...а простором в салоне на голову превзойдет любой внедорожник Проехать 4000 км и вернуться обратно? Пара пустяков! Главное – правильно выбрать транспорт. Мы использовали топовый Volkswagen Multivan, и долго не желали с ним расставаться
Для того в отпуске и нужна машина, чтобы иметь возможность отклониться от проторенных туристических маршрутов, набивших оскомину достопримечательностей и сполна предаться нетривиальным впечатлениям. Загвоздка в том, что “альтернативные” памятники истории и культуры требуют предварительной проработки и точной локализации на местности, ибо популярные справочники их игнорируют. Кроме того, расположены они, как правило, поодаль от ключевых магистралей. Отсюда – увеличение расстояний и временных затрат, что, впрочем, с лихвой компенсируется удовлетворенным инстинктом охотника.
Наш путь пролегал на курорты Южной Европы через Балтийское море, которое мы преодолевали на грузопассажирском пароме. Пристроив в его чрево Multivan, мы заняли семьей отдельную каюту – и в путь.
Дороги
Боюсь показаться банальным, но немецкие автобаны – лучшие в мире. И не только состоянием покрытия, но и придорожным сервисом. Здесь регулярно встречаются зоны отдыха, включающие в себя обширный паркинг, первоклассное бистро, АЗС и детскую площадку. Наибольшее впечатление произвели рестораны самообслуживания сети Serways – современный и уютный дизайн, бесконечный выбор блюд и услуг, радушный персонал. За 25 евро “с носа” вас не просто покормят, а откормят. На южном берегу озера Кимзе, там, где проходит трасса Мюнхен – Зальцбург, сохранился самый первый в Германии придорожный комплекс (так называемый “растхаус”). Построен он был в 1938 г. по личному указанию Гитлера, часто ездившего между столицей Баварии и резиденцией Оберзальцберг.
На автобане скорость 160–180 км/ч вполне безопасна и комфортна, однако не рассчитывайте, что вы за час проедете те самые 160 км. Автобаны потому и идеальны, что их регулярно ремонтируют. А ремонт – это сужение проезжей части и ограничение скорости. Нам довелось побывать в 15-километровом заторе, который полз медленнее черепахи. Еще одно наблюдение: немцы изменили стиль вождения, появилось больше агрессии. Перестраиваются, не включая “поворотники”, вклиниваются в соседний ряд на грани физического контакта, нервно реагируют на быстроходный микроавтобус: дорогу уступать не хотят.
Но Multivan не лыком шит: нахраписто ускоряется в диапазоне 130–170 км/ч, вперед несется, как “Сапсан”, а тормоза вообще выше всяческих похвал. В салоне тихо, только мотор сыто урчит баритоном. Автомобиль демонстрирует могущество аэродинамики: с педалью “в полу” стрелка спидометра замирает на отметке “200”, но можно дойти и до “210”, нажав кнопку складывания огромных зеркал. Аппетит у вэна в такие моменты, понятно, исполинский, чего уж греха таить, – 235 “лошадей” на 2,2 т массы даром не даются.
По части дорожного строительства итальянцы равняются на немцев, и некоторые их творения заслуживают уважения. В частности, системы тоннелей в Доломитовых Альпах и пригородах Генуи. Но в целом подтянуться к уровню соседей не удается: магистрали узкие, второстепенные дороги грешат дефектами наподобие утопленных люков. Придорожные закусочные заведения сети Autogrill – пародия на немецкие аналоги. Что же касается поведения на дороге, то итальянцы не по-детски “отжигают”. Особенно вблизи тех мест, где живут. Скорость превышают на 40 км/ч, а то и больше, обгоняют через сплошную линию, паркуются где попало и как попало.
Французские водители – самые сдержанные, дисциплинированные и предсказуемые. И машины у них самые скромные. Зато дорожное покрытие во Франции лучше, чем в Италии, хотя инфраструктура пребывает в зачаточном состоянии: в провинции даже заправки встречаются с тревожащей редкостью. Притом что пунктов оплаты на магистралях хоть отбавляй. Монеты расходуются с огромной скоростью, поэтому запасайтесь заранее! Но “халявные” второстепенные дороги не вариант – слишком медленно. Более всего обескураживает обилие перекрестков и поворотов. Это даже не паутина дорог, а какой-то асфальтовый Интернет, в котором без спутникового навигатора не разберешься. С другой стороны, прозевав свой поворот и свернув на следующем, всегда доберешься до цели.
Бавария
Прошлого не изменишь. Как ни крути, но в историю Баварии тесно вплетена история немецкого фашизма и лично Адольфа Гитлера. Время постепенно стирает с лица земли свидетельства той эпохи, но многие из них еще целы. Пожалуй, наиболее интересным и идеологически “нейтральным” артефактом является горная долина Оберзальцберг на границе с Австрией, где располагались резиденции Гитлера и нацисткой верхушки. Сейчас от комплекса зданий почти ничего не осталось, зато сохранилось высокогорное шале “Кельштайнхаус”, подаренное Борманом фюреру на 50-летие. Добраться туда можно лишь на маршрутном автобусе по серпантину. На конечной остановке расположен вход в тоннель, ведущий к отполированному до блеска лифту из бронзы. Далее следует 124-метровый подъем – и вы в шале, которое сегодня превращено в кафе.
Подступы к Оберзальцбергу охраняла целая армия, и в соседних городках Штруб и Нонн до сих пор можно увидеть казармы 30–40-х годов. А в 120 км к северу, в лесах близ Альтмюльдорфа, лежат руины грандиозного железобетонного ангара. Это завод Weingut-1, где планировалось выпускать реактивные истребители “Me-262”. Достроить его не успели.
Башенные бомбоубежища (“хохбункеры”) в Мюнхене уничтожить даже не пытались, уж слишком прочны их стены. Облагороженные и замаскированные под архитектуру XIX века, они стоят в разных районах города. Мюнхен вообще изобилует историческими реликвиями. Например, мы отыскали невзрачный особняк на Дельпштрассе, где провела детство и юность Ева Браун. Высшая музыкальная школа размещена в том самом здании неоклассического стиля, где 30 сентября 1938 г. был заключен так называемый “Мюнхенский сговор”, позволивший Германии аннексировать у Чехословакии Судетскую область. Побывали мы и в доме номер 31 на Конноллиштрассе. Мемориальная доска у входа напоминает, что здесь в сентябре 1972 г. спортсмены олимпийской сборной Израиля были захвачены арабскими террористами и позднее убиты.
Тем же, кто интересуется более ранними периодами, рекомендую доехать до Регенсбурга и посетить величественный храм Валхалла. Это сооружение, весьма точно копирующее афинский Парфенон, гордо возвышается над берегами Дуная. Оно было построено по воле баварского короля Людвига I к 1842 г. в целях прославления лучших сынов немецкого народа, чьи бюсты собраны внутри. Из той же серии монументальная ротонда Бефрайунгсхалле близ Кельхайма.
Погрузиться в глубь веков поможет визит в замок Бургхаузен, известный своими удивительными пропорциями: при ширине 80 м он вытянут в длину на 1050 м! Здесь сохранен средневековый двор, который облюбовали кинорежиссеры. На обратном пути в Мюнхен есть резон посетить городок Фрайзинг, в котором находится пивоварня “Вайнштефан”. Старейшая в мире! Первые эксперименты местных монахов с пенным напитком относятся к 768 г., а его полноценное производство началось в 1040 г.
Хотите отмотать время назад еще больше? Во многих районах Баварии встречаются останки древнеримских укреплений II века нашей эры – Limes Germanicus, или “германской границы”, некогда состоявшей из 60 крепостей и 900 сторожевых вышек. Один из таких фортов воссоздан в Пфюнце, в 100 км от Фрайзинга. А если и этого мало, добро пожаловать в Айхштет с его компактным, но богатым музеем юрского периода, в котором демонстрируются окаменелости доисторических животных, в том числе археоптерикса. Все экспонаты добыты неподалеку, в каменоломнях Зольнхофена. Такой коллекции нет нигде в мире.
И не смотрите, что мы легко относимся к большим расстояниям – Volkswagen Multivan просто создан для дальнобойных марш-бросков. Еще дома мы демонтировали второй ряд сидений, сдвинули задний диван вперед, разделив Multivan на три просторные зоны – переднюю, пассажирскую и багажную. В пассажирском отсеке оказались отдельный блок климат-контроля, потолочный DVD-плейер, штатный раскладной столик и шторки на тонированных окнах. К тому же сдвижные двери снабжены электроприводами. Водителя и его соседа радуют “капитанские” кресла с отличным профилем и мягкая работа кондиционера. В итоге возникла забавная ситуация, когда никто из присутствовавших на борту не хотел уступать своего места, считая его наилучшим. Даже руль нужен был только водителю.
Франция
За время пребывания на Ривьере мы объехали все легендарные курорты. Особенно впечатлили римские руины Фрежюса и шоу китов-касаток в Антибе. Сен-Тропе, Сен-Рафаэль, Сен-Максим и Канн достаточно одномерны – там вся жизнь протекает на набережных и пришвартованных вдоль них яхтах. Любопытно, что добрая половина судов имеет своим портом приписки Лондон, и английское влияние на Лазурном Берегу чувствуется: именно англичане играют первую скрипку на местном рынке недвижимости. Качество еды и сервиса во Франции посредственное. Более того, в маленьких городках вам запросто могут выказать нежелание обслуживать. Но это обыкновенная лень. Чтобы хорошо поесть с гарантией, готовьте 80–90 евро на двоих без алкоголя.
Древняя Ницца была бы мила, если бы не убийственные пробки. Более или менее свободно на Променад-дез-Англе – Английской набережной, той самой, где в 1927 г. нелепо погибла танцовщица Айседора Дункан. Монако? Сверхплотная застройка и запутанный клубок дорог. Изобилие дорогих магазинов, еще более дорогих отелей и престарелых туристов. Покружив по недрам этой головоломки, мы предпочли подняться в горы, в Ля-Тюрби, откуда на Монако открывается потрясающий панорамный вид. Тут же находятся останки колоссального римского монумента “Альпийский трофей”, возведенного в честь покорения 45 вольных племен Октавианом Августом. Кстати, военно-морской базой Октавиана был Фрежюс, откуда его флот вышел в 31 г. до нашей эры, чтобы разгромить Марка Антония и его супругу, египетскую царицу Клеопатру в битве у мыса Акций. Во Фрежюсе имеется полный набор образцов римского зодчества: амфитеатр, драматический театр, виадук и даже маяк.
Южная Франция – царство живописной природы. В 40 км от побережья раскинулось плато Коль-де-Ванс, Мекка европейских уфологов. Здесь часто наблюдают НЛО, светящиеся шары и прочие аномалии. На западе Коль-де-Ванс граничит с Вердонским ущельем глубиной 700 м – крупнейшим в Европе. Через расселину, где энтузиастами практикуются всевозможные экстремальные виды спорта, перекинут мост Артюби с рекордной высотой пролета 182 м. Выглядит все это фантастически, заставляя человека чувствовать себя крошечной букашкой.
На полпути от ущелья к песчаным пляжам Сен-Эгюльфа в низине лежит город Драгиньян. Заехать сюда стоит ради дольмена – примитивного сооружения эпохи неолита, внешне смахивающего на кусок английского Стоунхенджа. Другая достопримечательность – американский воинский мемориал, где похоронены бойцы 7-й армии США, погибшие в 1944 г. в ходе операции “Драгун”. Это была крупнейшая в истории морская десантная высадка в Средиземноморье, направленная на вытеснение немцев с Французской Ривьеры.
Италия
Апеннины ассоциируются с отдыхом и шопингом. Здесь полный порядок и с тем и с другим. Итальянцы удивили гостеприимством, дружелюбием и готовностью идти навстречу в любых вопросах. Большинство хорошо изъясняется на английском, а если нет, быстро найдут того, кто язык знает. Чеки в ресторанах на 20% меньше, чем в соседней Франции, еда лучше, сервис отличный, ненавязчивый.
Основу итальянского шопинга составляют аутлеты – огромные торговые комплексы, сформированные из магазинов-дискаунтеров. Их много, и они отличаются друг от друга товарными линейками (хотя есть они также во Франции, Германии, Швейцарии). Приезжать сюда имеет смысл на весь день, чтобы решить все проблемы с гардеробом. Мы приобрели все, что дома искали неделями, причем по ценам на 40–60% ниже московских.
Ничего жестче итальянских серпантинов мы не встречали. Горный перевал Стельвио слывет самой живописной и сложной дорогой в Альпах, во всех отношениях превосходящей австрийский Гросс-глокнер. Он и впрямь крут, но есть места и покруче. Например, 35-километровый участок между городом Комо и престижным курортом Белладжио, где узкая дорога в полторы полосы вьется вдоль обрыва над озером. Каждый второй поворот – закрытый, а за ним может оказаться автобус, мотоцикл или бойкий Fiat 500.
Здесь фольксвагеновский “автомат” приходится переводить в спортивный режим, иначе он мечется в сомнениях. Двигатель бодро вытягивает машину на любой подъем, его роскошный, породистый голос эхом гуляет между скалами. Управляемость, конечно, характерная: в “шпильках” тяжелый минивэн становится неуклюжим и инертным. Но благодаря отличным настройкам гидроусилителя единение водителя с машиной никуда не исчезает. Тормоза даже после продолжительного спуска уверенно держат. К тому же Multivan идеален в плане чувства габаритов – большое остекление и короткие свесы в сочетании с высокой посадкой водителя позволяют играючи разъезжаться со встречными машинами в самых тесных коридорах и маневрировать на пятачке. И парковаться на минивэне оказалось делом пустяковым.
Берега озера Комо усеяны виллами – одна помпезнее другой. С каждой связано немало легенд. Так, на знаменитой вилле д’Эсте в 1987 г. состоялось заседание таинственной Бильдербергской группы, которую многие считают теневым мировым правительством. А у ворот виллы Бельмонте 28 апреля 1945 г. партизаны расстреляли Бенито Муссолини. На северной оконечности Комо, в Колико, прячется построенный в 1913 г. форт Монтеккьо с четырьмя дальнобойными орудиями – законсервированный, но полностью функциональный.
Швейцарская граница расположена в 10 км от Комо, и упустить шанс посетить город Беллинцона невозможно. Он славится оборонительным комплексом, состоящим из трех замков – Кастель-Гранде, Монтебелло и Сассо-Корбаро, включенных в перечень мирового наследия ЮНЕСКО. А в 90 км к востоку, в сторону Австрии, находится национальный парк “Накуане” с долиной Камоника, усеянной петроглифами – наскальными рисунками эпохи палеолита. Их насчитывается едва ли не 300 тыс., и до многих легко добраться пешком.
Вот только пешком ходить мы почти разучились – все на машине да на машине. Но Multivan для того и создан: в нем не то что ездить – жить можно. Внутри светло, просторно и уютно, со стороны – дорого и солидно. А шильдик “V6” внушает дополнительную толику уверенности и уважения. Как раз для больших путешествий.
Проверки на дорогах
Одним из малоприятных новшеств в Германии стали участившиеся проверки документов. На автобане вас может тормознуть машина без спецокраски и спецсигналов и с сотрудниками полиции в гражданском, на второстепенных дорогах нередки тотальные заслоны из десятка автомобилей различных служб. Говорят, отлавливают незаконных эмигрантов и контрабандистов. Заодно могут провести техническую инспекцию транспортного средства. Причем подобное случается и в Италии, и в Швейцарии. Совет один: не дергайтесь, будьте вежливы, и уедете восвояси через несколько минут. Кстати, Международное водительское удостоверение (МВУ), выдаваемое в нашей ГИБДД, европейская полиция игнорирует. Людей в форме интересуют лишь пластиковые российские права.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Volkswagen Multivan V6 |
Габариты, мм | 4890x1904x1970 |
Колесная база, мм | 3000 |
Объем багажника, л | 1208–4525 |
Снаряженная масса, кг | 2515 |
Тип двигателя | бензиновый |
Рабочий объем, куб. см | 3189 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 235/6200 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 315/2950 |
Трансмиссия | автоматическая 6-диапазонная |
Привод | передний |
Макс. скорость, км/ч | 205 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 10,5 |
Расход топлива (средний), л/100 км | 13,3 |
Объем бака, л | 80 |
Габариты, мм | 4890x1904x1970 |
- Автор
- Леонид Клюев
- Издание
- Автопанорама №10 2010 год
- Фото
- Фото автора