Нынешний Токийский автосалон стал щедрым на сюрпризы, преподнесенные многими компаниями. Причем сюрпризами разнонаправленными – публику удивляли как футуристическими концепт-карами, типичными для этой выставки, так и моделями, которые вскоре встанут на конвейер
Тон неожиданным решениям задал оргкомитет 44-го Токийского мотор-шоу. Если на протяжении многих лет этот автосалон традиционно проводился в ноябре, а предыдущий – два года назад (именно с такой периодичностью он проходит) и вовсе «заехал» на декабрь, то теперь экспозиция открылась много раньше – в октябре. Как выяснилось, все дело в… погоде. Конец осени в Стране восходящего солнца считается холодным временем, а потому, в частности, в выставочном центре бездействуют открытые кафе и рестораны. И в том числе поэтому, считают в оргкомитете, в 2013 году многих зрителей здесь не досчитались – тогда их пришло чуть менее 903 тыс. человек. Сейчас же все настроились на более внушительный поток, чему должны были способствовать и интригующие новинки многих брендов.
Перечислять машины и решения, которые следует отнести к разряду неожиданных, можно долго. Мы остановимся на самых значимых и ярких.
К примеру, кто бы мог подумать, что при мощнейшей конкуренции на японском рынке в число полноценных автопроизводителей решит войти еще и Yamaha, прочно ассоциирующаяся с мотоциклами и прочей мототехникой. Тем не менее вслед за концептом сити-кара Motiv.e она представила и свое видение спортивного купе, названного Sports Ride. Понятно, что эти машины в лучшем случае пойдут в серию не ранее чем года через четыре и вряд ли станут бестселлерами, но тренд любопытный.
Неординарный ход сделала и Toyota, которой в Японии принадлежит 50% рынка. Казалось бы, этот гигант на многих «лилипутов» может даже не обращать внимания. Ан нет, тойотовцы понимают, что стоит им чуть-чуть притормозить, как дерзкие преследователи сразу же отдавят пятки. А потому тоже ищут, чем поразить публику. Как результат – целая череда новинок, среди которых выделялся концепт-кар Kikai. Понять что это – мотоциклетка с крышей или же все-таки автомобиль – сложно, но дело и не в этом. Куда важнее посыл, призванный сообщить: дизайнеры Toyota умеют создавать яркие, небанальные и не безликие продукты, к которым все уже устали причислять действующий модельный ряд бренда. Kikai, у которого «внутренности» вдруг извлекли наружу, неизменно собирал толпу. Что объяснимо – можно в действии лицезреть практически всю инженерию: трансмиссию и рулевое управление, рычаги подвески, тормоза, хромированные выпускные патрубки и, разумеется, мотор. Словом, мечта автофаната, да и только!
К числу сюрпризов выставки в Японии можно отнести и мировой дебют BMW M4 GTS. Во-первых, автомобиль «сногсшибательный» по целому ряду показателей – и самый быстрый в гамме марки (Северную петлю Нюрбургринга он пролетает за каких-то 7 мин. 28 с), и самый дорогой среди «баварцев» (146 тыс. евро), к тому же запланированный к производству очень малой партией – всего 700 экземпляров. Во-вторых, прежде европейцы почти не выставляли в Токио премьеры такого уровня. Впрочем, это не случайно: на японских улицах становится все больше машин из других частей света – американских, европейских, которые раньше воспринимались как экзотика. На этом фоне вполне объяснимым выглядит масштабное участие в Токийском мотор-шоу целого ряда таких брендов, как Porsche, представившего сразу две новинки (911 Carrera 4S и Macan GTS), Jaguar, Land Rover, Volkswagen, Mercedes-Benz с его «автопилотным» шоу-каром Vision Tokyo и даже вернувшихся сюда спустя восемь лет Fiat и Chrysler.
Если же говорить о самой неожиданной премьере этой выставки (а заодно и наиболее красивой), то, по мнению многих российских журналистов, таковой стал концепт Mazda RX-Vision. Под его капотом установлен роторный мотор SkyActiv-R, и соль этой новости состоит в том, что несколько лет назад весь мир, казалось бы, уже похоронил роторы как класс. Это случилось в тот момент, когда руководство Mazda, которая оставалась единственным в мире производителем таких агрегатов, сообщило о свертывании программы. И вот теперь такой фокус!
Узнать о его подоплеке «Автопанораме» удалось в Токио из первых уст. В интервью нам председатель правления и президент Mazda Motor Co. Масамичи Когаи пояснил: «В свое время меня неверно поняли – тогда компания ушла от массового производства роторов, однако мы продолжали совершенствовать конструкцию этих двигателей, доводя ее до современных требований по эффективности, экономичности и экологичности. Теперь агрегат близок по этим показателям к нашим бензиновым и дизельным моторам. Дело в том, что почти за полвека в мире было продано более миллиона наших роторных машин, и мы не можем игнорировать столь крупную аудиторию, поскольку многие из этих покупателей наверняка захотят вновь повторить подобный опыт. А для автопроизводителя очень важно, чтобы клиент был лоялен бренду и находил у него нужные продукты».
Кстати, будущее спорт-купе на базе концепт-кара RX-Vision призвано стать новой иконой марки – глава корпорации отдельно подчеркнул, что делить этот кузов с каким-либо другим брендом (как ныне делают) маздовцы ни за что не станут.
Токийский автосалон всегда считался «королем концептов» – выставкой продуктов будущего, подчас весьма отдаленного. В 2015 году он в основном таким и остался: практически что ни стенд (особенно японских фирм), то транспортное средство, которое в обозримой перспективе на улице представить сложно. Вместе с тем было немало машин, почти готовых встать на конвейер.
Прежде всего к таким следует отнести концепт Lexus LF-FC – прототип нового поколения седана LS. Кузов новинки вряд ли претерпит значительные изменения, салон тоже близок к серийному, да и заявленные технические характеристики свидетельствуют о высокой степени готовности автомобиля. Разве что функция автономного движения пока еще представляется некоторой фантастикой, хотя уже близкой к реальности. Это подтверждают и другие лидеры мировой автоиндустрии.
Так, модель Nissan IDS (расшифровывается как Intelligent Drive System) выехала на токийский подиум самостоятельно – без водителя. Тем самым компания (пусть кратко, но «вживую») показала, как действует ее автопилот. Причем любопытно, что он должен не просто перевозить людей из одного пункта в другой, но и управлять машиной в той манере, как это делает ее владелец. То есть система запоминает, как человек сам управлял этим автомобилем, прежде чем включил режим Piloted Drive, и затем копирует его стиль езды – вхождение в повороты, торможение, динамику ускорений. При этом, как говорят ниссановцы, уровень безопасности становится неизмеримо выше, ведь, по статистике, свыше 90% ДТП – следствие человеческих ошибок, а искусственный интеллект автомобиля призван свести их на нет.
Впрочем, концепт Nissan IDS надо оценивать еще и с точки зрения того, что он может стать предвестником следующей генерации электромобиля Leaf (об этом говорят как многие технические характеристики, так и утечки информации из недр бренда). В таком случае следует признать, что хэтчбек получился сбалансированным, органичным, комфортабельным. Вот только появится ли он в России – по-прежнему вопрос. Во всяком случае, вице-президент Nissan Motor Co. Кено Като в интервью нашему журналу каких-либо четких сроков так и не назвал. «Чтобы сегмент электромобилей развивался, требуется ряд условий, – заявил он. – Как минимум развитие инфраструктуры для таких машин и стимулы для их владельцев – льготы, скидки, дотации. Но если сеть электрозаправок в вашей стране потихоньку развивается, то о второй составляющей говорить рано – помимо бесплатных парковок в Москве каких-либо значимых послаблений покупателям электрокаров нет, переговоры с государственными органами по этому направлению все еще ведутся».
О том же говорили на салоне и представители Mitsubishi Motors Co. Напомним, именно этот бренд взял на себя роль локомотива, тянущего на российском рынке тему преференций для гибридных и полностью электрических автомобилей, а также развития соответствующей инфраструктуры. Приверженность компании этому направлению была подтверждена на мотор-шоу – ключевым экспонатом ее стенда стал концепт-кар Mitsubishi eX. По сути, он будущий субкомпактный кроссовер, который встанет на ступень ниже популярного в России ASX. Конечно, новинка еще далека от серийной версии (это касается и внешнего вида, и технической начинки, которая пока даже не подразумевает двигателя внутреннего сгорания и представляет собой чистый электрокар). Зато шоу-кар сполна демонстрирует стратегическое направление, в котором будет развиваться марка – это и ставка на линейку SUV, и продвижение плагин-гибридных и сугубо электрических технологий, и те же самые автопилоты, и, наконец, дизайн. В частности, по внешности eX можно представить, как станет выглядеть новый Mitsubishi ASX, чей официальный дебют должен скоро состояться.
А вот бренд Datsun, входящий в корпорацию Nissan, пока об электрических машинах не задумывается. Что немудрено, он был возрожден в 2014 году для ограниченного числа развивающихся рынков – Индии, Индонезии, России и ЮАР, а потому делает ставку на бюджетные модели. По этой же причине марка не имела собственного стенда на Токийском мотор-шоу, однако в его рамках все же провела презентацию нового продукта – кроссовера GO-cross. Машина удалась, но вряд ли в таком виде она доберется до России, ведь до сих пор в качестве основы для своих седана и хэтчбека Datsun использовал модели Lada, а подходящих SUV в тольяттинской линейке нет. Впрочем, глава марки Винсент Кобе спокоен: бизнес компании развивается неплохо, и можно даже говорить о планах. «Мы отработаем бизнес-модель в четырех странах, но это будет лишь началом, – рассказывает нам Винсент Кобе. – Уже сейчас наши автомобили, пусть и не через дилерскую сеть, приобретают на таких рынках, как Непал, Ботсвана, Лесото, Украина. Думаю, в дальнейшем можно будет официально зайти также в Азиатско-Тихоокеанский регион и на Ближний Восток».
Свои планы на будущее строят и другие марки, принявшие участие в Токийском мотор-шоу. Так, Subaru представила близкий к производству концепт новой генерации Impreza. Этот 5-дверный хэтчбек однозначно ярче существующей модели, да и по техническим параметрам обещает стать более интересным – не зря автопроизводитель связывает с ним надежды на ежегодный сбыт, превышающий 1 млн автомобилей. Правда, лишь в 2020 году. Возможно, к тому времени серийной моделью станет и концептуальный кроссовер Viziv Future, имеющий в арсенале полный привод, гибридную силовую установку и (куда ж нынче без этого?) систему автономного вождения.
Suzuki же дала понять, каким видит развитие своей линейки в некоторых сегментах. Так, симпатичный минивэн Air Triser впечатляет тем, как можно трансформировать салон довольно маленькой машины. А еще более компактный Mighti Deck (всего 3395 мм в длину) и вовсе оказался крошечным пикапом. Впрочем, тем, кому уже сегодня нужен автомобиль, фирма предложила новый хэтчбек Ignis повышенной проходимости.
Суммируя впечатления от автосалона в Токио, следует признать, что мировой автопром шагает вроде бы в одном строю, но не всегда в ногу. Компании активно ищут наиболее эффективные и перспективные пути развития, однако у каждой свое видение этого.
Так, менеджеры Toyota говорят, что в горизонте примерно 30 лет корпорация вообще прекратит выпуск машин с двигателями внутреннего сгорания и перейдет лишь на гибриды и электрокары. В то время как один из ближайших конкурентов по японской автоиндустрии – компания Nissan – в своих прогнозах не столь категорична. Во всяком случае, в интервью нашему журналу ее вице-президент Кено Като о каких-либо конкретных сроках рассуждать не стал, заметив, что «это – большой секрет, однако стратегически развитие электромобилей является ключевым направлением».
Но следует ли уже готовиться к отпеванию традиционных приводов? Как выяснилось, нет. Причем не только потому, что есть еще такие марки, как, скажем, Datsun, который пока в принципе не в состоянии существовать без старых добрых двигателей внутреннего сгорания. Но и потому, что неплохой потенциал у ДВС видят и более серьезные игроки рынка. Вот и президент Mazda Масамичи Когаи сообщил, что компания скоро представит второе поколение дизельных и бензиновых моторов SkyActiv, чьи характеристики наверняка обезоружат многих скептиков.
Что ж, можно только приветствовать такую конкуренцию. Ведь чем шире выбор, тем лучше нам – потребителям. А время всех расставит по своим местам – и тех, кто оказался самым прозорливым, и тех, кто ныне, может быть, ошибается.