Но сейчас такие аппараты начали появляться на прилавках. Мы собрали все детекторы, которые, по заверениям производителей, адаптированы для работы со “Стрелкой”, и взялись проверить их работоспособность.
В автомобильном сообществе все чаще раздаются возмущенные возгласы: мол, мне стали приходить “письма счастья” со штрафами за превышение скорости, а мой дорогой “антирадар” молчит, как партизан на допросе! За что только деньги платил! Тем, кто уже побывал в такой ситуации, сразу скажем: не спешите винить производителей радар-детекторов! Им самим задали весьма сложную задачу. Ведь уже больше года назад на московских улицах начал появляться новый комплекс “Стрелка-СТ”, который только на первый взгляд похож на другие. Бороться с ним крайне сложно – в нем применили импульсный радар с очень малой длительностью импульса и низкой мощностью. Поэтому почти все нынешние детекторы просто не улавливают его сигналов. Некоторые производители пошли по пути наименьшего сопротивления: они максимально повысили чувствительность своих аппаратов. Это приводит к печальному результату – детектору перестаешь верить, поскольку он ловит не только сигналы комплексов контроля скорости, но и множество посторонних радиосигналов. Вполне закономерно, что он очень часто поднимает тревогу на пустом месте. Но даже такая мера не гарантирует уверенного приема сигнала “Стрелки”. Впрочем, не будем голословными – отправляемся на испытания.
Выбирая подопытных, мы решили не обращать внимания на цену, имидж, авторитет производителя и взяли только те радар-детекторы, производители которых заявляют: наша продукция ловит “Стрелку”! В эту группу попали устройства самых разных ценовых категорий. Самый доступный из них – StreetStorm STR-4010, его цена колеблется около 3000 рублей. Кстати, только производители этого аппарата рискнули упомянуть об “особом таланте” своего детища прямо на коробке – остальные пишут об этом только в аннотациях и на сайтах в Интернете.
Следующие претенденты играют в ценовом диапазоне 7000–8000 рублей – это Cobra RU 835 и Whistler Pro-79 Ru. Чуть дороже Stinger Pro RX-75ST – за него придется заплатить около 10 000 рублей. Ну а самыми дорогими в нашем тесте оказались Belltronics RX65 (12 000–14 000 рублей) и Passport Escort 9500i (16 000–20 000 рублей).
Определившись с участниками теста, мы отправились к работающему радарному комплексу “Стрелка-СТ” на Дмитровском шоссе. Выбрав стартовую точку примерно в 2 км от камеры, вешаем на стекло поочередно все детекторы и с замиранием сердца начинаем потихоньку приближаться к небольшой коробочке, укрепленной на мачте над дорогой.
Не углубляясь в подробности сразу скажем: засек “Стрелку” только один детектор – Stinger Pro RX-75ST. За 1250 м (дистанцию мы замеряли с помощью GPS-прибора) до камеры он громко заверещал, а на экране появилась надпись “Strelka”. Кстати, важно не только то, что он уверенно поймал сигнал, но и расстояние, на котором он предупредил водителя. Ведь помимо прочих особенностей комплекс “Стрелка-СТ” обладает еще и внушительной дальнобойностью – замер скорости происходит на дистанции до 500 м, а уж фотографию камера делает только тогда, когда нарушитель подъедет поближе. Учитывая эту особенность, от радар-детектора логично ждешь, что он предупредит заранее, чтобы успеть сбросить скорость.
А вот с остальными конкурентами вышел казус. Выступить на равных со Stinger не смог ни один из них. Мы начали потихоньку уменьшать дистанцию: 700 м... 500… Результат тот же: все молчат. Лишь за 100 м до камеры вдруг проснулся Passport – он выдал голосовое предупреждение. Тут, однако, нужно прояснить несколько моментов. Во-первых, именно этот аппарат единственный в нашем тесте оснащен модулем GPS и базой данных, в которую занесены некоторые стационарные камеры. И предупреждение он выдал не потому, что засек радар – на экране он так и не показал обнаруженного излучения, – а потому, что координаты нашего местоположения оказались около точки, помеченной в памяти аппарата как зона контроля скорости. Во-вторых, толку от такого предупреждения, увы, никакого. Если бы мы не ползли с черепашьей скоростью, а ехали с превышением, “Стрелка” уже давно бы нас засекла и зафиксировала в своей памяти.
Следом проснулся еще один претендент – на этот раз громко заверещала Cobra. Ценность такого предупреждения еще ниже: детектор сработал, когда до камеры осталось… меньше 50 м! А вот остальные участники теста продолжили отмалчиваться. Вот и верь после этого громким заявлениям производителей!
Результат теста, мягко говоря, нас ошарашил. Причем настолько, что, несмотря на предельно простую тестовую программу, мы сами засомневались: может, мы допустили какую-то ошибку – неправильно вешали аппараты, не выставили нужные параметры в меню? Чтобы избавиться от сомнений, решили провести повторную проверку, на этот раз в зоне действия более старого и привычного комплекса “Искра-210а”. И оказалось, что мы все сделали правильно – с такой задачей справились все испытуемые: они уверенно засекли сигнал, предупредили водителя об излучении с большим запасом. Озадачил лишь один Belltronics. Даже когда мы проехали “коробку” радара и удалились от нее на несколько километров, он продолжал время от времени попискивать, указывая на экране странные частоты. Видимо, производители этого аппарата как раз и решили не искать противоядия против “Стрелки”, а просто увеличить чувствительность детектора настолько, что он начал воспринимать любой радиосигнал как угрозу.
Изучая результаты нашего эксперимента, вы можете подумать: а зачем вообще нужен радар-детектор? Ведь гораздо проще (и дешевле) ездить без нарушений.
А камеры контроля скорости, по логике, должны стоять только в действительно опасных местах. Но давайте будем справедливы: мы живем в стране, где логика далека от жизни. В реальности проехать по Москве, ни разу не нарушив скоростной режим, практически невозможно.
Да и камеры у нас не всегда вешают там, где нужно, – порой их устанавливают там, где удобно. А уж понять, почему именно здесь действует такое ограничение, иной раз просто невозможно: то ли забыли убрать знак после ремонта дороги, то ли просто потому, что нужно было хоть куда-то установить знак.
Из этого всего следует парадоксальный на первый взгляд вывод: радар-детекторы повышают безопасность на дороге, ведь, услышав сигнал такого устройства, водитель инстинктивно сбрасывает скорость, снижая риск аварийной ситуации.
Вдобавок у них есть, конечно, и побочный эффект: они помогают сэкономить на штрафах. Увы, полноценно со своей задачей справился лишь один детектор. Будем надеяться, что со временем и остальные научатся вовремя предупреждать о “Стрелке”. Тем более что до конца 2012 г. в Москве и Подмосковье собираются увеличить количество таких комплексов со 150 до 450.
Потихоньку этот “московский бич” распространяется и на другие регионы – там тоже начинают закупать подобное оборудование, несмотря на его высокую цену. А значит, в скором времени этот вопрос станет еще более актуальным.
И решить его пока можно лишь двумя путями – купить Stinger Pro RX-75ST или уповать на собственную везучесть. Как показывает практика, на второй вариант не стоит возлагать больших надежд.
Что грозит водителю, если автоматическая камера зафиксировала нарушение скоростного режима? На сегодняшний момент действуют следующие правила.
Превышение скорости на 10–20 км/ч: штраф 100 рублей.
Превышение скорости на 20–40 км/ч: штраф 300 рублей.
Превышение скорости на 40–60 км/ч: штраф 1000 рублей.
Превышение скорости на 60 км/ч и более: штраф 2500 рублей.
Если вы считаете такие нормы слишком жесткими, помните: если за превышение больше 60 км/ч вас поймает не камера, а инспектор ДПС, вы можете вовсе лишиться водительских прав на срок от четырех до шести месяцев.
В обиходе мы часто называем радар-детекторы антирадарами. Но это в корне неправильно, это разные по назначению и устройству аппараты. Радар-детектор – это пассивный приемник, настроенный на определенные частоты. А вот антирадар – активный прибор, который собственным излучением мешает работе измерительной аппаратуры. Последние, кстати, стоят вне закона – если вас поймают с таким устройством на борту, неприятностей будет много. Но и пассивные детекторы использовать можно далеко не везде. Например, в большинстве европейских стран они тоже запрещены.