Автомобили Land Rover продолжают проходить уникальные испытания российскими дорогами: в этом году модель Discovery Sport принимает участие в экспедициях проекта «Открывая Россию». В этот раз мы штурмовали на нем бездорожье Среднего Урала
Почему для этих непростых экспедиций была выбрана именно модель Discovery Sport? Вероятно, по той причине, что других подходящих «кандидатов» не нашлось. Модель Freelander сошла со сцены, Discovery 4 тоже скоро отправится на покой, а его преемника мы пока видели только на выставке. Disco Sport, конечно, далеко не идеал для тяжелых условий, но, как показали уже несколько экспедиций, и наша в том числе, он способен на многое. И если по сути он остается кроссовером, то уж точно не «паркетным».
В его арсенале – 150-, 180-, либо 190-сильные турбодизели, а также 240-сильный бензиновый мотор, тоже с турбонаддувом. Для экспедиций «Открывая Россию» были выбраны 2,2-литровые 190-сильные турбодизельные модификации (экологический класс Евро 5). С таким мотором автомобиль способен разгоняться с места до «сотни» за 8,9 с, а также развивать максимальные 188 км/ч. Пика мощности 2,2-литровый дизель достигает при 3500 об/мин, а максимальный крутящий момент у него составляет 420 Нм при 1750 об/мин.
Объем багажника у Discovery Sport составляет, согласно паспортным данным, аж 829 л (!), но это, конечно, при загрузке его под крышу. Под шторкой значительно меньше места, хотя площадь пола большая. Увеличить полезный объем можно не только складыванием заднего дивана (естественно, по частям), но и сдвиганием его вперед. Максимальное расстояние между спинкой водительского кресла при «моей» посадке и подушкой заднего дивана составляет 32 см, минимальное – 16 см. При максимально отодвинутом назад диване расположиться на нем можно с исключительным комфортом.
Кроме того, спинки задних сидений можно регулировать по наклону – они имеют по три фиксированных положения. Рукоятки, отвечающие за регулировку наклона, расположены в торцах подушек задних сидений со стороны дверей. С помощью этих же рукояток можно сложить спинки. Другой способ складывания – нажатием кнопок на правой боковине багажника. Правда, при этом спинки лишь наклоняются вперед, и требуется дополнительно «защелкнуть» их рукой в сложенном положении. Отдельно можно сложить среднюю часть спинки и получить лючок для длинномеров максимальной длиной 188 см.
Дверь багажного отделения Discovery Sport оснащена электроприводом, причем, при закрывании автоматика «доводит» ее до запирания. Если, как в нашем случае, запиранию будут препятствовать вещи, можно принудительно «довести» дверь рукой. Вообще, мне показалось странным, что наши инструкторы не особо щепетильны в плане размещения вещей в багажниках. Рюкзаки, чемоданы, коробки, канистры, инструменты для бездорожья – всё обычно сваливалось в «трюм» единой кучей. Не то, чтобы это вызывало затруднения при поиске тех или иных вещей, просто создавалось впечатление некоторой неряшливости. Загружая собственные багажники, даже кузов пикапа, я стараюсь придерживаться хотя бы относительного порядка.
Под фальшполом багажника в Discovery Sport разместилось полноразмерное колесо на литом диске. Еще по одному такому же колесу каждый из шести экспедиционных автомобилей вез на крыше. Впрочем, на этом маршруте нам не пришлось повреждать покрышки и менять колеса. Бездорожье Урала оказалось гораздо более «щадящим», чем тропы Тывы, в которой мне довелось побывать в рамках этого проекта летом прошлого года.
Задние пассажиры Discovery Sport могут воспользоваться целой «батареей» полезных разъемов: здесь и 12-вольтовая розетка, и два гнезда для подзарядки различных устройств через USB-кабель. А сколько различных разъемов спереди! Две штуки – внутри бокса-подлокотника (но эти предназначены для воспроизведения музыки с флэшек). Один – под сдвижной крышкой-шторкой на центральном туннеле. И еще один – на полочке над вещевым ящиком. На этой полочке, удобной для размещения телефона, у нас путешествует рация. Переговоры между инструкторами ведутся постоянно. Мы движемся колонной, поэтому никто не должен отставать и даже пропадать из видимости (а также из эфира). О любых происшествиях, необходимости остановок или других вещах ребята постоянно информируют друг друга. Удобно использовать рации и в чрезвычайных ситуациях, например, когда автомобиль преодолевает особо тяжелый участок на бездорожье. Его водителю подаются команды: взять чуть правее или левее, сдать немного назад и т. д. По рации это делать значительно удобнее, чем подавать сигналы руками или кричать в открытое окно.
По технике безопасности, при движении по сложным участкам передние окна автомобиля должны быть открыты. Но представьте себе, сколько грязи при этом летит в роскошный кожаный салон! Его становится откровенно жалко… С другой стороны, в экспедиции это неизбежно. Нам то и дело приходится вылезать наружу и менять кроссовки на сапоги, более подходящие для «боевых» условий. Как будто специально, осенняя уральская погода подкидывает нам один дождь за другим.
Понятно, что первыми страдают коврики на полу, и любителям внедорожных вылазок, конечно, лучше сразу применить резиновые «корытца». Достается и передним сиденьям – исключительно удобным, позволяющим подобрать отличную посадку человеку любой комплекции и роста. Регулировки – естественно, электрические, есть память на три положения. Мы путешествуем втроем, два журналиста и инструктор, но к записанным в память предустановкам почему-то не прибегаем, впрочем, у нас примерно одинаковые предпочтения относительно положения кресла и рулевого колеса.
Автомобиль штатно оснащен премиальной аудиосистемой Meridian, но на трудном маршруте не до нее. Иногда приемник сам настраивается на какую-либо из местных радиостанций, но нам важнее слышать команды старшего по колонне, и мы приглушаем звук. Есть здесь и система навигации, но, опять же, при движении колонной достаточно ориентироваться на действия идущей впереди машины. Наш экипаж имеет номер 6, и обычно мы замыкаем «строй». Но на бездорожье в голове и в хвосте колонны в обязательном порядке оказываются наши «технички» - автомобили Land Rover Discovery 4, до зубов вооруженные различным силовым оборудованием: электролебедками, реечными домкратами и т. д.
Первый внедорожный спецучасток был намечен для нас на болотах в окрестностях города Берёзовский, там, где сейчас работает единственная на Урале золотодобывающая драга. Она была собрана здесь из механизмов, произведенных на Воткинском (Удмуртия) заводе еще в 30-е годы прошлого века. Управляют гигантским плавучим сооружением всего три человека, и оно, на удивление, легко маневрирует по водной глади. Конвейер из более чем 80 ковшей может заглубляться на 11 м. Мы тщательно рассматриваем торфяник под ногами, и тут и там нам мерещатся чешуйки драгоценного металла. На самом деле, просто так их не разглядишь, это было бы возможно только при очень высоком содержании золота в породе. А сейчас содержание достигает всего 6-8 г на тонну, чаще даже 2-3 г. Тем не менее, в других местах и такой концентрации нет, поэтому драга продолжает «молотить» в течение сезона круглосуточно. На зиму ее консервируют.
Позади драги остаются безвредные отвалы пустой породы и водоемы, в которых быстро разводится рыба. Автомобили рыбаков встречаются на насыпях среди болот, по которым проложен наш внедорожный маршрут. Почвы здесь торфяно-глинистые, с примесью камней, эта «каша» и так пропитана влагой, а тут ещё начинается дождь. Наш экипаж замыкает колонну, и нам достаются самые глубокие колеи. Дорожный просвет у кроссовера Discovery Sport завидный – аж 212 мм! Моторный отсек защищен снизу толстым алюминиевым листом. И все-таки, когда мы неоднократно касаемся днищем грунта, это воспринимается, как если бы мы скреблись по этим камням живым телом.
Возможности увеличить дорожный просвет у этой модели нет. Зато есть большой набор спецрежимов фирменной «лендроверовской» системы Terrain Response, и в данном случае нам лучше других подходит режим «Грязь/колея». Имитация межколесных блокировок в нем самая слабая, и это плюс, потому что допускается наиболее интенсивная пробуксовка колес. Если вывести на центральный дисплей демонстрацию работы агрегатов автомобиля, то будет видно, что межосевая муфта блокируется чаще всего на одну или две трети, а полная блокировка почему-то никак не наступает. Но наблюдать за происходящим на экране, на самом деле, нет ни времени, ни возможности. Гораздо важнее смотреть вперед. Кратковременная пробуксовка колес и так неплохо ощущается водителем. А вот что бывает важнее отслеживать по центральному дисплею (или по экрану бортового компьютера), так это угол поворота колес. Потому что держать их повернутыми при движении в колее и бессмысленно, и вредно. Из глубокой щели со скользкими краями выбраться все равно невозможно, а повредить покрышку ничего не стоит. Мы, к счастью, избежали этого. И вообще, спецучасток в первый день оказался коротким.
Асфальт в окрестностях Екатеринбурга не блещет качеством, встречаются бугры, выбоины, колеи. Наш экскурсовод Мария рассказывает, что уральцы очень любят свой край, ценят его красоты, историю, природные богатства, но вот местные дороги – это их хроническая боль. Discovery Sport переносит асфальтовые напасти стоически. Пассажирам сложнее. Проведя некоторое время на просторном заднем ряду, я почувствовал: этот кроссовер жесткий! Спереди это не так заметно, водителю жесткость подвески только на руку. Она обеспечивает отличную управляемость. Здесь и руль очень «острый», точный и короткий – меньше 2,5 оборотов от упора до упора.
Но вот что смущает при движении, так это провал при резком добавлении «газа». Во время первого теста этой модели, весной прошлого года, я на это не обратил внимания, а сейчас... Инструктор Сергей предлагает выбрать динамичный режим в настройках автомобиля. И провал волшебным образом пропадает, да и в целом реакция кроссовера на нажатие педали «газа» обостряется. Шоссейная динамика Discovery Sport вообще великолепна. Всего за пару секунд он разгоняется с 60 до 80 км/ч, а время разгона с 80 до 120 км/ч – примерно 8 секунд в режиме D и 6 секунд в режиме S. Если в момент разгона включить ручной режим автомата, то можно обнаружить, что ускорение происходит на седьмой передаче. А вообще автомат здесь девятидиапазонный, немецкой компании ZF, он перебирает передачи мгновенно и почти неощутимо.
При выборе динамичного режима белые риски на шкалах приборов становятся красными. Но выглядят приборы немного игрушечно, этот автомобиль заслуживает лучшей, более благородной графики. Хотя к богатству информации, выдаваемой бортовым компьютером, претензий нет.
На второй день путешествия мы выдвигаемся к памятнику природы «Семь братьев». Эти 40-метровые скалы-останцы, выточенные ветром и дождями и отдаленно напоминающие человеческие фигуры, неожиданно появляются перед нами на горе над мирными осенними березками и осинками. Место известно уже не одно столетие, оно притягивает любителей пикников, а также скалолазов. Будьте осторожны: без специальных навыков и снаряжения на скалы лучше не взбираться! Хотя виды сверху открываются просто фантастические.
Сюда ведет множество маршрутов, но мы выбираем один из самых сложных, вдоль высоковольтной линии. Подъем происходит сначала по песчаной почве, из которой тут и там торчат камни. Используем сначала режим «Песок». Он активно «демпфирует» отклик автомобиля на нажатие педали «газа» и не дает резко ускоряться. К тому же, если взглянуть на монитор, то видно, что межосевая муфта часто и быстро блокируется полностью.
Когда «дорога» сворачивает в лес, почва становится торфянистой и очень влажной. Местами наш путь пересекают скользкие корни деревьев. Тут недолго соскользнуть в сторону. С одним из экипажей впереди именно это и происходит, и он лишается левого бокового зеркала. Нашей машине тоже не везет: она задевает передком неприятный пенек, и правый угол бампера «проваливается». Правда, впоследствии он чудесным образом встает на место.
Если здесь применить режим «Трава/гравий/снег», то станет заметно, что межосевая муфта Haldex почему-то не спешит с полным «замыканием», а блокируется всего на одну-две трети, причем, не мгновенно, а спустя секунды. Нет, пожалуй, режим «Грязь/колея» здесь более к месту. Особенно на спуске с горы. Ведь при выборе его автоматически активируется «ассистент», помогающий замедляться при движении под уклон. Но здесь он не так важен, поскольку все мы едва ползем по склону горы. И чем ниже спускаемся, тем круче становятся лесные колеи. Когда наш путь пересекает низменный влажный участок, шестому экипажу вновь достается самая разъезженная грязь. В какой-то момент я опрометчиво сбрасываю скорость (все-таки очень «больно» отдаются в организме толчки почвы по днищу), и кроссовер мгновенно «повисает» на брюхе.
Сопровождающая нас «техничка» впервые за эту экспедицию разматывает буксировочный трос – так называемую рывковую, или динамическую, стропу. Меня сдергивают назад, инструктор, видимо, сомневаясь в моей способности преодолеть участок, занимает место за рулем… и через секунду трос приходится разматывать снова. Грязь сдается только при сильном разгоне кроссовера. При этом за целостность днища я бы, честно говоря, не поручился.
Но, не считая некоторых кузовных повреждений, все наши Discovery Sport, на удивление, уверенно справились со всем маршрутом. Некоторые, правда, на холостом ходу «звенели» системами выпуска отработавших газов. Но, по словам инструкторов, глушители и выпускные трубы были повреждены раньше, в экспедициях по Кавказу и Крыму. В остальном же обошлось без потерь.
Даже во время преодоления факультативного брода через реку Чусовая, он не входил в наш маршрут, ни один из автомобилей и виду не подал, что ему там неуютно. Вообще, Discovery Sport способен преодолевать водные препятствия глубиной до 60 см. Не знаете брода? Можете смело соваться в воду, иногда только поглядывая на изображение, выдаваемое на центральный дисплей устройством Wade Sensor. Этот прибор показывает не только допустимый уровень воды на символическом кузове автомобиля, но и реальную глубину преодолеваемого препятствия.
На длинных перегонах по грунтовкам разной степени разбитости на границе Свердловской и Пермской областей кроссовер Discovery Sport изрядно потряхивал пассажиров и их багаж. Перед особенно глубокими ямами и высокими буграми его приходилось осаживать, иногда резко, и тогда в действие вступала ABS, благодаря которой даже на самой скользкой грязи автомобиль замедлялся, не отклоняясь от курса. В поворотах, коих было, впрочем, немного, можно было ощутить действие системы стабилизации, но, что интересно, срабатывала она как бы тихой сапой, значок на панели приборов не мигал. А мигает ли он вообще! Еще как! Во время преодоления наиболее трудных участков бездорожья мы видели его не раз. И при необходимости отключали систему кнопкой.
О различных внедорожных экспедициях всегда интересно читать, смакуя наиболее яркие эпизоды чьих-то приключений. Стоит ли безоговорочно доверять впечатлениям от поездки, рассказанным журналистами? Ведь те могут и забыть что-то, и неточность допустить, и даже приукрасить случившееся, как говорится, для красного словца…
В случае с экспедициями Land Rover «Открывая Россию» у вас есть возможность всё это проверить. Да-да, компания организует коммерческие путешествия по пройденным нами маршрутам – на тех же автомобилях, хотя можно приехать и на своем. В случае полной оплаты такого тура его стоимость составит 150 000 рублей. Дороговато, но, если вы всерьез нацелились на покупку модели Discovery Sport, на проверку ее возможностей стоит раскошелиться. Ведь это менее чем двадцатая часть ее стоимости. Начальная версия SE обойдется примерно в 2,8 млн рублей, более богатые HSE и HSE Luxury в 3,1 – 3,6 млн.
Очень радует, что вместе с роскошным оснащением британского кроссовера в стоимость входит большой внедорожный потенциал: система Terrain Response, «ассистент» при движении под уклон, возможность отключения системы стабилизации и контроля тяги. А среди атрибутов роскоши – кожаный салон, электронастройки передних сидений с памятью, камера заднего вида с отличным качеством картинки, система контроля линий разметки и предупреждения об объектах в «слепых» зонах (ее индикаторы в наружных зеркалах видны даже тогда, когда те забрызганы грязью), маршрутный компьютер, мультимедиасистема с управлением системой навигации, парктрониками, автопарковщиком, телефоном, аудиосистемой. Двухзонный «климат» тоже можно настраиваеть через меню, но есть и механические органы управления.
Новый «Диско Спорт» отлично изолирует вас от неуютного внешнего мира, приятно окружая комфортом и тишиной. У него «фетровые» подкрылки сзади, из того же материала изготовлен воздухозаборник двигателя. Всё это снижает шум в салоне.
Отдельные неудобства есть, но они не критичны. Хотите на ходу сменить флэшку с музыкой? Это непросто: чтобы вставить ее в разъем внутри бокса-подлокотника, придется хитро вывернуть руку. Меню настроек автомобиля слишком сложное и разобраться в нем удается не сразу. Требуется привыкание в течение, может быть, трех-четырех дней. Нам в пути многое подсказывали инструкторы. Но и они порой затруднялись быстро перейти к той или иной настройке.
Минимальный диаметр разворота у кроссовера длиной около 4,6 м составляет 11,6 м – немало. Добавим к этому не лучшую обзорность. Передние стойки кузова очень толстые. Боковые «парктроники» обеспечивают хорошую звуковую поддержку, но проезд от этого шире не становится, да и видеть препятствие своими глазами предпочтительнее.
И в завершение – несколько слов о расходе топлива. Во время экспедиции в Тыву на 249-сильных «Диско 4» на особенно трудных участках мы замечали более чем 50-литровый расход солярки на сто километров. С «Диско Спорт» на Урале дело обстояло совершенно иначе. Когда бы я ни взглядывал на экран борткомпьютера, там обнаруживался всего лишь девятилитровый показатель. Однако это лукавство. Если проследить историю поездки (ее можно вызвать из памяти на центральный дисплей), то можно обнаружить, что во время отдельных «эпизодов» (от пуска до пуска двигателя) расход доходил до 11-ти и даже 14-ти литров на сотню. Расход солярки в городе примерно такой же. Более того, автомобиль способен оценить персонально ваш стиль вождения и предложить рекомендации, как ездить более экономично.
Рассказать друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках