Путешествие по заповедным районам, местам боевой славы и в недавнем прошлом строго засекреченным военным объектам Крыма оказалось чрезвычайно увлекательным. В том числе потому, что в роли помощника выступил Land Rover Discovery Sport, опробованный нами в статусе экспедиционного автомобиля
Журналист, проработавший в автомобильной сфере хотя бы пару лет, хорошо знает: путешествия с Land Rover – больше, чем тест-драйв. Это непременные испытания, приключения и открытия. До недавнего прошлого в такого рода журналистские автопробеги отряжали внедорожники Discovery, имеющие помимо говорящего названия серьезнейший офф-роуд-потенциал: пневмоподвес-ку, понижающую передачу, блокируемые межосевой и задний дифференциалы, интегрированную в кузов раму. Но эта модель доживает свой век на конвейере – сейчас в камуфляже обкатывается уже прототип машины нового поколения. Поэтому британский бренд впервые сформировал караван из Discovery Sport, которые чаще играют на поле городских кроссоверов или вседорожников. Однако путешествие по Крыму показало, что и с вездеходными качествами у него полный порядок.
Уже за первый день пробега мы увидели военную историю полуострова в ретроспективе, поколесив по окрестностям Севастополя и Балаклавы. Начали с подъема на легендарный Малахов курган, затем отправились в главный морской храм Севастополя – Свято-Владимирский собор. Эта православная церковь является усыпальницей русских адмиралов и морских офицеров, погибших во время Крымской войны 1853 1856 годов. Место захоронения Владимира Корнилова, Владимира Истомина, Павла Нахимова и Михаила Лазарева (их надгробные плиты формируют большой мраморный крест) неоднократно осквернялось. Первыми после сдачи Севастополя в период Крымской войны это сделали французы, раскопавшие склеп и сорвавшие с мундиров адмиралов ордена и эполеты. А в 1927-м «подвиг» потомков галлов повторили советские чиновники – надгробья были разломаны, склеп замурован, а верхнее помещение храма передано ОСОАВИАХИМу под мастерские.
От времен Крымской войны перебрасываем мостик к новой и новейшей истории. Следующая точка маршрута – Бронебашенная батарея №35, которую начали возводить на Херсонесском полуострове в 1912 году. Во время второй обороны Севастополя две орудийные башни сдерживали наступление немецких пехотных и танковых дивизий. В июне 1942 года, когда стало понятно, что отстоять Севастополь не удастся, в сторону батареи начали уходить остатки войск Красной армии и уцелевшие жители города – батарея оказалась командным пунктом и последним оплотом защитников города. А 1 июля самолеты и подводные лодки эвакуировали лишь командный состав, бросив более 80 тыс. человек, собравшихся на мысе Херсонес, по сути, на произвол судьбы. Почти все они погибли, прорываясь к партизанам вглубь полуострова или спасаясь вплавь. В честь павших на территории батареи построен мемориальный комплекс, на стенах которого увековечены все известные на настоящий момент имена защитников города.
Вновь садимся в Land Rover Discovery Sport и добираемся до некогда секретного «Объекта 825 ГТС» – знаменитого подземного комплекса базирования подводных лодок в Балаклаве. Сооружения, построенные метростроевцами в чреве горы Таврос в 1954 году, впечатляют масштабами и апокалипсической убедительностью. На момент своего возведения этот объект мог выдержать взрыв атомной бомбы мощностью 100 килотонн (пять Хиросим!), вместить до девяти дизельных подлодок, которые должны были бы нанести удар возмездия после вероятной ядерной атаки противника. Здесь же находился склад ядерных ракет и торпед. Сегодня в музее комплекса хранятся инструменты для монтирования боеголовок торпед и ракет, личные вещи сотрудников и снаряжение боевых дельфинов. Последние содержались в садках прямо на набережной, их учили обнаруживать и минировать вражеские корабли, находить мины и уничтожать боевых пловцов противника закрепленной на морде пикой.
Сильное впечатление производит так называемый «Объект 100», опять-таки подземный комплекс крылатых ракет, построенный в 1956 году на склоне горы недалеко от форта Южная Балаклава. Спрятанные здесь ракеты должны были уничтожить вражеский десант в случае его выдвижения к Крымскому полуострову от берегов Турции. Помещения под командный пункт, казармы, хранилища ракет и топлива вырублены прямо в толще скалы. Пусковых установок комплекса «Прогресс», грозивших вероятным противникам СССР, разумеется, не осталось. А в начале 2000-х он был практически полностью разграблен: стащили даже неподъемные металлические двери, которые могли выдержать ядерный удар. Но дух «холодной войны» и признаки готовности дать отпор агрессорам мы прочувствовали в полном объеме.
На второй день экспедиции для ее участников открыли территории заповедников, закрытые сегодня для любого транспорта, кроме велосипедов. Здесь мы следовали неприметными тропами степного Крыма и пробирались через труднопроходимые леса, в какие среднестатистический водитель вряд ли бы рискнул поехать.
Основной участок маршрута прошел по красивейшим обрывам Байдаро-Кастропольской стены (скальный комплекс над Ай-Петринской яйлой (плато), куда мы поднялись по горным серпантинам. По-моему, Discovery Sport на подъеме чувствовали себя в своей стихии. Точный руль, неизменный запас тяги 2,2-литрового 190-сильного дизеля, мягкие и четкие переключения 9-диапазонного «автомата», селектор которого я сразу же переместил в положение Sport для максимального контроля над ускорением, – все это оказалось на коварно петляющем асфальте как нельзя кстати. Кроссовер лихо уворачивался от местных джигитов, проходящих закрытые повороты по «встречке» и позволял оперативно обойти «тихоходов». Словом, в этой дисциплине наш «путешественник» может дать фору многим конкурентам по сегменту.
После «восхождения» на почти утонувшую в облаках гору Куш-Кая (663 м над уровнем моря), где цветут красавцы пионы и откуда открывается потрясающая панорама Ласпинской бухты, начался наиболее захватывающий и сложный участок экспедиции. Вереница Discovery Sport зашла в Карадагский лес на территории вулканического массива Кара-Даг в районе Феодосии.
Представьте себе узкую лесную грунтовку, из которой то там, то здесь «вырастают» валуны разного калибра. Такая трасса стала для британских кроссоверов серьезным испытанием. Однако внедорожный потенциал Discovery Sport совсем неплох – короткие свесы, клиренс 212 мм, система помощи при спуске и знакомая поклонникам марки Land Rover система Terrain Response, позволяющая настроить трансмиссию на движение по разным покрытиям. Впрочем, нашлась и ахиллесова пята в виде низко посаженных алюминиевых рычагов задней подвески. Кроссовер так и норовил проверить их на прочность на участках, заваленных крупными камнями. Тут приходилось кому-то выходить из автомобилей и управлять действиями водителей, указывая правильную траекторию. В результате мой Discovery Sport преодолел трассу, пусть и напрягшись, но без каких-либо травм ходовой части. Зато какой был спортивный интерес и какая школа для непрофессиональных джиперов-журналистов!
Следующий пласт открытий – историко-археологический. По лесам и грунтовкам мы добираемся до Мангуп-Кале, средневекового города-крепости, расположенного в Бахчисарайском районе Крыма на плато горы Баба-Даг (высота 583 м). В XIV–XV веках Мангуп-Кале являлся столицей княжества Феодоро, сформировавшегося из византийских владений, затем здесь была турецкая крепость. Османы перестроили цитадель – на ее стенах сохранились фрагменты с арабской вязью. В 1774 году турки, проиграв войну России, оставили крепость, и ею недолго владели татары. В 1790-м Мангуп-Кале покинули последние обитатели – община караимов. А в период Великой Отечественной войны, во время осады Севастополя, на Мангуп-Кале находился наблюдательный пункт генерал-фельдмаршала Манштейна.
Комплекс пещер в Мангуп-Кале производит сильное впечатление. Общая длина крепостных сооружений составляет 1,5 км, длина оборонительного контура с естественными преградами (скалистыми обрывами от 20 до 70 м) – почти 7 км. В обрывах мыса высечены боевые казематы. Таблички информируют, в каких из помещений когда-то располагались тюрьма, гарнизонная церковь, жилые комнаты. На расстоянии нескольких метров от главной цитадели в скале выдолблены могилы – остатки раннесредневекового кладбища. А следом за ним колодцы для хранения пифосов – глиняных сосудов с зерном, водой и вином. Изучая артефакты, встречаем православного священника, читающего молитву в одной из удаленных каменных клетей. И вдруг – совершенно неожиданная находка. На одной из стен обнаруживаем мемориальную табличку: парень сорвался здесь с высокого обрыва каких-то десять лет назад. Кстати, Мангуп-Кале облюбовали в последние годы хиппи, селящиеся здесь главным образом в зимний сезон, когда на территории практически безлюдно.
Помимо нашего «кортежа», составленного из новеньких Land Rover Discovery Sport, своим ходом к Мангуп-Кале удалось добраться лишь туристам на «УАЗиках». Чтобы проехать сюда, нужно преодолеть серию крутых подъемов и спусков. И это, как ни крути, еще одно доказательство внедорожных талантов главного героя нашей экспедиции.
Рассказать друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках