Что мы знаем о Норвегии? О ней почти не сообщают в новостях и даже в учебниках географии ей уделено совсем мало места. Пожалуй, немногие слова, которые прочно ассоциируются у россиянина с Норвегией, – “тролль” и “фьорд”. Да еще у рыбного прилавка в магазине волей-неволей вспоминаешь об этом государстве: норвежские морепродукты высоко ценятся во всем мире. Впрочем, рыба существенный, но далеко не единственный повод для гордости жителей этой многоликой страны.
Привычная круговерть: дорога в аэропорт, перелет в шведский Гетеборг, получение машины, марш-бросок к норвежской границе. Но сначала нужно разместиться в автомобиле, освоиться, ведь дорога впереди неблизкая. С этим проблем не возникает: Volvo V40 Cross Country приветлив и дружелюбен к седокам. С первых минут общения с ним понимаешь, как тщательно инженеры просчитывали все размеры, вычисляя золотую середину. Их усилия увенчались успехом: машина получилась не крупная и не маленькая – именно то, что надо для небольшой семьи. Багажник хоть и невелик, но чемоданы и сумки вошли без проблем. Усаживаемся в салон – и тут места более чем достаточно. Сзади, конечно, чуть теснее, но и там можно разместить пару пассажиров без оглядки на их вес и рост.
Всю дорогу до норвежской границы в голове крутится мысль: какой она окажется, страна викингов и троллей? Наверное, это будет мрачный и суровый край, где пробивающаяся сквозь камни трава остается зеленой лишь пару недель в году. И вот спустя всего два часа мы наконец увидели ее. И поразились: вместо ожидаемых серых скал и холодных заливов перед нами лежала уютная, ухоженная земля. По обе стороны от гладкой и широкой магистрали пасторальная картина: плавные склоны невысоких холмов, покрытые ровным изумрудным травяным ковром, в отдалении мирно пасутся упитанные чистенькие коровы и косматые овцы. Многочисленные ручейки и мелкие речушки щедро напитывают землю влагой, создавая почти идеальные условия для фермеров.
Почему “почти”? Потому что рельеф все же не самый подходящий для земледелия – местность тут чересчур холмистая, без гладких равнин. И все же практически каждый мало-мальски подходящий участок, будь то склон холма или узкая долинка, облагорожен и засеян. Забегая вперед скажем, что причину этой рачительности мы осознали позже, увидев скалистые центральную и западную части страны. Возможностей для ведения сельского хозяйства там практически нет. Потому и вынуждены норвежские фермеры использовать любой доступный клочок земли.
Промелькнули за окном огни Осло. Конечно, было бы интересно заехать в столицу. Но наша цель – приморский Берген – еще далеко. Да и в пути наверняка будет еще немало интересного.
По мере продвижения на запад невозможно не заметить, что деревьев на обочинах постепенно становится меньше, а дорога заметно сужается и начинает потихоньку уводить в горную часть страны. Проследить скорость подъема можно и без специального высотомера – достаточно просто присмотреться к бортовому термометру. Он словно обезумел: всего за час-другой пути температура за бортом упала с 24 до 9°! Да и пейзаж за окнами стремительно меняется, и вскоре перед нами предстает уже совсем иная Норвегия. Именно такой мы представляли родину горных духов – троллей: вокруг одни замшелые камни, островки снега, пожухлая трава, пятна лишайников и многочисленные разнокалиберные озера – от совсем скромных “лужиц” до необозримых водных гладей. Картину усугубляют высоченные, под два метра, вешки, густо натыканные вдоль дороги, – они наглядно показывают: зимой тут наметает столько снега, что проехать можно лишь на специально подготовленном вездеходе.
И все же даже у этого сурового и неприветливого края есть свое очарование. Его сложно осознать и еще сложнее передать словами. Но стоит остановиться на обочине, вдохнуть полной грудью стылый влажный воздух и устремить взгляд в серую даль, как все тревоги и заботы улетают прочь. Наверное, благодаря такому необъяснимому шарму эта часть страны не стала безлюдной – то тут, то там среди камней и озер виднеются домики. И, конечно, над входом в каждый из них висят традиционные отполированные оленьи рога, а у дверей некоторых красуется фигурка тролля.
Увы, у нас нет возможности провести здесь недельку-другую и отдохнуть от суеты больших городов. Поэтому едем дальше. Попутно обращаем внимание на нашего верного спутника – автомобиль Volvo. Столь лестных слов V40 Cross Country заслуживает сполна: в салоне тепло, тихо и комфортно, мощь топового 249-сильного мотора Т5 позволяет даже на подъеме ехать не напрягаясь и не вдавливая педаль “газа” в пол.
Кстати, оценили мы и фирменные системы безопасности. В памяти всплывают моменты, когда машины этой шведской марки попадали нам на тест в Москве – в городской толчее многочисленные электронные “стражи” временами вызывали некоторое недовольство. Но здесь, на свободных трассах, их работа существенно облегчает дальнюю дорогу. Как, оказывается, приятно активировать автоматический круиз-контроль, умеющий при необходимости тормозить вплоть до полной остановки и затем вновь разгонять автомобиль до заданной скорости! Это позволяет до некоторой степени отвлечься от дороги и уделить больше внимания окрестным красотам. А если все же зазеваешься, то на помощь придут другие “ассистенты” – например, система контроля за несанкционированным пересечением разметки, которая подает сигнал при выезде из своей полосы.
Преодолев около половины пути, попадаем из одной сказки в другую – непредсказуемая Норвегия готова показать нам еще одно свое лицо. То самое, о котором почти все слышали, но видели, к сожалению, немногие. Спустившись с высокогорного плато, раскинувшегося в центре страны, мы попадаем в край величественных фьордов. Самое время вспомнить, что слово “викинг” означает не что иное, как “человек из фьорда”. Именно здесь жили древние скандинавы, прослывшие великими мореходами. Но если с территории современной Швеции они плавали на восток, в сторону Руси (где их стали называть варягами), то предки норвежцев пересекали Северное море и уходили даже в Атлантику.
Картинка на штатном навигаторе Volvo немного пугает – хаотичное переплетение суши и вытянутых на многие километры заливов не кажется подходящей средой обитания для автомобиля. Наверное, тут лучше передвигаться на катере или на пароме. Но оказалось, что местные власти обо всем подумали: местами дорога стелется по склонам извилистым серпантином, но еще больше здесь пробитых в горном массиве тоннелей. Эти сооружения заслуживают особого внимания. Длина некоторых из них не превышает сотни метров, другие растянулись на километры. Апофеозом подземного строительства стал открытый в 2000 г. тоннель, ведущий к деревушке Лаэрдаль, – его длина достигает 24,5 км, и это самый длинный автомобильный тоннель в мире!
Разумеется, мы не могли проехать мимо такой достопримечательности и отправились прямиком в его “жерло”. И обнаружили на стенах необычные знаки, своеобразные “верстовые столбы” – с их помощью можно определить, какой участок подгорной дороги остался позади, а сколько еще предстоит проехать. Кстати, тоннель примечателен еще одной особенностью: помимо аварийных карманов и технических ответвлений в нем есть три больших, хорошо освещенных пещеры. Оказывается, строители вырубили и ярко осветили их специально, чтобы водителя не утомляло монотонное движение в темном каменном коридоре. Да и подсветка здесь непростая: в купол пещеры бьют голубые лампы, а по периметру установлены желтые и оранжевые. По замыслу создателей такое решение должно имитировать восход солнца. Нельзя сказать, что получилось очень уж похоже, но выглядит впечатляюще!
Однако не стоит думать, что мы отклонились от маршрута только ради этого тоннеля. Здесь есть и другая достопримечательность: в деревушке Лаэрдаль находится небольшой музей, посвященный одному из источников благосостояния страны, – Центр дикого лосося. Тут вам расскажут о самой рыбе, ее разновидностях, способах ловли. Но самое интересное – стеклянная стена, за которой плавают огромные “виновники торжества”. Многие посетители думают, что за стеклом стоит громадный аквариум, но это не так. Норвежцы построили музей у самой реки, так что стеклянная стена отделяет нижний этаж здания от природной среды обитания лосося!
Посетив музей, продолжаем путь. И вновь радуемся “самостоятельности” нашего автомобиля. По мере приближения к морю движение становится плотнее и все чаще моргает индикатор системы контроля мертвых зон BLIS. Причина этого проста: норвежцы любят путешествовать по своей стране. Вот только гостиницы, как и все прочее, здесь очень дороги. Поэтому местные жители предпочитают ездить в отпуск на разнообразных кемперах. И, похоже, их раздражает медлительность приезжих, так что даже на узкой дороге они смело (а порой и вовсе безрассудно) идут на обгон. Вот только нам не особо приятно периодически обнаруживать в зеркале невесть откуда возникший микроавтобус или пикап с огромным жилым прицепом! В такие моменты способность V40 Cross Country контролировать пространство вокруг себя особенно ценна.
Впрочем, нашей невнимательности есть оправдание: за окнами открываются настолько потрясающие виды на фьорды, что глаза невольно отрываются от дороги и буквально разбегаются в разные стороны. Тем более что здесь еще и очень много всевозможных водопадов. Впрочем, к ним норвежцы относятся прагматично. Если для туристов низвергающиеся каскады – это лишь завораживающе красивое зрелище, то местные жители извлекают из него выгоду. И впрямь, если с гор устремляются бурные потоки, почему бы не использовать их для выработки электроэнергии? Подход более чем трезвый. Так что вода не только кормит, но и обеспечивает Норвегию очень дешевой электроэнергией.
Шоссе снова становится широким – мы подъезжаем к Бергену. Остались позади суровые горы и сказочно красивые фьорды, впереди – второй по величине город Норвегии, который до 1299 г. был ее столицей. Но и сегодня он не утратил ни своего значения, ни очарования. Втиснутый в долину, с массой небольших домиков на крутых склонах холмов, он похож на гостя из старой сказки. Это впечатление усиливается, когда выходишь прогуляться по средневековой верфи Брюгген (ее еще называют Бергенской набережной). Большую часть зданий в этом районе построили до 1702 г. – в них располагалось представительство Ганзейского союза, благодаря которому город и превратился в важный торговый центр. Сегодня эти строения стали одной из визитных карточек Бергена – несмотря на то что все они превратились в кафе и магазинчики, их берегут как зеницу ока.
Впрочем, Берген представляет не только историческую ценность – он и сегодня остается важным узлом морских коммуникаций. Здешний порт всегда в движении: циклопические многопалубные круизные лайнеры, маленькие водные трамвайчики, экскурсионные паромы, рыболовные суда всех размеров и мастей, нефтедобытчики – места хватает всем. Кстати, последних здесь очень много. Это и неудивительно, ведь норвежцы активно разрабатывают шельф Северного моря, добывая там нефть и газ. На сегодняшний день эта страна входит в группу лидеров по экспорту нефти. Так что и тут можно смело сказать, что жизнь очень тесно связана с водой: она кормит потомков викингов, обеспечивает их электричеством, а морские разработки приносят стабильный и очень солидный доход.
…Конец путешествия – это всегда немножко грустно. Но, несмотря на то что экспедиция подошла к концу, у нас нет поводов для печали, ведь она получилась на редкость запоминающейся и интересной. В памяти навсегда останется эта необычная, многоликая страна, в которой множество потрясающе красивых мест. Запомнится нам и наш верный друг и партнер – автомобиль Volvo V40 Cross Country. Его мы тоже готовы признать полноправным потомком викингов: он силен и своенравен, но к друзьям относится с непередаваемой заботой. Так что мы говорим ему заслуженное спасибо – без его заботы мы не смогли бы познакомиться с таким удивительным “водным миром”, как Норвегия!
Рассказать друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках