Став банкротом, признанный таковым за многомиллиардные долги Детройт отнюдь не перестал быть одной из столиц мировой автомобильной индустрии. Прошедшее там в 25-й раз Североамериканское автошоу показало, что представлять свои новинки в Городе моторов по-прежнему стремится большинство глобальных брендов
Из самолета, подлетающего поздним вечером к аэропорту Детройта, этот город кажется вполне благополучным и даже процветающим: море огней почти до горизонта, вспыхивающие экраны неоновой рекламы, бодро катящие по улицам машины. И над всем этим, как символ незыблемости автомобильного духа штата Мичиган, самое высокое в здешних местах здание – небоскреб General Motors с ярко светящимся, видимым за десятки километров логотипом этой корпорации.
Мощью американских автопроизводителей пропитана и вся атмосфера на арене Cobo, где традиционно проводится Детройтский автосалон. Их стенды, кажется, до неприличия огромны, хотя чуть позже понимаешь, что и GM, и Ford, и Chrysler действительно есть что показать публике. А жители континента это ценят и платят взаимностью. По крайней мере, о том свидетельствуют результаты конкурса “Автомобиль года в Северной Америке”, победители которого (тоже по традиции) оглашаются за несколько минут до открытия выставки. На этот раз из шести финалистов двух давно привычных номинаций – внедорожников и легковых моделей – четверо оказались именно “американцами”, и немудрено, что выиграли в итоге именно они. Лучшими жюри признало сразу два Chevrolet – подобное, когда полный триумф празднует один бренд, произошло впервые! Вершины пьедесталов заняли пикап Silverado и спорткар Corvette Stingray, которые на финише обошли соответственно кроссоверы Jeep Cherokee и Acura MDX, а также седаны Cadillac CTS и Mazda 3.
Понятно, что после подобного успеха местные автопроизводители с особым энтузиазмом представляли на автосалоне новинки уже нынешнего года. Хотя, нужно признать, яркими оказались и премьеры многих других брендов.
Как правило, большой автосалон – это широкая палитра машин в самых разных классах. На протяжении последних лет на таких выставках доминируют кроссоверы, но нынешний Детройт, вне всяких сомнений, прошел под знаком спорта. Что ни стенд, то в той или иной степени “заряженная” машина или, как минимум, ориентированная на клиентов, любящих азартную езду и ведущих активный образ жизни, включающий катание на горных лыжах и велосипедах или серфинг.
Начав перечислять сам для себя подобные новинки, я чуть не сбился со счета. Судите сами: купе Cadillac ATS, заметно прибавившее в мощности и драйверских настройках относительно седана, его прямые конкуренты Lexus RC и BMW M4 Coupe (а также еще две “горячие” новинки из Баварии – M3 Sedan и купе 2-й серии), очередное поколение Subaru WRX STI, легендарный Ford Mustang, концепт типичного спорткара Toyota FT-1, очередная вариация Porsche 911 – на этот раз Targa, пара “заряженных” Mercedes (CLA 45 AMG и GLA 45 AMG), весьма неожиданный заднеприводный концепт купе Kia GT4 Stinger, несущий под капотом 315-сильный двигатель, гоночный болид Acura TLX GT. И, наконец, апофеоз автоспортивной темы нынешнего Детройта – Chevrolet Corvette Z06, самый “заряженный” автомобиль более чем за 100-летнюю историю бренда.
Несмотря на скорый уход с европейских рынков (помимо России и стран СНГ), Chevrolet остается глобальным брендом, и в соответствии с этим мы будем развивать свои продукты. Взять, например, Camaro – по сути, типично американский автомобиль, но его на ура принимают в любом уголке мира. Поэтому в будущем мы намерены еще больше внимания уделять качеству и дизайну, развитию новых технологий. Прежде всего упор будет сделан на спортивность и мощность. А большинство инженерных новаций, которые сейчас внедряются и опробуются на моделях-иконах марки, таких как Corvette и Camaro, мы станем постепенно, шаг за шагом распространять на всю линейку бренда. Клиенты должны знать, что, покупая любой Chevrolet, они приобретают по-настоящему современный, комфортабельный, мощный, но вместе с тем экономичный и практичный автомобиль.
Казалось бы, этот Corvette – машина для очень ограниченной целевой аудитории: мощная (625 л.с. и 861 Нм), быстрая (претендует на рекорды по разгону и скорости), инновационная (перечень новейших технологий может занять не одну страницу), а значит, и дорогая (правда, цены даже для США еще не объявлены). Однако интерес к этой модели на Детройтском салоне оказался столь велик, что в момент представления машины на стенд марки пришли, кажется, все, кто в это время находился в выставочном комплексе. А вслед за тем люди обрушили на представителей GM гром аплодисментов – стоявший рядом со мной обозреватель “Эха Москвы” Сан Саныч Пикуленко даже буркнул добродушно: “Ну прямо как у нас лет сорок назад – на съезде КПСС, когда выступал Брежнев”.
Чуть позже культовый имидж модели подтвердил мне и Кен Паркинсон, исполнительный директор по глобальному дизайну Chevrolet. “Когда я тестировал новый Corvette, – рассказывает он, – то на одном из паркингов из соседнего авто буквально по пояс высунулись три восторженных подростка – двое ребят и девочка, – и один из них с придыханием спросил: “Мистер, а вы кем работаете, что можете позволить себе такую машину?” Как выяснилось, именно такой реакции в компании и добивались. Еще один ее топ-менеджер, директор по глобальному дизайну и платформам Chevrolet Том Питерс, рассказал мне, что, разрабатывая Corvette Z06, специалисты фирмы думали о том, что прежде всего он должен понравиться... детям. Тем, кому сейчас всего девять-десять лет, поскольку из них впоследствии вырастут новые клиенты. Если автомобиль западет в душу ребенку, то он станет мечтать о нем, а став взрослым, возможно, и купит.
Ставку на перспективу сделали и в Cadillac. Долгие десятилетия машины этой марки среди американцев считались символом богатства и успеха, достигнутого в конце карьеры. Но теперь решено двигаться навстречу более молодым покупателям. Первым шагом пару лет назад стал выход на рынок седана ATS, теперь, в 2014 г., появляется купе. По мнению маркетологов бренда, модель в этом кузове должна “подтянуть” энергичных женщин и мужчин, любящих драйверские машины. Поэтому главный инженер компании Дэвид Леоне в беседе со мной без устали перечисляет отличия ATS Coupe от седана: “Крыша здесь на 20 мм ниже, и на те же пару сантиметров длиннее весь автомобиль. При этом кузов стал на 20 мм шире в своей передней части, а в области задних крыльев даже на 40 мм – на столько мы раздвинули соответственно переднюю и заднюю колею. А вот наклон лобового стекла ради аэродинамики на 2° уменьшен. Турбированный 2-литровый мотор в купе выдает 400 Нм крутящего момента, а это на 14% выше, чем в седане. Изменены также настройки рулевого управления и подвески. Все это позволило сделать машину еще более азартной, динамичной, у нее лучше управляемость. Кстати, в купе даже интерьер более спортивный”.
Взглянув на перечень премьер Детройта, легко предположить, что схожих взглядов придерживаются и многие другие автопроизводители, в том числе европейские, японские, корейские. С другой стороны, они прежде всего стремятся отвечать на запросы клиентуры. А значит, автомобилисты всего мира по-прежнему желают покупать машины быстрые, “заводные”. И в этом их не останавливают ни пробки, ни экологические нормативы, ни рост цен на топливо.
Вместе с тем на нынешнем Детройтском автошоу был целый ряд и любопытных “не спортивных” новинок. Объединить их по какому-либо одному признаку – классу, цене, назначению, потребительским характеристикам – почти невозможно. Тут есть седаны разных размеров и городские компакты, кроссоверы, пикапы и даже… пока непонятно что. Как, например, концепт Audi allroad Shooting Brake, который впоследствии превратится то ли в SUV Q1, то ли в кроссоверскую версию TT, то ли еще во что-то – ингольштадтцы карт полностью не раскрывают, хранят интригу.
Не до конца ясны и перспективы еще одного концепта – Nissan Sport Sedan. С одной стороны, его название и внешний вид вновь заставляют вспомнить о спортивности, с другой – это крупный седан, который впоследствии наверняка подрастеряет форму, “обрастет жирком” и станет более вальяжным и традиционным. Скорее всего, тот же путь проделает и “швед” – шоу-кар Volvo Concept XC Coupe, в котором многие уже сейчас ищут черты следующего поколения внедорожника XC90.
Модель Cadillac ATS Coupe планируется продавать в 44 странах мира, включая Россию – в вашей стране машина может появиться уже осенью. Кстати, она станет первой, на радиаторе которой представлена обновленная эмблема марки. Знакомый всем герб бренда стал более вытянутым, динамичным и избавился от венка. Такая модернизация эмблемы происходит в соответствии со стратегией компании. Мы обращаемся к более молодой аудитории, а венок у многих людей ассоциируется с римскими императорами, умершими в древности, в то время как наш бренд жив и смело смотрит в будущее. Вместе с тем Cadillac остается премиальной маркой, которая никогда не будет выпускать дешевые машины для хипстеров. С этой точки зрения ATS – автомобиль, который должен стать “входным билетом” в бренд, более доступных моделей у нас пока не предвидится.
Зато все ясно с новым Mer-cedes-Benz C-Class. В очередной раз штутгартцы создали автомобиль, который стал одним из хитов Детройтского автосалона. По уровню комфорта, качества материалов, безопасности, внедренным технологиям и даже габаритам он чуть ли не вплотную подошел к своему старшему собрату – E-Class и однозначно задает новые стандарты в собственном сегменте. Кстати, заметным игроком среди бизнес-седанов для корпоративных нужд обещает стать и очередной Hyundai Genesis, также представленный на выставке. А вот две версии Chrysler – 200C и 200S – скорее рассчитаны на частных покупателей: семейных в первом случае и более молодых, любящих драйв во втором.
К активным индивидуалистам апеллирует и Volkswagen Beetle Dune. Чуть увеличив клиренс городского компакта и добавив ему полный привод, немцы заставили заиграть машину кроссоверными гранями, а значит, наверняка смогут привлечь новых покупателей. В том числе в Северной Америке, которая, судя по всему, начинает привыкать к небольшим автомобилям. А потому привезенная в Детройт Honda Fit тоже оказалась в центре внимания многих посетителей салона.
То, что Детройт все-таки “болен”, при ближайшем рассмотрении его пригородов и центральных улиц очевидно. Никуда не делось около 30 тыс. заброшенных строений, в городе много мусора, полно полукриминальных элементов, и даже полицейские машины в большинстве своем обшарпанные, старые. Вместе с тем жизнь продолжается. Новый мэр пообещал возродить этот мегаполис, и я видел, как латают даже небольшие трещины в асфальте, чинят светофоры, а по вечерам включают яркую иллюминацию на зданиях и деревьях.
Свою лепту в этот процесс вносят также федеральные власти и большой бизнес. Так, в первые дни работы автошоу его посетил вице-президент США Джо Байден, и это нужно расценивать как сигнал к тому, что автомобильную столицу Америки всем следует поддержать. Свои штаб-квартиры сохраняют в Детройте и американские автопроизводители, от которых, кстати, начинает приходить все больше хороших новостей. Например, впервые в истории “новой” General Motors, подвергшейся несколько лет назад серьезной реструктуризации, эта корпорация объявила о выплате дивидендов по простым акциям, что означает явное улучшение дел и в самой компании, и в североамериканской автоиндустрии в целом.
Будем надеяться, эта волна достигнет и Европы. Что же касается города-банкрота Детройта, то, несмотря ни на что, здоровья ему и процветания!