Россия – дом не только для представителей разных национальностей. В некоторыхее регионах сформировались и внеэтнические группы. Например, обитатели берегов Белого моря, которых называют поморами. Для встречи с ними мы взяли кроссовер Hyundai Grand Santa Fe
У каждой земли свои особенности. То же можно сказать и про живущих на ней людей: жители юга разительно отличаются от северян. Вот, например, на берегах Белого моря даже сформировалась внеэтническая группа. Причем это понятие важно не только для статистики. У поморов есть собственные традиции, культурные особенности, промыслы, сказания. Вполне достаточно, чтобы говорить об отдельной народности!
Какое же это счастье – вырваться из тесной, душной Москвы и отправиться навстречу холодным арктическим ветрам! Тем более что дорога до Архангельска хоть и довольно длинная, но не особо тяжелая. Да и автомобиль отлично приспособлен к дальним путешествиям. Дорожные сумки буквально затерялись в гигантском багажнике удлиненного Grad Santa Fe, кресла ласково обняли тело – можно ехать! И сразу невольно вспомнились впечатления, полученные еще при первом знакомстве с этой машиной. Тогда на московских дорогах ее тяговооруженность и спортивная жесткость подвески показались нам излишними. Однако нынешний выход на трассу заставил изменить это мнение.
Великолепная тяга 3,3-литрового 271-сильного мотора, спаренного с 6-диапазонным “автоматом”, не просто пришлась нам по душе – мы оценили и ее косвенное влияние на безопасность, ведь именно великолепный силовой агрегат позволяет совершать обгоны быстро и непринужденно, оставаясь вне своей полосы лишь считаные секунды. Да и подвеска, как оказалось, отлично справляется с щербатостью дорожного покрытия, при этом эффективно минимизируя крены в виражах.
Жаль только, что выпустить на волю всю тягу мотора удается далеко не везде, ведь ведущее на север шоссе довольно узкое, по большей части двухполосное, да и населенных пунктов по пути немало. Так что иногда приходится умерить пыл и ехать степенно и неторопливо. Зато появляется время и возможность внимательнее изучить оснащение кроссовера. Оно того заслуживает: раздельный климат-контроль, отличная аудиосистема, штатная навигация и многие другие современные “фишки” помогают с комфортом коротать долгие часы пути. Впрочем, без небольшой ложки дегтя в бочке меда все-таки не обошлось: с самого старта смутил прогноз бортового компьютера. Он утверждал, что на полном баке автомобиль сможет проехать всего… 320 км! Забегая вперед, скажу, что эта цифра оказалась неправильной, но и расход топлива все же превысил наши ожидания.
Ну а пока присматриваемся к мелькающим за окнами городам. Вот обошли Переславль, пришлось немного потолкаться в Ярославле, позади осталась Вологда. Одометр скрупулезно отсчитывает пройденные километры, а термометр подтверждает показания вмонтированного в зеркало заднего вида компаса: по мере продвижения на север температура за бортом снижается.
И вот наконец мы в Архангельской области – вдоль дороги стройными рядами выстроились сосны. Еще немного – и появится цель нашего путешествия. По идее, на въезде в город должна встретить нарядная стела с корабликом. Увы, увидеть ее нам не удалось, поскольку пришлось глотать пыль, поднятую ремонтниками: шоссе у въезда в город капитально перестраивают, и в связи с возведением новых развязок даже убрали знаменитый монумент. Говорят, его временно перенесли к одной из пригородных железнодорожных станций, но позже обязуются вернуть на место.
Считается, что первое впечатление самое верное. Увы, тут Архангельск не на высоте. Приехав сюда впервые, сразу обращаешь внимание на угрюмые серые дома и разбитые вдрызг дороги. Следом приходит удивление. Поводом для него становится некоторая нелогичность архитектуры: здесь нередко можно видеть современное стеклянно-бетонное здание, соседствующее с покосившимся и прогнившим деревянным строением. Причем эта картина типична чуть ли не для всех уголков города и даже для центра. Впрочем, набережная Северной Двины выглядит ухоженной и чистой. Наверное, поэтому здесь много гуляющих. А может, причиной ее популярности является наличие интересных монументов. Например, тут стоит памятная стела, указывающая местонахождение мыса Пур-Наволок. Именно здесь еще в XII веке пришедшие новгородцы решили основать город, который нарекли Архангельском.
Чуть дальше можно полюбоваться на изваяние, с которым знакомы буквально все наши сограждане. Угадали, о чем идет речь? Если нет, откройте кошелек и достаньте оттуда пятисотрублевую купюру. Видите памятник Петру I? Именно эту статую, выполненную по модели скульптора Марка Антокольского, тут можно увидеть вживую. Кстати, у нее немало “братьев”: памятники, выполненные по той же модели, находятся в Санкт-Петербурге, Петергофе, Таганроге, Шлиссельбурге. Есть они и в музеях – гипсовая скульптура выставлена в Русском музее, а бронзовая – в Третьяковской галерее. Сам же гипсовый оригинал, созданный Антокольским еще в 1872 г., хранится в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств в Санкт-Петербурге.
Не секрет, что удобство использования электронных гаджетов в автомобиле во многом зависит от правильно подобранного держателя. И тут мы советуем присмотреться к продукции шведской компании Brodit, которая выпускает широчайшую гамму держателей для автомобильной электроники. Среди них есть и универсальные зажимы, но куда интереснее специализированные модели, состоящие из двух частей – надежного держателя для аппарата определенной модели и крепления, созданного для установки именно в автомобилях определенной марки и модели. Такая система позволяет быстро найти идеально подходящий держатель.
В этом мы удостоверились на собственном опыте – нам быстро подобрали по каталогу две детали: зажим для iPhone со встроенным (!) шнуром питания и скобу для установки на боковине консоли Hyundai Santa Fe. Установив держатель в считаные минуты, мы сразу оценили его удобство – телефон закреплен надежно, обзорности не мешает, а чтобы посмотреть на карту навигации, достаточно лишь чуть отвести взгляд. При этом штатная аудиосистема считывает записанную на нем музыку, а аккумулятор аппарата в пути подзаряжается. Мечта, да и только!
Чуть поодаль мы обнаружили еще один необычный монумент – памятник… тюленю. Эту 900-килограммовую статую, созданную архитектором Игорем Скрипкиным, установили на набережной в мае 2010 г., к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Подобное почтение к животному объясняется просто – во время войны мясо и жир тюленей, добываемых в Белом и Баренцевом морях, спасли от голодной смерти многих жителей как Архангельска, так и блокадного Ленинграда. Местные жители рассказывают, что в церемонии открытия мемориала приняли участие и ветераны, пережившие те времена. Так вот, они со слезами на глазах гладили металлическую фигуру и искренне благодарили ее за спасенные жизни.
Однако не все памятники и художественные объекты связаны с мрачными страницами истории. Некоторые из них свидетельствуют о наличии у поморов неистребимого чувства юмора. Например, на местном пешеходном “Арбате” – проспекте Чумбарова-Лучинского – мы обнаружили на асфальте загадочный орнамент и надпись над ним: “Быть добру!” А отойдя буквально на пару десятков метров, наткнулись на бронзовое изваяние бесшабашного и веселого архангельского мужика в треухе, заплатанных валенках и тулупчике, оседлавшего огромную рыбину! Как выяснилось, это Сеня Малина, сидящий верхом на Налиме Малиныче, – главные герои одной из историй известного поморского сказочника Степана Писахова. Кстати, автора этого яркого и правдоподобного образа тоже можно здесь увидеть – совсем недалеко стоит небольшая статуя, изображающая писателя. К нему относятся с почтением и любовью, но не отказывают и в удовольствии “прикоснуться к телу” – рука и нос у бронзового старичка отполированы ладонями многочисленных туристов до зеркального блеска.
Как это ни удивительно, но узнать о промыслах и ремеслах поморов в городском краеведческом музее нам не удалось. Поиски информации привели в городок Уемский (с ударением на “у”), где нашелся крайне интересный музей культуры поморов. Добраться туда можно относительно быстро – расстояние от Архангельска не превышает 25 км. И все бы ничего, если бы не местная дорога. Она подвергла нас и наш автомобиль крайне жесткому испытанию. В голову приходит банальное сравнение со стиральной доской – именно так можно охарактеризовать местное шоссе. И даже Grand Santa Fe пришлось туго: отлично работавшая на трассе подвеска тут неожиданно спасовала. В результате все кочки и колдобины мы ощущали… понятно чем. Зато результат однозначно стоил испытаний. В Уемском музее можно вплотную познакомиться с бытом и традициями поморов. Тут есть и древние рыболовные снасти, и настоящая кожаная лодка, и домашняя утварь, и традиционные костюмы.
Обо всем этом экскурсоводы могут рассказывать часами. А одна из любимых их историй посвящена традиционному поморскому лакомству – козуле. В древние времена поморы на рождество лепили из ржаного теста фигурки в виде животных. Изначально они были простыми, без украшений – местной детворе и такие съедобные игрушки были в радость. Но одну из фигурок непременно оставляли – ее ставили рядом с иконой и хранили целый год как оберег, охраняющий домашний скот. В наши времена козули тоже можно найти в сувенирных магазинах, теперь они стали нарядными, покрыты разноцветной глазурью. Но во многих семьях и по сей день фигурки пекут сами. И обязательно ставят одну рядом с иконой.
Чуть дальше, в деревне Малые Карелы, стоит побывать в большом туристическом комплексе под открытым небом. Здесь нет привычных экспонатов, зато в густом лесу можно погрузиться в историю – тут восстановили многие образцы традиционного для поморов деревянного зодчества. Несколько ветряных мельниц, колодцы, дома разных размеров – все восстановлено в том виде, как строили предки. Конечно, хотелось бы узнать и о народных промыслах. И подобные представления проводят: показывают, как древние поморы пряли шерсть, как работали столяры и гончары, рассказывают о заброшенных ныне соляных промыслах.
Если о сказочнике Писахове за пределами Архангельской области слышали мало, то о другом уроженце этих мест знают все. Звали его Михаил Васильевич Ломоносов. Проехав около сотни километров, сворачиваем с трассы в сторону городка Холмогоры. И уже на въезде в него видим схему города, где отмечены все местные достопримечательности. Изучив ее, выдвигаемся в сторону села Ломоносово – так теперь называются слившиеся воедино деревни Денисовка и Мишанинская, в которой и родился ученый. Увы, добраться туда мы не смогли. И остановила нас не сама дорога – с ухабистой грунтовкой Hyundai Grand Santa Fe справился на отлично, с лихвой компенсировав неудобства, причиненные на архангельском асфальте. Препятствие оказалось более серьезным. Родина основателя Московского университета расположена на острове Куростров, а добраться туда можно только на пароме. Подъехав к пристани, мы узнали, что ближайший отправится через несколько часов. Терять столько времени мы не могли – пора было трогаться в обратный путь.
На самом деле называть поморов народом неверно – правильнее говорить о субэтносе русского народа на беломорском севере России. Слово “поморы” стало встречаться в середине – конце XIX века: так называли занятых на рыбных и зверобойных промыслах промышленников Архангельской губернии. Сегодня преемниками традиционной поморской культуры считают жителей городов и деревень, расположенных у берегов Белого моря и в низовьях реки Мезень.
Разговорным языком поморов считается поморский диалект русского языка. Для него характерны оканье, длинные гласные и множество заимствованных из старорусского языка слов.
Согласно статистике, численность поморов быстро снижается. Если во время переписи 2002 г. поморами себя назвали 6571 человек (причем 6295 оказались жителями Архангельской области), то в ходе переписи 2010 г. поморами назвались... всего 3113 человек!
Но по дороге остановились у памятника другой здешней знаменитости. Ведь местные жители гордятся не только своим прославленным земляком, но и… коровами холмогорской породы! Об этом свидетельствует мраморная плита у входа в краеведческий музей, на которой изображены пятнистые черно-белые буренки. По слухам, холмогорку вывели давно, еще в допетровские времена. И со временем эти кормилицы, дающие большое количество жирного и вкусного молока, распространились не только по России, но и по всему миру.
Что ж, пришло время расстаться с поморами. Как мы успели убедиться, этот народ заслуживает внимания и уважения. Здесь помнят и чтут традиции, но и посмеяться над собой не прочь. Хочется верить, что со временем жизнь поморов станет лучше: отремонтируют дороги, приведут в порядок дома, откроют больше туристических объектов. Но и сегодня даже беглое знакомство с историей и традициями жителей побережья Белого моря на редкость увлекательно и познавательно.
Впрочем, за значимую часть позитива в этом путешествии нужно благодарить наш автомобиль – Hyundai Grand Santa Fe. Конечно, тряска на северных дорогах нам не особо понравилась, да и расход топлива оказался немаленьким – около 10–11 л на “сотню” в трассовом режиме. Зато в остальном корейский кроссовер заслужил самых лестных отзывов: вместительный, мощный, послушный и комфортный. Словом, весьма подходящий транспорт для тех, кто собирается двинуться навстречу прохладному северному ветру!
Рассказать друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках
2013 - сегодня
≈2 424 000 руб.