Статистика – очень коварная штука: несмотря на обилие цифр, складывающихся в ежемесячные, квартальные и годовые отчеты, представить целостную картину автоугонов по стране совсем не просто. Ведь пока в Москве спросом у угонщиков пользуется Mazda 3, а в Санкт-Петербурге – Ford Focus, в Сыктывкаре предпочитают классику – ВАЗ-2106. Попытаемся проанализировать разрозненные данные и выяснить, какие модели входят в группу риска
Основными поставщиками статистических данных для рейтингов наиболее угоняемых автомобилей являются страховые компании и территориальные управления ГИБДД. Первый источник не дает полной картины, ведь страховщики опираются только на обращения владельцев угнанных машин, застрахованных по КАСКО. Как результат, в их отчетах преимущественно фигурируют иномарки, возрастом до 7 лет, если речь идет о бизнес- и премиум-классе, или еще моложе, если это бюджетный сегмент.
Таким образом, за бортом остается продукция отечественного автопрома и возрастные иномарки. Но вместе с тем нужно учитывать, что популярность КАСКО в регионах ниже, чем в Москве или Санкт-Петербурге, и это еще больше сужает выборку. Именно поэтому часто статистика ГИБДД кардинально отличается от рейтингов страховых компаний, но собрать и систематизировать ее тоже отнюдь не просто. Начнем с общих сведений.
По данным ГИБДД, в 2013 году по стране было угнано около 89.000 автомобилей. Здесь нелишне отметить, что под статью 166 УК, в которой говорится о “завладении ТС без цели хищения”, то есть именно об угоне, попали лишь порядка 37.500 случаев, а остальные инциденты были квалифицированны как “кража”. И хотя для большинства владельцев разница состоит только в формулировках Уголовного кодекса, при составлении отчетов учитываются и намерения угонщиков.
При этом по сравнению с 2012 годом число угонов и краж сократилось примерно на 10%. В первом квартале 2014 года положительная динамика закрепилась – относительно аналогичного периода 2013 года количество угнанных автомобилей снизилось еще приблизительно на 5-6%. Впрочем, все относительно: по информации страховых компаний, во многих крупных городах, например, в Самаре, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Тольятти, показатели по угонам не только не сократились, но даже заметно выросли.
Вопреки рейтингам большинства страховых компаний, самыми угоняемыми в России остаются не иномарки, а автомобили марки Lada. Год от года угонщики остаются неизменными в предпочтениях, выбирая модели заднеприводного семейства – в первую очередь, это ВАЗ 2106, затем 2107 и, как ни странно, “копейка”. Сразу за классикой в рейтинге расположилось семейство “Самара”, а за ними – Priora и ВАЗ 2110. При этом Kalina особого спроса у угонщиков не имеет, а вот Granta уже входит в ТОП-20.
Что касается иномарок, то в прошлом году в лидеры выбилась Toyota Corolla – всего по стране было угнано 1105 машин этой модели. Немного отстают от нее Mazda 3 и Ford Focus – за год в МВД было зафиксировано соответственно 1038 и 905 случаев угона. Интересно, что показатели по Москве и Санкт-Петербургу немного отличаются: в этих городах Focus и Mazda 3 оттеснили Toyota Corolla на нижние строчки рейтинга.
Итак, ТОП-5 самых угоняемых авто в России в порядке убывания выглядит следующим образом: “Классика”, “Самара”, Priora, Ваз 2110 и Toyota Corolla. Сразу же вслед за ними идет Mazda 3, Focus, Mitsubishi Lancer и Daewoo Nexia, а замыкает первую десятку Mazda 6. Из этого можно сделать вывод, что наиболее угоняемыми являются автомобили бюджетного сегмента, львиная доля которых принадлежит отечественному автопрому.
Впрочем, предпочтения угонщиков со временем меняются. Например, по данным на вторую половину весны этого года резко возросло число угонов Mazda 3 и Mazda 6. Эксперты связывают это с массовым появлением на дорогах автомобилей последнего поколения, которые пользуются популярностью на вторичном рынке. Но не менее важным фактором является всевозрастающий спрос на запчасти, которые стоят недешево – ведь не секрет, что огромный процент угнанных машин не находит новых владельцев, а просто идет на разбор.
Еще одним трендом последних лет является постепенный рост числа угнанных корейских автомобилей. Это можно объяснить увеличением объемов их продаж. Например, уже сейчас во всероссийский ТОП-20 входит Hyundai Solaris, и со временем эксперты пророчат этой модели восхождение к верхним строкам рейтинга. Что касается не бюджетного сегмента, то в последние годы установился стабильный спрос на Toyota Land Cruiser и Camry.
Примечательно, что речь идет в основном о регионах: у угонщиков из обеих столиц своя система ценностей. Здесь, начиная с 2012 года, растет число угонов автомобилей марки Land Rover, в основном – Range Rover и Range Rover Sport. Также на фоне общего снижения статистики по BMW, выросло количество угонов одной модели – BMW X5.
Несмотря на то, что от угонщиков не застрахован никто, здесь тоже присутствуют свои группы риска. В них попадают:
В заключение хотелось бы отметить, что установка современных охранных систем и парковка на охраняемых территориях значительно повышает шансы сохранить свой автомобиль. Очевидно, что при желании угнать можно практически любую машину, но зачем упрощать жизнь угонщикам?