С легкой руки марки Volvo мне удалось за три дня попробовать себя в роли этнографа, казака, шахматиста и спиннингиста. А все благодаря экспедиции, которая началась на ростовской земле, продолжилась в степях Калмыкии и завершилась в Астрахани. Конечно же, помимо местной культуры и традиций предметом исследования стал и новый Volvo V40 Cross Country – автомобиль, который шведская компания позиционирует как хэтчбек повышенной проходимости.
Эту модель, сконструированную на базе “пятидверки” V40 (она продается в Европе с начала 2012 г.), многое роднит с кроссовером. Здесь есть “умная” полноприводная трансмиссия, ассистент движения на спуске, большие колеса, защитный “обвес”, релинги на крыше и подрезанные кромки бамперов для лучшей геометрической проходимости. Правда, клиренс по меркам “паркетников” маловат – 145 мм. Зато присутствует “командирская” посадка – кузов расположен на 40 мм выше, чем у легковой модификации.
Погружение в культурно-этнографический контекст началось стремительно. Рано утром выехали из дилерского центра в Ростове-на-Дону и через каких-то 40 км оказались в колоритной “казачьей станице” – гостинично-развлекательном комплексе “Казачий дозор”, расположенном сразу за селом Самарское. Создатели этого музея под открытым небом преследовали цель воссоздать культуру и быт донских казаков, а заодно и организовать досуг посетителей – на территории комплекса действует несколько ресторанчиков, есть сауны, выставочная экспозиция, лодочная станция. В кафе, стилизованном под казачью избу, вам предложат выпить чарку с клинка боевой сабли, попробовать себя в казачьих танцах, а затем выйти на двор, чтобы поскакать на лошадях, или пройти к реке – покататься на лодках.
Но самое интересное – это джигитовка, которую казаки демонстрируют на огороженном манеже. Трюки, которые исполняют горячие кони и воинственно настроенные наездники, впечатляют. Особенно когда местный гид объясняет смысл того или иного “па”: так всадник уклоняется от пули, так имеет возможность рубить шашкой и стрелять одновременно, так симулирует смерть, а вот он скачет с напарником на одном коне, удваивая боевую мощь.
В ходе представления казаки лихо рубят саблями лозу, протыкают пиками пластиковые бутылки, палят из пистолетов, сидя на лошади задом наперед. И пусть некоторые упражнения выглядят лубочно, зрелище все равно завораживает, создает атмосферу лихого казачьего праздника.
После погружения в мир казачьего быта отправляемся в Элисту, а поскольку это плечо маршрута оказывается длинным, примерно 500 км, наблюдаем, как чудесным образом меняются ландшафты, дороги и уклады. Разумеется, не забываем и тестировать машину. На скоростных участках шоссе V40 Cross Country демонстрирует отличную курсовую устойчивость. Бензиновая 2-литровая “пятерка”, выдающая 231 л.с., позволяет совершать быстрые обгоны и столь же мощно стартовать. Что еще важнее, двигатель живет душа в душу с 6-диапазонным “автоматом”, который не допускает ни рывков, ни пауз с переключениями передач. С плавностью хода и шумоизоляцией, однако, не все однозначно. На хороших и относительно неплохих асфальтовых дорогах “швед” чувствует себя как рыба в воде, позволяя поддерживать высокую скорость. Неплохо хэтчбек справляется и с ямами разного калибра – тряска и стуки на таком покрытии вполне терпимы. Дискомфорт проявляется главным образом на волнах асфальта. Здесь неоднократно случались пробои подвески, да и шумоизоляция в районе колесных арок не вполне эффективно гасила гул от дороги. Правда, следует учитывать, что на борту находись в этот момент два репортера и фотокорреспондент с парой чемоданов оборудования. Естественно, все это создавало дополнительную нагрузку на короткоходное шасси. К слову, несмотря на не самые вместительные (по меркам сегмента) салон и багажник, экипаж из трех человек не чувствовал себя в тесноте, тем более что удалось загрузить в автомобиль и весь наш журналистский скарб – многочисленные сумки, чемоданы, фототехнику.
Примерно на полпути до Элисты останавливаемся перекусить в экзотическом кафе “Кочевник”, где обнаруживаем себя в новом культурном пространстве. Сначала проводим фотосессию на фоне верблюдов, ослов и лошадей, наблюдаем за соревнованиями по калмыцкой борьбе, а затем укрываемся от палящего солнца в кибитке (калмыцком жилище кочевников). Здесь дегустируем фирменные блюда местной кухни – сладко-соленый молочный чай джомбу (первое, что подают гостю при встрече), береки (подобие больших пельменей с начинкой из говядины или баранины) и главный деликатес – кюр. Последнее блюдо интересно и своим экзотическим вкусом, и способом приготовления: баранью тушу с приправами оборачивают фольгой и укладывают на горячие угли, разложенные на дне глубокой ямы. Сверху присыпают землей, а на поверхности разводят костер – так мясо тушится в собственном соку без доступа воздуха.
От пищи для чрева – к пище духовной. Оставив позади величественный, но в то же время однообразный степной пейзаж, прибываем в Элисту и направляемся в самый большой в Европе буддийский храм Золотая Обитель Будды Шакьямуни. Это грандиозное сооружение возведено всего восемь лет назад на… улице Ленина, причем на том месте, где ранее стоял завод железобетонных изделий. Строительство благословил духовный лидер тибетских, монгольских и российских буддистов Далай-лама XIV, посетивший столицу Калмыкии в 2004 г. с пастырским визитом.
Внутреннее помещение храма производит сильное впечатление. На стенах молитвенного зала – традиционные образы из жизни Будды и изображения 14 воплощений Далай-ламы. В центре – 12-метровая статуя Его Святейшества – как и сам храм, она самая большая в Европе. Изваяние покрыто золотом и инкрустировано бриллиантами. Внутрь заложены священные предметы – мантры, драгоценности, благовония. А перед зданием храма установлены молитвенные барабаны. Считается, что если покрутить их по часовой стрелке и загадать желание, оно исполнится.
Степень увлеченности жителей Калмыкии шахматами было бы трудно оценить, не посети мы в Элисте еще один уникальный объект – Город Шахмат, или, как его здесь часто называют на иностранный манер, Сити-Чесс. Этот коттеджный поселок построили в 1998 г. в связи с проведением в Элисте XXXIII Шахматной Олимпиады, причем прообразом послужили Нью-Васюки из романа “Двенадцать стульев” Ильфа и Петрова.
Увы, сегодня проект, который курировал первый президент Калмыкии, а ныне руководитель ФИДЕ Кирсан Илюмжинов, не то чтобы затухает – кажется малоперспективным. Гостиничные здания и центральный объект городка – Дворец шахмат (он же – Сити-Чесс-холл) выглядят представительно разве что с фасада. Внутри же – уровень отделки, соответствующий “трем звездам”, видавшая виды мебель, потускневшие шахматные столы и архитектурная эстетика советских времен.
Это “ретросостояние”, впрочем, никак не сказывается на любви посетителей городка к шахматным турнирам. Журналисты, остановившиеся в Сити-Чесс почти на сутки, сначала выявляли сильнейшего в ходе шахматного турнира, а затем играли уже просто так, двигая по гигантским доскам фигуры в половину человеческого роста. К слову, таких шахматных великанов много не только в Сити-Чесс, но и в центре Элисты. А в школах Калмыкии факультативно преподают шахматную дисциплину – готовят будущих гроссмейстеров.
Кстати, на проспекте, носящем имя Остапа Бендера и ведущем к “шахматной Мекке”, установлен памятник Великому комбинатору. Последний, как вы помните, рисовал доверчивым жителям Васюков футуристическую картину: их город сначала превращается в новую столицу СССР, затем – в столицу земного шара, после чего здесь проводится первый в истории мироздания межпланетный шахматный турнир. Что ж, Кирсан Илюмжинов хотя бы отчасти реализовал фантазии одного из самых известных персонажей-авантюристов.
Еще около 300 км в сторону Астрахани проделываем по основательно разбитому асфальту, перемежающемуся с грунтовками. При съезде на проселок шведский автомобиль демонстрирует приемлемую плавность хода и не досаждает тряской на бугристом рельефе. На высоте оказывается и геометрическая проходимость. Хэтчбеку удавалось преодолевать глубокие колеи, взбираться на песчаные и скользкие возвышенности. Скорость пришлось сбрасывать лишь на основательно разбитом участке проселочной дороги, где подвеска отрабатывала неровности жестковато.
Но вот мы наконец добираемся до охотничьей базы “Рыбное место”, расположенной в селе Станья, что затерялось в обширной дельте реки Волга. Я не преувеличу, если назову эти места рыбным Клондайком. Знаменитые волжские раскаты (участки, где многочисленные протоки сливаются с Каспием) в буквальном смысле кишат голодной рыбой – щуками, сазанами, жерехами, красноперками и еще более ценными сомами, осетрами и севрюгами.
Наш гид, настоящий морской и речной волк, заводит 140-сильный мотор быстроходного катера и вместе с тремя журналистами, оперативно переквалифицировавшимися в рыбаков, отправляется в сторону Каспия. Плывем почти час, но ожидание рыбалки с лихвой окупается. Перед нами предстают невероятной красоты пейзажи – заливные луга с деревьями, на которых восседают крупные птицы – цапли, бакланы, орланы, фазаны. А следом начинается сумасшедший клев, который правильнее назвать жором. За какие-то полчаса каждому из нас удается поймать по три-четыре рыбины, самая маленькая из которых тянет не менее чем на килограмм.
Таким образом, три дня путешествия оказались перенасыщены событиями, в том числе благодаря “галопу”, в который мы пустили “горячий” Volvo V40 Cross Country. “Швед”, подобно гиду, уверенно вел нас от одной точки маршрута до другой. Нам же оставалось лишь сверяться c бортовым навигатором и испытывать многочисленных “электронных помощников” – таких, как активные фары дальнего света, система информирования о дорожных знаках, активный круиз-контроль и система удержания в выбранной полосе движения. Пару-тройку раз система мониторинга усталости водителя предлагала выпить кофе, и обычно мы принимали это предложение. Ведь с Vоlvo быстро привыкаешь путешествовать в безопасности и с комфортом.
Рассказать друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках