Первый электромобиль был создан в 1907 г. Им стал Detroit Electric, и, надо сказать, он был необычайно популярен, пока в Cadillac не изобрели стартер. Дело в том, что электрокар оказался куда более удобным, нежели машина, которую приходилось долго заводить с помощью искривленной железяки. Естественно, модники и модницы начала прошлого века предпочитали электрические двигатели.

С тех пор нет-нет да и выстрелит какой-нибудь проект, связанный с альтернативным топливом, однако до цели (я имею в виду массового потребителя) они чаще всего не доходят. Одна из версий – влияние мирового нефтяного лобби. Возможно, хотя, на мой взгляд, парни, работающие на электрические компании, не менее крутые. Более того, занявшись этим вопросом, я узнал, что никакого противостояния между углеводородными и электрическими “королями” нет. Наоборот, нефтяники готовы поставлять свои продукты на электростанции, вместо того чтобы тратиться на их переработку в высококачественное топливо.

Одной из реальных проблем, тормозящих процесс всеобщей электрификации автомобилей, мне представляется отсутствие необходимой для этого инфраструктуры. Если розетку для бытовых нужд вы найдете где угодно, то, чтобы “заправить” мощный аккумулятор электрокара, придется помучиться: даже в продвинутой Европе это вряд ли удастся сделать без проблем, а электричество в канистру не зальешь.

Но опыт решения таких задач есть. Недавно, прибыв на завод Nissan в Сандерленде для запуска там линии по выпуску электрокаров Leaf, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заметил, что одна из первостепенных задач правительства страны состоит в создании инфраструктуры для электромобилей, что позволит сделать британские города чище и тише (такие машины ведь вообще не производят шума). То есть власти Туманного Альбиона на самом высоком уровне считают эти дела насущными и думают, как сделать жизнь своих сограждан лучше. Соответственно, ищут выход из тех лабиринтов, которые строят оппоненты. Например, последние утверждают (причем справедливо), что само производство электричества нередко может наносить природе больший вред, чем “табуны” обычных машин: сжигая тысячи тонн угля или мазута, теплоэлектростанции загрязняют все вокруг. Но столь ли этот вопрос неразрешим, особенно в крупных странах? Скажем, почему бы станции не вынести на большие расстояния от мест массового потребления электроэнергии?

То есть выход найти можно, было бы желание. Но тут я подхожу к нематериальной, а потому еще более сложной проблеме – проблеме доверия. На большинстве развитых рынков оно к электрокарам растет, и уже около 55 тыс. жителей европейских стран поверили в новые технологии и подтвердили готовность приобрести экологически безвредное транспортное средство. А многие из тех, кто уже владеет электрокарами, сняли с этих продуктов подозрения. В частности, если до покупки люди планировали иметь такие авто лишь в качестве второй машины в семье, то, проехав несколько тысяч километров, выразили готовность использовать их более широко, в том числе для недалеких путешествий – электромобили оказались вполне комфортными и безопасными. Хотя не последним аргументом стала и их выгодность, о чем заботятся опять же власти европейских государств. Например, в Англии новому владельцу Nissan Leaf дарят зарядную станцию перемененного тока ценой 4000 фунтов стерлингов, и это не считая других льгот. Подобную батарею можно использовать и для других нужд: ее емкости хватает на обеспечение электричеством в течение дня дома, в котором проживает четыре человека.

Но есть в мире и обратные примеры. Скажем, Китай. Недавно глава компании-импортера Porsche в этой стране Гюнтер Брюкер рассказал мне, что дилеры марки готовы к обслуживанию одной из новинок – версии Panamera с технологией Plug-in Hybrid, электромотор которой подзаряжается через розетку. Возможно, не против этого гибрида будут и клиенты, однако на пути инновационного продукта стоят законы. В Поднебесной запрещается что-либо заряжать от электрической сети в подземных или многоярусных парковках, а на улицах перенаселенных городов нет места для станций быстрой зарядки. Впрочем, собеседник уточнил, что новое правительство КНР уже начало задумываться, как ситуацию поправить. Ведь и китайские автопроизводители уже вовсю демонстрируют прототипы гибридов и электромобилей.

Увы, сказать то же о России невозможно. Наше общество совсем не готово к прогрессивным, а главное, полезным для самих же граждан инновациям. Правительство же, которое должно взять на себя роль лидера и просветителя, ищет отговорки: дескать, у нас еще столько трудностей, что думать о далеком будущем не рационально.

И все-таки я настроен не пессимистично. Во-первых, знаю, что в стране есть люди и компании, заинтересованные в продвижении автомобилей будущего (а именно таковыми я считаю электрокары). Это и поставщики таких моделей (в частности, дистрибьюторы Mitsubishi и Renault), и фирмы, развивающие станции быстрой зарядки (пусть их пока еще очень мало, да и те только в столице). Во-вторых, я убежден, что рано или поздно спрос на подобные продукты сформируется, и тогда уже законы рынка начнут перемалывать инерцию властей и потребителей.

Важно, что “процесс пошел”. Нужно, чтобы он ускорился. И эти заметки прошу считать моим личным вкладом в прогресс российского общества.  

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9