Странное и неоднозначное отношение к электромобилям складывается сейчас в общественном сознании. С одной стороны, практически все автопроизводители – от массовых до сегмента «люкс» – уже предлагают или вот-вот начнут выпускать модели на электрическом ходу. Более того, некоторые бренды вообще намерены оставить в своей гамме только «электрички», вычеркнув из нее двигатели внутреннего сгорания. С другой, многие потребители и журналисты скептически относятся к перспективам действительно повсеместного использования таких машин. При этом как первые, так и вторые приводят весомые и грамотные доводы в пользу своих взглядов – слушая любую из сторон, легко проникнуться именно ее мнением.

Но в этом споре, как мне представляется, недостает взвешенной оценки каждой из позиций, а именно такой подход нередко позволяет найти не только «золотую середину», но и истину. Попробуем разобраться?

Начну, пожалуй, с аргументов «за». Кроме краеугольного экологического довода  сторонники электрокаров приводят и резоны, которые способны «зацепить» истинных автомобилистов. В частности, они справедливо говорят о том, что электрокары очень быстры – их динамика значительно выше, нежели у бензиновых собратьев. А также более комфортны – тут и отсутствие акустических шумов, обычно исходящих от моторов, и более просторные салоны транспортных средств, избавленных от трансмиссионного тоннеля, и даже наличие второго багажника вместо ДВС.

Другой существенный момент – финансовый. Помимо того, что электричество куда дешевле топлива с обычных АЗС, автовладельцы смогут экономить на плановых ТО. Которые необходимы, главным образом, для диагностики и приведения в порядок таких агрегатов, как двигатель внутреннего сгорания и трансмиссия. Их в «электричках» просто нет – конструкция этих машин намного проще, а потому не требует частого обслуживания и ремонта.

Что же касается доводов «против», то в основном они сводятся к трем вещам. Во-первых, электромобили дороги – цены на них заметно превосходят стоимость машин с обычными моторами. Во-вторых, в эксплуатации электрокары неудобны: чтобы зарядить их, нужно не просто потратить много времени на процесс «заправки», но и поискать саму зарядную станцию, если владелец не имеет собственного дома. В-третьих, в широком смысле электромобили тоже не совсем «зеленые». Да, они имеют нулевой выхлоп, однако производство электроэнергии нередко остается «грязным»: для этого могут использовать уголь и мазут, а «ветряки» и солнечные батареи не очень долговечны, в то время как их отработавшие не разлагаемые компоненты могут еще сотни лет наносить вред природе.

Конечно же, эти претензии к электромобилям справедливы. Но… Действительно ли указанные проблемы совсем неразрешимы? И неужели боссы мировых автоконцернов этого не понимают, настойчиво продвигая «электрички»?

Уверен: все не так уж плохо, а в штаб-квартирах автомобильных марок сидят отнюдь не наивные идеалисты, которые не умеют считать деньги. Наоборот, там тщательно проанализировали целый комплекс факторов – от умонастроений граждан в разных уголках планеты (желающих сохранить Землю для потомков) до существующих запасов углеводородов (прежде всего нефти), добыча которых становится все более сложной и затратной, не говоря уже об их возможной исчерпаемости. И именно поэтому компании заранее взялись за разработку альтернативных технологий, дабы потом – лет через 20-30 – не оказаться у разбитого корыта со ставшими невостребованными ДВС.

Да, пока электромобили дороги, что обусловлено несовершенством технологий и высокой себестоимостью батарей – главного элемента таких транспортных средств. Но вот в Китае, одном из мировых лидеров в области электрокаров, уже придумали заменить в аккумуляторах недешевый литий более доступным натрием, и есть предположение, что натрий-ионные батареи получатся на 30-50% дешевле нынешних.

Да и вообще прогресс в этой сфере стремителен. Еще лет семь-восемь назад гибридные модели могли на электричестве преодолевать лишь несколько десятков километров, а сейчас запас хода у электрокаров доходит до 450-500 километров, что иногда больше, чем можно проехать на полном баке бензина. И это не предел – практически с каждым годом «дальнобойность» «электричек» возрастает. А заодно решается и другой вопрос – «просадки» батарей на холоде: если сначала они почти не держали заряд на морозе, то теперь если его уровень и падает, то не критично, и опыт эксплуатации электрокаров в Скандинавии это подтверждает. Кстати, те же натрий-ионные аккумуляторы ко всему прочему еще и более «морозостойки» в сравнении с литий-ионными.

Следующий пункт противников электрокаров – хилая зарядная инфраструктура, а также слишком долгий цикл подзарядки. На первую часть вопроса ответ дало правительство России, принявшее Концепцию развития производства и использования электрического автотранспорта до 2030 года. На эту программу выделяется свыше 800 миллиардов рублей, в том числе на создание сети из более чем 70 тысяч зарядных станций, которые построят повсеместно. Что же касается времени зарядки, то наряду с усовершенствованием батарей идет поиск и других способов преодоления проблемы. К примеру, предлагается осуществлять быструю замену аккумуляторов на специальных станциях – в течение трех-пяти минут разряженные батареи будут извлекаться из машины, а взамен можно вставлять «полные». Наверняка появятся и другие эффективные решения.

Наконец, вопросы экологии. Есть очень перспективные идеи и на этом «фронте». В том числе – российские. Так, ученые Уральского федерального университета вместе с коллегами из РАН и Харбинского инженерного университета ведут исследования в области переработки ядерного топлива. Не углубляясь в тонкости научного процесса, поясню, что речь о технологии, которая позволит очищать ядерное топливо и снова запускать его в работу. То есть, не будет никаких ядерных могильников, зато появится «чистая» возобновляемая энергетика, как раз необходимая для продвижения в народ электрокаров. Которые, в свою очередь, становятся триггером развития других инновационных направлений.

Так нужно ли объявлять войну электрокарам? Или наоборот, правильнее поддержать этот прогрессивный тренд, нацеленный на рост качества жизни уже нынешнего поколения? 

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9