В Карелии я бывал не единожды, но всякий раз открываю ее для себя заново – настолько она многолика, по-настоящему красива и загадочна. Вот и маршрут нынешней экспедиции пролег по местам, связанным как с реальными событиями из истории республики, так и с многочисленными легендами об этих краях. Причем выяснилось, что жизнь многих людей, их домов и даже целых населенных пунктов подчас более замысловата и непредсказуема, чем иные мифы. Впрочем, увлекательным оказалось и знакомство с новшествами, внедренными в машины Volvo 2014 модельного года. Их в общей сложности насчитывается более 3500, и эти новации затронули значительную часть составляющей шведских автомобилей: дизайн кузовов и интерьеров, оптику, системы безопасности, комфорт, эргономику, моторную гамму.
То, что шведский бренд переживает “вторую молодость”, очевидно. Сегодня Volvo проектирует оригинальную линейку двигателей, внедряет инновационные гибриды, создала совершенно новую платформу, показала стиль, который перейдет в дизайн следующих поколений ее автомобилей, и готовится выводить новые модели. При этом компания решила параллельно провести еще и серьезную модернизацию уже имеющихся машин. Причем практически всего модельного ряда – в той или иной степени изменения коснулись Volvo V40 Cross Country, S60, S80, XC60, XC70 и даже спортивного пакета R-Design, используемого в вольвовских “шестидесятках”. То есть “неокученным” остался только внедорожник XC90, но лишь потому, что в следующем году появится его вторая генерация.
Перечислять все новшества, конечно, бессмысленно. Да и не нужно. Замечу лишь, что одни из них (в дизайне) сделали машины более современными и элегантными, подчеркнув их достоинства. Другие – в сфере эргономики и комфорта – повысили уровень удобства управления и езды в целом, улучшили восприятие автомобилей изнутри. Например, появился общий рычаг автоматической коробки передач, который и смотрится стильно, и хорошо ложится в руку. Трехспицевый руль теперь предлагается с подогревом и “лепестками” ручного переключения передач, лобовое стекло тоже с обогревом – зимой этой функции цены нет. Есть также пакет освещения, который позволяет подсвечивать салон по зонам, да еще и менять цвет подсветки.
Отдельная история – системы безопасности. Будучи мировым лидером в этой области чуть ли не со дня основания, Volvo продолжает активно разрабатывать и внедрять новации, призванные охранять жизнь и здоровье автомобилистов. В частности, часть машин 2014 модельного года (S60 и XC60) получила активные фары дальнего света второго поколения, благодаря чему вы можете активировать этот самый свет и… забыть о нем: каких-либо манипуляций с переключением больше не понадобится. На скоростях от 15 до 150 км/ч электроника будет фокусировать световой пучок так, что вы не ослепите водителей ни встречных, ни впередиидущих машин, причем это касается как ровных трасс, так и подъемов или спусков. Есть также функция освещения поворота, которая позволяет при этом маневре смещать луч на 15°, как бы “заглядывая” за угол.
Но если фары обеспечивают безопасность ночью, то функция BLIS – ваш круглосуточный и всепогодный “ангел-хранитель”. Прежде всего, он остерегает от рискованных маневров, причем как в плотном городском потоке, так и на скоростном шоссе. Сканируя пространство по бокам и на 70 м позади автомобиля, радиолокационные приборы выявляют движущиеся в том же направлении машины. И лампой, расположенной у передней стойки, система сообщает, что перестраиваться вправо или влево вам нельзя. Признаюсь, на карельских трассах эта функция мне помогала не единожды, а как-то раз, в ливень, по-настоящему спасла, вовремя предупредив о помехе в слепой зоне. Кроме того, BLIS в одной из своих ипостасей (она предлагается как опция) умеет выявлять опасность, когда вы задним ходом выезжаете с парковки, не видя ничего вокруг из-за стоящих по бокам автомобилей. Проверив радиолучами 30-метровую зону в обе стороны, система даст знать о едущей в поперечном направлении машине. И если там окажется пешеход или велосипедист, она тоже просигналит мигающими светодиодами и звуком.
Но темы стоянок и пешеходов этим не исчерпываются. Так, карельский пробег позволил мне опробовать на Volvo V40 Cross Country автоматический парковщик. Нажав лишь одну кнопку, водитель сбрасывает с себя множество забот. Авто, двигаясь вдоль ряда других машин, само находит подходящий для себя просвет, а затем втискивается в него, активно крутя руль вправо или влево, – человек в этой ситуации должен опустить руки и только включать задний и передний ход да нажимать педали тормоза и акселератора, глядя на цветной дисплей, показывающий сближение с препятствием. Что же касается людей, то, сев за руль S80, я попытался сбить надувной манекен, двигаясь на скорости 30–40 км/ч. Однако электроника не только его распознала, просигналив об этом звуком и светодиодами на лобовом стекле, но и сама полностью остановила седан – мои ступни в этот момент ни на одну педаль не нажимали.
Испытав все это в ходе экспедиции, могу подтвердить: благодаря подобным инновациям владельцы Volvo смогут избежать многих ДТП. Как и в тех случаях, когда задействован адаптивный круиз-контроль. Включив его, я смог расслабиться в дороге по максимуму, сняв даже ногу с педали “газа”: автомобиль, пристроившись за едущей впереди машиной, сам притормаживал и разгонялся, сохраняя заданную дистанцию, предупреждал о небольших смещениях “лидера”.
Карелия находится ближе других российских регионов к Скандинавии, откуда родом Volvo. Более того, она расположена на той же широте, что и Швеция. А наша экспедиция продемонстрировала, насколько адаптированы шведские автомобили к сложным условиям, причем как погодным, так и дорожным. Трассы в республике постоянно перемежаются: то вы летите по отличному шоссе, то выезжаете на испещренный ямами проселок, то вынуждены несколько десятков километров двигаться по грунтовке, изобилующей поворотами, подъемами и спусками, а также лужами и острыми камнями. Как результат, наш караван из семи машин лишился нескольких колес: шины прокалывались, набивали “грыжи”, рвались в клочья. Но это вопрос самих покрышек и водителей, подчас не успевавших “отловить” дефект покрытия. Что же касается автомобилей, то они были хороши.
Я половину маршрута преодолел на XC70 (D4) с 2,4-литровым 163-сильным дизелем, а затем пересел в салон тоже дизельного (D5) кроссовера XC60 (с тем же объемом двигателя, но мощностью уже 215 л.с.). В обоих случаях – с автоматической 6-диапазонной коробкой передач и полным приводом. При этом сказать, что та или иная модель приглянулась больше, не готов: каждая имеет свои плюсы. Так, “шестидесятый” оказался порезвее. Крутящий момент у него чуть выше – 440 Нм против 420 у “семидесятки”, а разгон до 100 км/ч (8,3 с) на 2,5 с быстрее. За счет меньших габаритов он более маневренный, а “командирская” посадка позволяет увереннее чувствовать себя на плохих дорогах. Вместе с тем назвать XC70 увальнем тоже нельзя – его “максималка” на уровне 195 км/ч позволяет передвигаться быстро, а клиренс 210 мм дает возможность запросто съезжать с асфальта. При этом автомобиль более просторный и комфортабельный: для дальних путешествий вчетвером и даже впятером – вариант идеальный.
Правда, в таких случаях следует иметь в виду, что полностью загруженный универсал (а XC70 может взять на борт много багажа) становится тяжеловатым, и это сказывается при обгонах. Тем более что и “автомат” не самый “скорострельный”, паузы подчас кажутся длинноватыми. Но это “лечится”: во-первых, можно перейти в ручной режим переключения передач, задействовав для этого подрулевые рычажки (кстати, весьма удобные, с прорезиненной поверхностью), а во-вторых, есть более серьезные моторы – дизельный мощностью 215 “лошадей” и топовый 304-сильный бензиновый. Правда, в последнем случае улучшенная динамика влечет и рост затрат: такой агрегат в среднем потребляет 10,7 л бензина на “сотню”, в то время как его дизельные собраться довольствуются расходом на уровне 6,4 л. При нынешнем росте цен на топливо думать об этом приходится все чаще.
В начале репортажа я заметил, что в каждый свой приезд в Карелию нахожу в ней что-то новое. Нынешний пробег не исключение: удалось попасть в неведомые до сих пор для меня места. Прежде всего, это остров Кижи на Онежском озере с его знаменитым архитектурным ансамблем деревянного зодчества, вошедшим в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. К церквям и колокольням, возведенным там несколько веков назад, позднее добавили другие памятники – традиционные крестьянские дома, строившиеся в этих краях, амбары, ряд иных построек. Часть из них сохранена в отличном состоянии, главный же экспонат – Преображенская церковь, срубленная без гвоздей и якобы одним топором, ныне реконструируется, поскольку возникла реальная опасность ее разрушения. Тем не менее туристы из десятков стран едут сюда целыми теплоходами – видимо, не зря карелы называют это место восьмым чудом света. Увы, жителей самой России оно привлекает слабо – по словам Жанны Гвоздевой, научного сотрудника музейного комплекса Кижи, наших соотечественников сюда с каждым годом приезжает все меньше.
Схожая картина и в другом туристическом уголке Карелии – деревне Кинерма. Первое упоминание о ней датировано 1563 г. Конечно же, с тех пор здесь сохранилось разве что редкое расположение построек – по кольцу, вокруг часовни. Но и новоделов нет: та же часовня и по-прежнему жилой дом возле нее стоят уже 260 лет; чуть моложе, но тоже “сильно в возрасте” остальные дома. Кстати, круглогодично живут только в трех из них, прочие используются лишь как дачи или разрушаются. Поддерживать жизнь в Кинерме, да еще и водить экскурсии (включая традиционные карельские обеды) взялась несколько лет назад Надежда Калмыкова, вернувшаяся в отчий дом вместе с семьей из Петрозаводска. Многое удалось сделать на пожертвования, в том числе с помощью соседей из Финляндии, и теперь уже мало государств, граждане которых не побывали здесь. “Разве что из совсем маленьких стран – Чили, Парагвая – еще к нам не добрались”, – замечает наша провожатая.
В перечне карельских достопримечательностей и горный парк Рускеала. Его жемчужина – затопленный мраморный карьер, где добывали камень еще для Исаакиевского и Казанского соборов в Петербурге, для отделки Эрмитажа, а позднее – и станций ленинградского метрополитена. Место завораживающее. Но и отношение к нему грамотное: несколько лет назад я видел здесь только экскурсоводов да пару-тройку ларьков с сувенирами, а ныне, сохранив все красоты, вокруг возвели приличную инфраструктуру и даже предлагают экстремальную программу – например, прыжки со скалы на “тарзанке” или “полет” над карьером по тросу.
Тем же, кто любит менее “адреналиновые”, но тоже экзотические развлечения, местные жители советуют единственный в России питомник ездовых собак, что в получасе езды от Петрозаводска. Как минимум, там могут покатать на собачьих упряжках (причем и летом, и зимой), а для желающих организуют туры вплоть до Северного полюса. Впрочем, можно выбрать также пешие, конные или велосипедные прогулки по окрестностям, сплавы на катамаранах. А значит, каждый может открыть для себя свою Карелию.
Один из карельских мифов гласит, что некогда финно-угорский бог ветра и воздуха Ильмаринен создал Сампо – источник счастья, благополучия и изобилия. Но в битве со злой колдуньей Лоухи этот магический предмет был утрачен: он разбился на множество осколков, которые разлетелись по всей Карелии. Легенда утверждает, что тот, кто сможет найти их, станет счастливейшим из людей. Поговаривают, будто и по сей день многие жители и гости этого удивительного края идут в леса и на озера, втайне надеясь обнаружить части Сампо.
Рассказать друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках