В выставочных павильонах Порт-де-Версаля гаснет свет, спонсорское Поммери Брют допито и дармовые тарталетки с фуа-гра доедены. Журналисты со всего мира, отягощенные флешками с пресс-релизами и новыми впечатлениями, начинают миграцию в сторону аэропортов
«Вам в Шарль Де Голь или в Орли?» - интересуется мотоциклист на сверкающей хромом Honda Goldwig, - «домчу за 40 евро, такси все равно не дождетесь!» Нет, спасибо, на мотоцикле по Парижу мы не поедем. Это приключение не для слабонервных. Или для тех, кто действительно очень торопиться и боится местного метро еще больше, чем мотоциклов. Слышали, кстати, новость, что на днях там раздели Ким Кардашьян? Жаль я не видел.
Но светские новости не наш профиль, вернемся к автомобилям, которых на парижском автосалоне, в отличии от московского, было много. Даже очень много. Официальный пресс-релиз, выпущенный к открытию выставки, обещал нам чуть ли полторы сотни новинок. На деле их было, конечно же, меньше. По крайней мере, тех, о которых стоило бы говорить. Ну не станем же мы вам подробно рассказывать о новых фарах, в которые добавили пару-тройку светодиодов, назвав их «дневными ходовыми огнями»? Или о том, что прорези в радиаторной решетке были продолговатыми, а стали прямоугольными? Нет, не станем, если речь не идет о таком бестселлере всех времен и народов, как, например, Renault Logan. Правда, во Франции он называется Dacha, но сути дела это не меняет. Обновленная Dacha Logan нам интересна. А вот, допустим, Opel – нет. Любой, даже самый новый и инновационный. Хоть электрическая Ampera-e, хоть кроссоверообразный Karl Rock.
Отечественные журналисты вообще стороной обходили экспозицию General Motors. А что вы хотели, все, что в ней было представлено, это уже не для нас и не про нас. Не заметил я ажиотажа и у Suzuki. Что, говорите, новый Ignis? В России будет? Нет? До свидания. И так, увы, на каждом втором стенде. Новая Alfa Romeo Gulia Veloce? Красавица, что сказать, но даже фотоаппарат вскидывать лень. Мегапопулярная в Европе малолитражка Nissan Micra нового поколения? Дальше! Концептуальный Citroen CXperience? Себе! Кому у нас нужен большой универсал люксового класса? Хотя, Mercedes-Benz считает, что нужен и с гордостью представляет публике «внедорожную» версию Е-Класса. Попутно уточняя: со следующего года уже у всех российских дилеров! Их оптимизм мне понятен. Все мы помним, как популярна когда-то была аналогичная модель от конкурентов – Audi A6 Allroad. Если сейчас интерес к ней несколько и поутих, то рыночная ниша, все равно, осталась вакантной. Вот, Mercedes и подсуетился.
Новую для себя рыночную нишу осваивает и Skoda. Большой кроссовер Kodiaq – главная новинка марки, показанная в Париже, открывает новую эру в истории чешского автопроизводителя. Такой Skoda мы еще не видели. Но увидим. Уже совсем скоро, как говориться, во всех автосалонах страны! Поэтому и наши вокруг толпятся, и очереди, чтобы сесть за руль, приходится ждать по полчаса. Конечно, не только отечественные журналисты создают толпу на выставке. В процентном соотношении их не так уж и много. Примерно столько же, сколько и женщин в хиджабах. Это, кстати, еще один тренд Mondial de l'Automobile 2016. Они действительно стали заметны в толпе. Раньше я что-то такого не припомню. Вот, одна из них устраивается за рулем Audi Q5 очередного поколения, вторая что-то записывает в свой блокнотик, внимательно исследуя интерьер нового Land Rover Discovery. Третья присматривается к Porsche Panamera 4e-Hybrid…
Ну, это-то понятно, в богатой части мусульманского мира Porsche любят и ценят. Вот, только боюсь, что в тех регионах, где песок буквально сочиться нефтью, идея экономии топлива воспринимается не более, чем техническим курьезом. А уж повсеместного распространения полностью электрических автомобилей арабские шейхи, наверняка, боятся, как огня – прямая угроза бизнесу! И боятся не зря. Всеобщая электрификация (правда, на этот раз без советской власти) – главная тенденция, которая прослеживается на всех, без исключения, автосалонах. Гибридом, при этом, уже никого не удивить. Похоже, что эра всеобщей «гибридизации», которая у нас в стране, кстати говоря, даже толком не начиналась, во всем остальном мире уже близится к закату.
Среди концептуальных разработок гибридов уже мало. Зато много электромобилей. Они есть на стендах практически у всех уважающих себя производителей. Например, Volkswagen I.D. 2020-го (и это не опечатка!) модельного года – компактный электромобиль, по цене хэтчбека Golf. Разработчики обещают нам, что он будет проезжать 600 км на одной зарядке аккумуляторов, а сама зарядка станет занимать не более 30 минут. Круто! Дождаться бы.
Японцы из Mitsubishi хвастаются концептуальным кроссовером GT-PHEV. У него аж целых три электромотора – два на задней оси и один на передней, просто сногсшибательный салон и эффектные распашные двери. Вы, кстати, заметили, что двери такого типа встречаются едва ли не на большинстве выставочных концептах. Думаете это тоже прогноз на будущее? Как бы не так! Позвольте вас разочаровать, вряд ли они хоть у кого-нибудь пойдут в серию. Дело в том, что безумно сложно обеспечить необходимую степень жесткости кузова, лишенного центральной стойки. Да и в современные требования безопасности он как-то не вписывается. Зачем же тогда дизайнеры с маниакальным упорством оборудуют ими все свои разработки? Ответ настолько прост, что многих разочарует: на выставочном экземпляре через распашные двери лучше виден салон. Эту великую тайну профессии мне открыл шеф-дизайнер MMC, г-н Цунихиро Кунимото. Огромное ему за это спасибо, а я-то терялся в догадках!
Не обошло увлечение всеобщей электрификацией и Mercedes. Концептуальное купе Vision Maybach 6 щеголяет таким длиннющим капотом, что под ним легко бы уместился рядный 12-цилиндровый двигатель. В крайнем случае, два V8. Один за другим. Ан нет! На деле внутри электромоторы, я, к слову сказать, так и не понял, сколько, и большая батарейка. И зачем тогда ему такая огромная радиаторная решетка? Нонсенс какой-то. Что, впрочем, ничуть не мешает Vision Maybach 6 возглавлять мой личный рейтинг самых красивых автомобилей на выставке.
А антирейтинг, пожалуй, возглавляет BMW. При всей моей любви к легендарной марке, показанный в Париже концепт очередного «икса», на этот раз второго, как-то не впечатляет. Решительно ничего особенного, и ничего интересного. Утешает лишь то, что речь идет пока еще не о серийной модели. Глядишь, со временем где-то что-то подправят, подтянут, подогнут и подкрасят. Наверняка получится неплохо. А пока даже внутрь машины заглянуть не удалось. Стекла на концепте – а-ля солнечный Дагестан. Снаружи видишь только свое собственное отражение.
Заставила задуматься еще одна, с детства любимая мной марка. Это Land Rover, показавший, как я уже говорил, совершенно новый Discovery. Не могу сказать про него ничего плохого. Дизайн в духе всех последний моделей бренда. Салон – выше всяческих похвал. Чувствуется порода! Но очень уж очередной «Диско» не похож на своего легендарного предшественника. Ни внешне, ни идеологически. Поймут ли потенциальные покупатели? Оценят ли? Впрочем, говорят, что когда у Стива Джобса спросили, мол, кто же станет покупать телефон без кнопок? Он ответил: «Привыкнут!» Думаю, что и мы привыкнем. И к новому Discovery, и к автомобилям на батарейках. И к тому, что на крупных международных автосалонах все меньше и меньше моделей вызывают у нас практический интерес.