Автопроизводитель требует менять масло через год или 15.000 км. А зависит ли срок замены от условий эксплуатации машины?
– ЗАВИСИТ, и практически все автопроизводители указывают дополнительные факторы, как правило, сокращающие интервал замены масла. Это, в частности, езда по плохим дорогам, использование режима “старт-стоп”, буксировка прицепа, долгая работа двигателя на холостом ходу или на высоких оборотах, нестабильное качество топлива.
Например, плотный трафик в мегаполисах вносит свои коррективы. Скажем, машина три часа простояла в пробке с включенным двигателем. Пробег нулевой, а масло за это время “наработало” столько моточасов, словно вы проехали по трассе не одну сотню километров.. Таким образом, за 15.000 км в городе масло теряет свои характеристики значительнее, чем при езде без пробок и долгой работы на холостом ходу.
Автопроизводитель разрешает применять как минеральное моторное масло, так и синтетическое или полусинтетическое. Но минеральное дешевле. Так какой смысл переплачивать?
– ЭТО ПЛАТА за более высокое качество и эффективность. Полусинтетические и – особенно – полностью синтетические масла по сравнению с минеральными имеют лучшие эксплуатационные свойства. У “синтетики” и “полусинтетики” лучше и пусковые характеристики согласно зимним классам вязкости, например, SAE 0W, 5W. Поэтому, если вопрос цены для автовладельца не определяющий, предпочтительнее выбирать масло с полусинтетической или полностью синтетической основой. К примеру, у “Shell” это соответственно линейка “Helix Plus” и “Helix Ultra”.
Говорят, что для моторов с большим сроком эксплуатации предпочтительнее все же минеральное масло. Это верно?
– НЕТ, ЭТО распространенное ошибочное мнение. В двигателе со значительным износом масло подвергается большим нагрузкам от интенсивно окисляющих его газов, которые прорываются в картер из камеры сгорания (из-за увеличенных зазоров). Да и другие системы подержанного мотора работают уже не так, как новые, – отсюда местные перегревы, плохое распыление топлива и т.д., что в конечном счете тоже повышает нагрузку на масло. Поэтому минеральные сорта – не лучший вариант для использования в этом случае.
Кроме того, для изношенного двигателя нелишне использовать синтетическое или полусинтетическое масло с более высоким летним классом SAE, чем для нового автомобиля. Например, если автопроизводитель изначально рекомендовал масло с летним классом SAE 30 (5W-30, 10W-30), то теперь оптимальным решением будет переход на класс SAE 40 (5W-40, 10W-40).
Надо ли промывать двигатель перед каждой заменой масла?
– НЕТ, ПОСЛЕ работы на современном синтетическом масле это не требуется. Оно и так содержит активные моющие присадки, которые очищают внутренние поверхности двигателя и препятствуют образованию нагара. Если вы все же решили промыть мотор, то для этого лучше залить свежее масло (можно не столь дорогую “полусинтетику”) и вновь поменять его на “синтетику” вместе с фильтром через 1.5002.000 км. Такой способ промывки – самый эффективный и безопасный для двигателя.