Мои коллеги, впервые попавшие на Североамериканское международное автошоу, а именно так официально именуется салон в Детройте, поначалу были несколько обескуражены. “И это все?” – растерянно вопрошали журналисты, озирая выставочный комплекс, лишь немногим превышающий по площади иной московский гипермаркет. Действительно, в сравнении с Парижем, Франкфуртом и даже Женевой эта выставка вроде бы невелика. Но это если измерять в квадратных метрах. Если же взяться подсчитать новые модели, представленные здесь, то уровень концентрации мировых премьер на этой площадке в нынешнем году оказался удивительно высоким. Переходя от стенда к стенду, я попытался разобраться: что это – случайность, совпадение или все же тренд?
Готовящийся отметить в этом году свое 60-летие председатель правления концерна Daimler AG и глава подразделения Mercedes-Benz Cars Дитер Цетше неизменно оказывается в центре внимания. Могу предположить, что это обусловлено не только его должностью и весом в мировой автоиндустрии. Высокий, подтянутый, с роскошными усами, босс штутгартского бренда с ходу может ответить на любой вопрос, готов обсуждать самые разные аспекты бизнеса и вместе с тем способен тонко пошутить, сыронизировать. Тем ценнее его мнение, когда речь идет о современной ситуации на мировых рынках. На этот раз он вынужден был признать: в Европе рецессия, спрос на машины падает. Но это не повод унывать, считает доктор Цетше: пока в одном месте убывает, в другом налицо рост. Одним из наиболее позитивных рынков для немецкого концерна в ушедшем году стала Северная Америка. Реализовав здесь около 305 тыс. легковых и легких коммерческих моделей Mercedes-Benz и smart, компания не просто превзошла итоги 2011 г. на 15,4%, но и показала лучший результат за все время присутствия в США.
Видимо, решив, что следует ковать железо пока горячо, штутгартцы выпустили по детройтской публике целый залп премьер – здесь был представлен весь модельный ряд прошедшего рестайлинг Mercedes-Benz E-Class: седан, универсал, купе с кабриолетом, плюс сумасшедшая версия E 63 AMG, получившая полный привод и способная набрать “сотню” за каких-то 3,6 с! Многие другие фирмы, как правило, в подобных случаях стараются надолго “растянуть удовольствие”, каждые полгода представляя ту или иную версию модели и тем самым поддерживая интерес к своему бренду. Daimler AG пошел иным путем, считая, очевидно, что в эти зыбкие времена на рынках следует проводить массовые наступления, подавляя мощью как соперников, так и клиентов.
В пользу этой версии свидетельствует и тот факт, что в 2013 г. Mercedes-Benz намерен продолжить атаковать и другими новыми продуктами, способными стать бестселлерами в своих нишах. Прежде всего, мир ожидает выход нового поколения S-Class, вокруг которого немцы продолжают всячески плести интригу: Дитер Цетше в Детройте вновь подчеркнул, что этот лимузин задаст новый уровень стандартов в том, что касается технологий, комфорта, экономичности и безопасности. А пока флагман еще не представлен, компания выстрелила новинкой на другом фланге модельного ряда: в ряду самых компактных машин марки теперь появился еще и CLA-Class, который станет играть в премиальном “гольф”-сегменте. Созданный на базе успешного нового A-Class, этот автомобиль впервые представили на закрытом предпоказе в Детройте за несколько дней до официальной премьеры в Берлине. Глядя на него, я вынужден был согласиться с господином Цетше: модель наверняка станет очень популярной. Отменные технические характеристики (коэффициент аэродинамического сопротивления всего 0,22, опционный полный привод, линейка моторов от 122 до 211 л.с.) в этой машине сочетаются с фирменным мерседесовским комфортом и небывалым уровнем использования современных гаджетов. Последнее не случайно: CLA ориентирован прежде всего на молодежь, которой решили доказать, что Mercedes-Benz вовсе не консервативен и достаточно доступен.
А как еще, спрашивается, формировать пул лояльных бренду клиентов, если и прямые конкуренты действуют не менее активно? Действительно, в Детройте по схожему сценарию (подразумевающему высадку целого “десанта” новинок) действовали и две другие премиум-марки из Германии. Например, Audi представила “заряженные” RS5 Cabriolet и RS7, а также спорткроссовер SQ5 с бензиновым 3-литровым двигателем. На стенде BMW народ толпился вокруг концептуального купе 4-й серии, M6 Gran Coupe и обновленного Z4 (увы, кроссовер X4, который все ожидали увидеть здесь, баварцы все-таки не показали).
Не так массово, но все-таки “проставились” с премьерами японцы: в премиум-сегменте на Североамериканском автошоу выступил и Lexus, показавший третье поколение модели IS, и Infiniti с новым седаном Q50, и Acura, выкатившая на свой стенд спортивный концепт-кар NSX. Роскошный прототип нового Genesis, пока фигурирующий под индексом HCD-14, в Америку привез и другой азиатский бренд – Hyundai. Наконец, свой вклад в этот парад дорогих новинок внес американский Cadillac, в модельный ряд которого влился первый гибрид марки – 207-сильное купе ELR, способное только на электротяге преодолеть более полусотни километров.
Если бы кому-то сейчас вздумалось поспорить, какой класс автомобилей нынче самый популярный, то организаторы Североамериканского мотор-шоу запросто бы доказали: SUV, и только SUV! Среди ключевых новинок этой выставки кроссоверы и внедорожники оказались, вне всяких сомнений, в большинстве. Я насчитал таковых с добрый десяток, а если брать вместе с пикапами, то и еще больше.
Как будто США не страна с самой развитой в мире сетью отличных дорог, а место, куда лишь готовится ступить нога человека. Как бы то ни было, но именно подобные машины в Детройте были в центре внимания публики и журналистов. Более того, некоторые модели якобы даже специально создаются именно для этого рынка.
Так, Volkswagen анонсировал здесь концепт нового крупного SUV CrossBlue (его длина почти на 20 см больше, чем у Touareg). Представители марки отметили, что его решено было сделать исключительно для жителей США и Канады. Я лично подозреваю, что это не более чем маркетинговый ход, желание марки из Европы, где спрос на машины падает, потрафить заокеанским потребителям, у которых сейчас все более-менее в порядке. Наверняка впоследствии такой автомобиль, если он дойдет до серии, станут продавать и на других рынках, в том числе и в России. Тем более что модель и в самом деле обещает стать очень перспективной.
Имея три ряда кресел, автомобиль может быть как 6-, так и 7-местным, а его огромный салон по простору сопоставим с каким-нибудь минивэном. В техническом же аспекте акцент сделан на то, что эта машина – гибрид, в котором два электромотора, раздельно крутящие обе оси, действуют в комбинации с дизелем. Как результат – весьма низкий уровень выхлопа, хорошая проходимость, отличная динамика (всего 7 с до 100 км/ч) и большая суммарная мощность, достигающая 306 л.с.
В борьбу за платежеспособных потребителей на детройтских подиумах активно включился и целый ряд других брендов со всех концов света. Так, буквально в двух-трех десятках шагов от стенда VW прошел мировой дебют Porsche Cayenne Turbo S, который заштриховал еще одну клетку в обновленной гамме модификаций культового внедорожника. Чуть дальше толпа американских журналистов в первый день выставки буквально набросилась на Jeep Grand Cherokee 2014 модельного года, подвергшийся не только фейслифтингу, но и технической модернизации (в частности, появилась новая 8-диапазоннная коробка передач, новейшая мультимедийная система, которой этому автомобилю явно не хватало). При этом по соседству красовался тоже обновленный Compass, чей потенциал весьма вдохновляет нынешних владельцев американской марки из Fiat.
Тем временем компания Honda показала полноприводные новинки сразу под двумя марками: сначала было сдернуто покрывало с концепта компактного “паркетника” Honda Urban SUV (он будет стоять на ступень ниже CR-V), а затем японцы открыли и прототип нового Acura MDX. На стенде Nissan гвоздем программы однозначно стал концепт опять-таки гибридного кроссовера Resonance, который должен заменить на рынках нынешний Murano, и представлять его детройтской публике приехал сам босс альянса Renault-Nissan-AvtoVAZ Карлос Гон. Сыграть в сегменте SUV решил и бренд Lincoln, бизнес которого в последнее время идет так себе. Но, кажется, на этот раз американцы угадали: концепт кроссовера MKC, который базируется на платформе Ford Escape, получился ярким, гармоничным, вызывающим, и неспроста журналисты долго мучили вопросами топ-менеджеров марки, а сам автомобиль фотографировали в разных ракурсах.
Ну и, конечно же, американский автосалон просто немыслим без пикапов – больших, мощных, полноприводных утилитарных машин. На этот раз борьба за потребителей разгорелась между домашними производителями – General Motors и Ford. Первый начинает продвигать сразу две обновленные модели – Chevrolet Silverado и GMC Sierra, на что фордовцы ответили одним, но культовым автомобилем – следующим поколением F-150, ставшим еще более монументальным, комфортабельным и мощным. Причем чтобы подчеркнуть свои заслуги в области “пикапостроения”, этот бренд на своем стенде выставил еще и старую машину F-серии, заслужившую признание клиентов еще несколько десятков лет назад.
Казалось бы, интрига более чем жесткой конкуренции в премиум-сегменте и среди SUV должна была задвинуть на второй план премьеры в других классах машин. Но этого не случилось. Видимо, потому, что новинки здесь оказались самодостаточными и яркими.
Например, концепт Toyota Furia – прообраз следующего поколения Corolla. Уверен, если серийная версия сохранит в целом черты этого замечательного шоу-кара, то бестселлер японской марки не только станет еще более популярным, но и сможет избавиться от застарелого имиджа “серой мышки”. Увы, не могу сказать то же самое о Nissan Versa (он же Note) – автомобиль, получивший новый двигатель, выглядит как-то усредненно, буднично. Хотя, вероятно, именно этого японцы и добивались: тот же VW Golf из поколения в поколение почти не меняется, однако при этом сохраняет титул одной из самых продаваемых машин в мире.
А вот еще одну новинку Детройта – Chevrolet Corvettе седьмой генерации – к массовым продуктам никак не отнесешь. Легкий и юркий 2-местный автомобиль получил под капот агрегат V8, развивающий 450 л.с. и 610 Нм крутящего момента, благодаря чему до 100 км/ч он может разогнаться менее чем за четыре секунды.
Чтобы улучшить динамику этой машины, конструкторы применили в ней некоторые решения, взятые из автогонок, а впоследствии американцы грозятся представить еще и “заряженную” модификацию. Так что неудивительно, что на выставочном стенде компании зрители буквально толпились, и, более того, я заметил возле этой машины топ-менеджеров многих фирм-конкурентов.
Все это свидетельствует об одном: большинство мировых автопроизводителей сейчас очень рассчитывает на потенциал рынка Северной Америки, демонстрирующего неплохой спрос на фоне упадка в Европе и некоторой стагнации даже в Китае. И выбор детройтской площадки для представления целой когорты перспективных новинок не случаен. Впрочем, успех Североамериканского автошоу – первой крупнейшей выставки машин в 2013 г. – внушает оптимизм и всем остальным регионам мира. Значит, в ближайшие месяцы нас ждет еще немало интересного.