 л масла, то теперь – всего 3–4 л при всех сохранившихся и добавившихся функциях. Количество масла – один из критических параметров, определяющих срок его замены. В двигателях магистральных тягачей, где объем масла доходит до десятков литров, оно “выхаживает” до 150 тыс. км!
Функций у моторного масла не один десяток, но первой и основной остается снижение потерь на трение. Тончайшая масляная пленка должна выдерживать удельное давление до 10 тыс. кг на 1 кв. см, возникающее, например, между кулачками распределительного вала и рычагами клапанного механизма. Чтобы осознать масштаб этого явления, представьте себе, с какой силой давит шпилька женской туфли на поверхность, если на туфлю действует вес двух слонов!
В современных форсированных моторах все важнее становится задача эффективного охлаждения поршней моторным маслом, поэтому в некоторых новых двигателях используются масляные форсунки с электроприводом, позволяющие оптимизировать подачу масла. Форсировка моторов достигается главным образом за счет использования турбонагнетателей, для которых смазка и охлаждение столь же важны.
Одним из факторов, вынуждающих химиков искать новые формулы масла, – ужесточение требований к вредным выбросам. Для использования в моторах с сажевыми фильтрами, например, нужны особые масла, но единственным способом уменьшить выброс парникового газа остается снижение расхода топлива.
А еще хотелось бы, чтобы масло приходилось менять реже, хотя бы как в Европе – через 30 тыс. км или два года эксплуатации. Впрочем, жителям мегаполисов с таким климатом и трафиком, как в Москве, рассчитывать на это пока не приходится. Даже с учетом того, что масла Castrol Edge не менее чем на треть превосходят конкурентов по прочности масляной пленки и устойчивости к предельным нагрузкам, а также того, что “интеллектуальные” молекулы масла Castrol Magnatec уже почти 20 лет успешно защищают двигатели от износа в первые минуты после холодного пуска.
Об этих и других успехах компании нам рассказывали, проводя по многочисленным лабораториям технологического центра Castrol, расположенного в уютном местечке Пэнгборн. Здесь ежегодно проводится более 60 тыс. испытаний “горючки” и смазок.
В составе любого моторного масла примерно 80% – это основа, к которой добавляется по 10% присадок и загустителя. Загустители – синтетические гели – производятся многими компаниями, поэтому при составлении масел используются уникальные модификаторы вязкости собственного производства, а также покупные.
Новые формулы масла прежде всего тестируются на стендах, где имитируется трение, возникающее между фрагментами поршневого кольца и цилиндра. А когда из нескольких формул-кандидатов отбираются две-три самые удачные, наступает время стендовых испытаний двигателей и комплектных автомобилей или мотоциклов. Эти стенды загружены постоянно и останавливаются лишь на несколько часов для обслуживания и установки новых испытательных образцов. Автомобилями и мотоциклами на стенде с беговыми барабанами управляют уникальные роботы, каждый из которых стоит несколько сотен тысяч долларов.
Научные исследования – поле для создания уникальных объектов и материалов, но для их проведения не обойтись и без уникальных людей. В одной из лабораторий, где разбирают двигатели, прошедшие ресурсные испытания, нам рассказали о совершенно удивительных экспертах, которых в мире насчитывается всего около 70. И двое из них работают в Пэнгборне. Эти моторные “сомелье” по едва уловимым переходам цветов трущихся поверхностей деталей, снятых с двигателя, способны составить целостную картину износа двигателя и оценить эффективность работы масла.
Но разработать премиальное масло – это еще не все. Не менее важно, чтобы обычные пользователи получали масла (и другие эксплуатационные материалы, которые производит Castrol) нужного типа, качества, количества и в нужное время. Для этого существует отлаженная система для работы с дистрибьюторами, а кроме того, Castrol предлагает специальные программы по бизнес-консультированию и обучению персонала сервисных центров и независимых СТО.