ВО МНОГИХ развитых странах дорожная полиция уже который год пытается запретить использование “кенгурятников”. Мотивируется это прежде всего заботой о безопасности пешеходов. Массивная металлическая конструкция, укрепленная на носу внедорожника, начисто лишает попавшего под колеса человека шансов на выживание. Статистика дорожно-транспортных происшествий, к сожалению, это подтверждает – “защитные” дуги просто ломают людей. В России заботе об окружающих традиционно придается существенно меньшее значение, чем в гуманной Европе. Но, по словам специалистов, “кенгурятник” при аварии может представлять опасность и для людей, находящихся внутри машины.
– Установка дуг, не сертифицированных заводом-изготовителем, неизбежно приводит к снижению уровня пассивной безопасности автомобиля, – утверждает Олег Головкин, директор сервисного отделения “Land Rover” компании “Муса Моторс”.
Как известно, самая сложная (с точки зрения проектирования) деталь современного автомобиля – это его кузов, который должен одновременно быть достаточно жестким (чтобы обеспечить хорошую управляемость) и иметь легкосминаемые зоны – залог высокой пассивной безопасности. На какие только ухищрения не идут инженеры, чтобы выполнить эти, во многом взаимоисключающие, требования. А установив “кенгурятник” (зачастую произведенный неизвестно кем и неизвестно из чего), владелец джипа сводит на нет усилия разработчиков. Последствия при аварии могут быть непредсказуемыми.
Железные трубы, прикрученные к раме внедорожника, при лобовом столкновении передают жесткий удар напрямую на силовые элементы кузова, минуя его энергопоглощающие зоны. Соответственно перегрузки, которые испытывают находящиеся внутри люди, многократно возрастают и могут достигнуть опасных для жизни значений. Кстати, и урон, нанесенный кузову автомобиля, тоже может оказаться большим. Восстановление нарушенной геометрии несущих элементов стоит существенно дороже, чем замена бампера и радиаторной решетки.
Фактор неопределенности проявляется также в работе подушек безопасности. Кузов сминается вовсе не так (не в тех местах и не с той скоростью), как предполагали изготовители автомобиля. Поэтому, как и когда сработают датчики, тоже никто не знает. Подушки могут “выстрелить” при легком ударе, когда вреда от них больше, чем пользы, и, наоборот, бездействовать при серьезной аварии, когда от них зависит жизнь водителя и пассажиров. Самовольное вмешательство в конструкцию автомобиля (а установку защитных дуг ПДД трактуют именно так) делает результаты краш-тестов, которые машина проходила при обязательной сертификации, недействительными.
Нередко “кенгурятник” мешает работе штатной светотехники автомобиля, частично перекрывая ее рабочие секторы. Освещенность дороги при этом значительно ухудшается. Многие владельцы замечают это и пытаются решить проблему путем установки на дуги дополнительных или противотуманных фар. А это тоже противоречит Правилам дорожного движения..
Но помимо конструкций сомнительного происхождения на прилавках дилерских центров можно встретить защитные дуги, рекомендованные фирмой-изготовителем машины. Это могут быть либо устройства, прошедшие полную сертификацию (в том числе и краштесты) в составе автомобиля, либо разрешенные к использованию только на бездорожье. Это всегда указывается в сопроводительных документах.
“Кенгурятники”, с которыми можно ездить по дорогам общего пользования, должны крепиться к кузову автомобиля через специальные демпфирующие проставки (кстати, одноразовые – после любого, даже незначительного, столкновения их придется менять), устанавливаться только на предназначенные для них места и иметь мягкую обрезиненную поверхность. Благодаря этому фирменные изделия не сильно нарушают алгоритм работы энергопоглощающих зон кузова и относительно безопасны для пешеходов. Но в дополнение к этому многие производители предписывают при установке защитных дуг заменить и штатные датчики подушек безопасности для того, чтобы оптимизировать время их срабатывания. Но в России такие устройства – очень большая редкость..