Шотландские сказы
Логотип Land Rover

О Land Rover Range Rover

По-русски

Ленд Ровер Рендж Ровер

Тест-драйвов
20 (все тесты)
Двигателей
1 (открыть)
Комлектаций
1 (открыть)
Последнее поколение
IV (открыть)
Отзывов на сайте
1 (прочитать)

Занимая всю северную треть острова Великобритания, да еще и прилегающие острова, Шотландия буквально нашпигована древними фортами и замками. Как водится, у каждого из них есть свои мифы, легенды, привидения. Ну чем не повод отправиться в автопутешествие?

Во время прошлогодней экспедиции на юго-запад Англии (“Автопанорама”, № 8, 2013), мы осознали, что в этой части Европы, буквально помешанной на традициях и своей истории, правильнее всего ездить именно на “британцах”, причем местных – праворульных. Так в большей степени можно проникнуться здешним духом, да и с практической точки зрения удобнее: тебя не воспринимают как заезжего.

Тогда максимум комфорта, причем со всех точек зрения, нам обеспечил Jaguar XJ. На этот раз выбор пал на его “родственника” – Range Rover. Такое решение, помимо уже упомянутых мотивов, обусловлено еще целым рядом доводов. Во-первых, как и XJ, он тоже флагман своей марки, а мы договорились чтить традиции. Во-вторых, хотелось лишний раз протестировать модель “на воле”. В-третьих, это внедорожник, а шотландский маршрут пролегал не только по асфальту. Наконец, Range – автомобиль большой и мощный, что в многодневном путешествии немаловажно.

Правда, в какой-то момент сомнение в правильности этого шага все-таки закралось. Пытаясь выбраться с парковки эдинбургского аэропорта, едва не чиркая по другим машинам зеркалами и чертыхаясь на левостороннее движение, я было пожалел, что заказал столь громоздкое авто, и мысленно даже начал подсчитывать число будущих царапин. Но как только мы выехали на шоссе и чуть привыкли к местной организации потоков, все встало на место. И с каждой новой милей Range Rover начал демонстрировать свои достоинства.

Прежде всего, комфорт: высокая посадка и отменный круговой обзор, просторный, поистине роскошный салон с множеством ящичков и ниш, кресла, способные подстроиться под седока любой комплекции, мощный “климат”, качественная 1700-ваттная аудиосистема, панорамный люк в крыше… Главное ощущение на трассе – будто ты управляешь океанской яхтой. Автомобиль, имеющий под капотом 4,4-литровую дизельную V-образную “восьмерку”, буквально вспарывает пространство, едва прикасаешься к педали “газа”. В любой момент чувствуешь, как все 700 Нм крутящего момента и 339 л.с. готовы подхватить машину, чтобы совершить обгон или взлететь на очередной холм. Подвеска же мягко и надежно обрабатывает все мелкие дефекты дорог, коих и в Великобритании немало. Что ж, на таком “коне” можно без опаски отправляться в тур по шотландской истории.

С учебником в руках

Как ни крути, а миновать Эдинбург в Шотландии вам, скорее всего, не удастся. Причем не только потому, что это столица страны (еще с 1437 г.) и ее второй по величине город (с населением около 500 тыс. человек), но и по той причине, что в нем действительно много более чем интересных мест, связанных с событиями и людьми, попавшими практически во все учебники истории. Не зря еще Роберт Льюис Стивенсон, тот самый, что написал “Остров сокровищ”, заметил: “Эдинбург – это тот город, каким должен был бы стать Париж”.

“Главный герой” здесь Эдинбургский замок – крепость, стоящая в самом центре города на Замковой скале, примерно 350 млн лет назад образованной вулканом. Как выяснилось, она была заселена еще за 800 лет до нашей эры – в так называемом позднем бронзовом веке, а первое упоминание о возведенных на ней укреплениях датируется приблизительно 600 г. уже нашей эры. Замок же как таковой на этой стратегической возвышенности наверняка появился при правлении короля Давида I, который собирал в нем знать с 1139 г. С тех пор замок, достраивавшийся и перестраивавшийся, на протяжении веков считался истинным “ключом к Шотландии”. Во всех войнах этой страны с Англией он часто переходил из рук в руки, хотя как военное сооружение был почти неприступен. В его стенах свершилось множество убийств, казней и предательств, в здешней тюрьме содержались короли и вельможи, в одной из комнатушек замка в 1566 г. Мария Стюарт родила будущего монарха – Якова I Английского.

В качестве королевской резиденции Эдинбургский замок использовался вплоть до 1633 г., но и сейчас именно в нем хранятся корона Шотландии и Скунский камень – священная реликвия, 152-килограммовый блок песчаника, на котором несколько веков подряд короновались шотландские и английские монархи. И каждый день кроме воскресений и еще двух праздников ровно в час дня с его стен производит выстрел так называемая Часовая пушка.

Кстати, туристам надо знать, что с этого момента на осмотр достопримечательностей замка у них останется всего четыре часа – после 17:00 туда уже никого не пустят. Хотя и отчаиваться нет смысла: в Эдинбурге еще много мест, откуда можно оценить панораму города, вникнуть в историю и почувствовать его дух, посидев на газоне в парке, слушая уличных музыкантов или уплетая в пабе хаггис – блюдо из бараньих потрохов, столь же обязательное у шотландцев, как у украинцев сало.

Ох уж эти писатели…

Немало любопытных точек и в окрестностях столицы. Ближайшая из них всего в 12 км от центра Эдинбурга – городок Рослин. Именно там, в местном институте, в 1996 г. была клонирована, а спустя несколько лет и усыплена знаменитая овечка Долли. Однако куда большую популярность этому местечку принесла часовня Рослин, построенная в XV веке. Считается, что изначально здесь планировалось возвести целый духовный центр, но сделать этого не удалось. Тем не менее получился памятник архитектуры, который вдохновлял таких литераторов, как Роберт Бернс, Вальтер Скотт, Уильям Вордсворт.

К этой когорте в наши дни решил присоединиться и Дэн Браун, введший часовню Рослин в свой роман “Код да Винчи” как одно из мест, где якобы хранится Святой Грааль. Правда, модный писатель кое-что переврал (к примеру, происхождение названия: оно идет не от “линии розы” – Rose Line, как в книжке, а от кельтских слов ross – “холм” и lynn – “вода”), а кое-что придумал (в частности, на полу храма нет никакой Соломоновой звезды, мы в этом убедились). Да и к тамплиерам, изведенным за целый век до строительства этого храма, он не имеет отношения.

Впрочем, винить нашего современника в разных фантазиях сложно хотя бы потому, что тем же самым, когда речь идет о часовне Рослин, занимаются давно и многие. Кроме Святого Грааля, согласно разным версиям, в ней спрятаны и Ковчег Завета Господня, и утраченные евангелия Христа, и даже забальзамированная голова Иисуса. При этом известно, что помещение под полом в самом деле есть, но там захоронены в доспехах и с оружием рыцари из многих поколений семейства Сен-Клер, которое, собственно, и возвело это сооружение. Более того, все знают, где находится вход в подземелье (под каменными кубами в полу северного бокового нефа), но проводить какие-либо раскопки запрещается – и потому, что это действующая церковь, и потому, что можно попросту обрушить здание. Поэтому туристам остается любоваться тем, что есть наверху. В том числе великолепной колонной Подмастерья, которую, по легенде, ученик мастера-каменщика увидал во сне и создал, пока его наставник уезжал на полгода в Рим “повышать квалификацию”. Вернувшийся мастер психанул из-за того, что юноша сделал что-то лучше, чем он сам, и тут же прибил выскочку молотком, за что и был казнен. А красота осталась.

Вникнув во все эти перипетии, мы вновь загружаемся в Range Rover и отправляемся к следующему пункту – в город Стерлинг. Будучи даже чуть ближе к Глазго, нежели к Эдинбургу, он считается исторической столицей Шотландии, а одноименный замок – излюбленной резиденцией здешних королей и королев. Об этом вспоминаем, пока автомобиль уверенно пожирает мили, о чем нас информирует навигационная система, заблаговременно переведенная в русскоязычный режим. В этот момент я обращаю внимание на акустический комфорт: несмотря на то что включено радио, в салоне в целом очень тихо, и даже с заднего ряда можно спокойно говорить с водителем, ничуть не повышая голоса. И лишь на весьма высоких – запрещенных – скоростях снаружи начинают проникать аэродинамические шумы от зеркал. При этом мощный дизель практически не слышен даже в тот момент, когда его резко “пришпориваешь”. Да и вообще мотор на редкость эластичный, отменно состыкованный с 8-диапазонным “автоматом”, к которому за всю поездку никаких нареканий не возникло – тяги с запасом хватает даже на высших передачах.

Тем временем безошибочно вычисляем замок Стерлинг – стоящий на крутом холме, он виден за десятки километров. Значителен и внутри: сторожевые башни, ров под стеной, мощные ворота, пушки в бойницах – все говорит о том, что за него веками шли бои (военное укрепление, расположенное здесь, упоминается еще в летописях XI века). Именно он был любимой резиденцией Стюартов, и именно об этом месте говорили: кто владеет Стерлингом, владеет Шотландией. При этом город Стерлинг основали примерно в 1130 г.

На протяжении столетий замок развивался, появлялись новые сооружения, покои. Многое из Cредневековья ныне реконструировано, и посетители могут лицезреть королевские кровати, кресла, залы для приемов и пиров, кухню, старинное оружие, украшения, одежду, утварь… Под сводами этого замка тесно переплетены истории шотландских кланов и европейских монархических ветвей, завоевательных походов и побед. К примеру, замок Стерлинг (как, впрочем и Эдинбургский) какое-то время принадлежал Англии, и лишь получив откупные, необходимые для похода в Палестину, Ричард Львиное Сердце вернул его шотландцам. Сейчас с его смотровой площадки видны и другие “стратегические” для туристов точки города: кусок самой старой из сохранившихся в Шотландии городской стены, построенной в 1547 г., Холирудская церковь, 67-метровый монумент Уоллеса, посвященный победе в битве на Стерлингском мосту в 1297 г. И, разумеется, крыши Cтарого города, уютного и опрятного.

В райские кущи

Наш более чем 250-километровый марш-бросок на север страны запомнился несколькими моментами. Прежде всего, безупречным поведением автомобиля. То, как Range Rover ведет себя на шоссе, мы уже испытали. Теперь ему пришлось показать себя и на петляющем в горном лесу узком серпантине, и на бездорожье посреди холмов, где в лучшем случае можно найти старую колею в зарослях вереска. В первом случае мы поняли, что большой “британец” даже в экстремальных ситуациях (а в густом тумане были и такие) управляется великолепно: его вполне острый руль (три оборота от упора), оснащенный электроусилителем, информативен, машина ему послушна, тормоза надежны. Хотя есть и нюансы – при резких перестроениях тяжелый (более чем 2-тонный) и высокий SUV несколько кренится, подергивается, а входя в крутой поворот, следует тщательно рассчитывать траекторию (особенно при левостороннем движении).

Что же касается передвижений вне асфальта, то флагманский Range оказался в прямом смысле на высоте. Он просто играючи взобрался на холм, с которого открылись потрясающие виды: чистейшее озеро, леса на дальних горах с сохранившимися языками снега, истинно изумрудные поля, пасущиеся на них овцы… Правда, чтобы осуществить этот маневр, нам пришлось задействовать почти весь внедорожный потенциал модели: и увеличить до предела клиренс, и подключить ассистентов спуска и подъема в гору, и использовать систему Land Rover Terrain Response, которая автоматически подбирает настройки для движения по разным типам покрытия, включая попавшиеся нам гравий, сыпучий песок и скользкую траву.

Наградой же за эти испытания стали окрестности города Инвернесс с известным на весь мир озером Лох-Несс – вторым по величине в Шотландии, но самым полноводным в стране (его длина – 39 км, глубина – до 230 м). Видимо, поняв, что в местное чудовище уже никто не верит, расчетливые шотландцы открыли выставочный центр, в пяти залах которого методично… опровергают существование Несси. Тут вам и все экспедиции на озеро, в которых были задействованы целые флотилии с гидролокаторами и сотни людей, и многолетние видеонаблюдения за водной гладью, и развенчание сфальсифицированных фотографий. В общем, все по-честному. Вот только поток туристов за все это так же честно и без остановки платит в кассу, а вокруг комплекса действует целая индустрия – парк развлечений, лавки с сувенирами, гостиницы, прогулки на корабликах по озеру.

Впрочем, на берегу Лох-Несса есть и другой замечательный объект – замок Аркарт. Он ведет свою историю еще с VI века, хотя куда более достоверной выглядит версия о том, что замок здесь построили уже после 1230 г. По “доброй традиции” в войнах между местными кланами, а также шотландцев с англичанами он переходил то к одним, то к другим, пока в XVII веке его не разграбили, а после и вообще взорвали, чтобы не достался якобитам. С тех пор замок не восстановили, да и вообще он тот редкий случай, когда в преданиях нет никаких привидений. Но все равно место любопытное (хотя бы потому, что можно представить себе средневековый быт) и красивое (виды на озеро со стен открываются отменные).

Если же вам требуются приведения, то надо проскочить несколько миль в другую сторону от Инвернесса – в замок Кавдор. Часть этого здания жилая и закрыта для туристов, но многие помещения превращены в музей, где можно посмотреть, как жили тут начиная с XIV века. А заодно попытаться встретить дух средневекового Джона Кемпбелла Кавдорского, девушку без кистей (якобы дочь графа Кавдорского, которую лишили рук по приказу папочки за любовь к “не тому” мужчине), а также некое существо в голубом бархатном наряде. Впрочем, даже не увидев всех этих “обитателей”, вы не прогадаете, ведь замок куда больше славится садами. Их в “Макбете” описал еще Шекспир, и с тех пор сады становились все прекраснее, поскольку их постоянно засаживали экзотическими видами растений и развивали. Мы, например, увидели настоящий лабиринт, созданный по рисунку с пола римской виллы в Португалии, роскошные фруктовые деревья, декоративные кустарники и даже огород.

“Десертом” к этим впечатлениям стал сам Инвернесс с его мостами через реку Несс, храмами, Викторианским рынком и смотровой площадкой у замка на холме. Считается, что именно из этих мест берут начало все самые старые шотландские кланы. И что именно в местных пабах, часть из которых действует с XVI века, можно отведать “правильного” виски. Мы делать этого не стали, поскольку предстоял неблизкий путь обратно в Эдинбург. Кстати, преодолев его, вдруг поняли, что полного бака топлива в 8-цилиндровом Range Rover хватило на всю экспедицию, а это почти 800 км, причем в отнюдь не экономичном режиме езды. Что ж, еще один повод похвалить британский внедорожник. 

Вам понравился этот тест-драйв?

Рассказать друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках



Модели в этом тест-драйве

Land Rover Range Rover

2002 - сегодня

Поколений
8 смотреть
Класс
Внедорожник
Кузов
универсал 5-дв.
Тест-драйвов
20 смотреть
Отзывов
1 смотреть
Технические характеристики

Сделано тест-драйвов:

3 0 8 1