Статистика – страшная наука: по ее данным, в 2011 г. в автоавариях пострадало более 20 тыс. детей. Причем главной причиной называют несознательность родителей, которые не использовали специальные удерживающие устройства. Поэтому, если вы собираетесь возить ребенка в машине, в первую очередь нужно выбрать правильное кресло. А уж потом думать обо всем остальном.
При выборе детского автокресла многие неопытные родители пытаются ориентироваться на возраст ребенка и его рост. Между тем главным критерием должен быть вес малыша! Имейте в виду, что по мере взросления чада вам придется сменить три кресла. Для самых маленьких (с рождения и до 13 кг) нужно будет использовать кресло (или так называемую “люльку”) группы 0/0+. Его отличительная черта – обратная ориентация: большинство таких устройств предназначено для установки “против хода”, поскольку такое положение безопаснее для неокрепшего организма грудничка. Затем придет черед купить более массивное классическое кресло группы 1 (вес до 18 кг). А уже для более тяжелых детей придется подбирать кресло из группы 2/3. Впрочем, его можно заменить менее дорогим “бустером” – очень легким и компактным сиденьем с собственной спинкой или без нее, без собственной привязной системы (для фиксации ребенка используется штатный ремень автомобиля, пропущенный через специальные проушины).
Определившись с весовой категорией, стоит задуматься о методе крепления кресла в машине. Оптимальный выбор – экземпляр с защелками Isofix: их очень легко устанавливать и снимать, да и многочисленные тесты доказали надежность такого крепления в случае аварии. К сожалению, далеко не все автомобили оборудованы скобами для установки таких аксессуаров. Поэтому перед покупкой обязательно убедитесь, что в вашей машине они есть.
Увы, но до сих пор некоторые несознательные автомобилисты не спешат обзаводиться специальными детскими креслами. Аргументы давно известны: я, мол, и без кресла удержу свое дитя в любой ситуации. Тем, кто считает так же, предлагаем задуматься вот о чем: при ДТП вес ребенка на доли секунды возрастает в 20–30 раз. Элементарная математика позволяет вычислить, что даже 10-килограммовый малыш в такой ситуации будет весить 200–300 кг. Ну как, не передумали, сможете удержать?
Как правило, для этого достаточно осмотреть задний диван – большинство компаний нашивают на его спинку небольшой ярлычок с надписью “Isofix”. Но если вы не обнаружили такой маркировки, не отчаивайтесь, а запустите ладонь между подушкой и спинкой заднего сиденья. Если удалось нащупать металлические проушины, значит можно покупать выбранную модель. А вот если их там нет, придется приобрести другое кресло, для удержания которого используется штатный ремень. Такой метод установки не столь удобен и менее надежен. Но отказываться от него не стоит – такое, пусть и не самое жесткое, крепление все же гораздо лучше, чем вообще никакого. Тем более что улучшить качество фиксации можно. Для этого следует найти кресло с дополнительным раскладным упором в пол и верхней лямкой Top Tether, которая цепляется стальным крюком за специальный кронштейн в автомобиле.
А вот теперь время для нелегкого выбора, ведь кресел в магазинах великое множество. На что ориентироваться? Для начала не помешает изучить рейтинги независимых испытательных лабораторий в Интернете. Затем, как это ни банально, стоит оценить репутацию производителя. Изделия известных марок, как правило, дороже, но они того стоят. Ведь авторитетные компании очень серьезно работают над своей продукцией: подбирают правильную форму и жесткость подушек, используют гипоаллергенные материалы. Но главное – они проводят многочисленные практические испытания.
Стандартная сертификация по правилам ECE-R 44/04 подразумевает тест при лобовом столкновении на скорости 50 км/ч. Компании, продукция которых проявила себя достойно, наклеивают на нее соответствующий значок. А вот “грандам” и этого мало – они проводят дополнительные краш-тесты по собственным, более жестким программам. Причем результатов они не скрывают, наоборот – с гордостью размещают на креслах соответствующую информацию.
Подходящее автокресло, конечно, главный, но не единственный предмет, которым стоит обзавестись при перевозке детей. Например, весьма полезным может оказаться маленькое панорамное зеркальце на присоске – оно позволит водителю следить за чадом, почти не выпуская из вида дорогу.
Если в вашей машине на окнах нет солнцезащитных шторок, то стоит установить их. Неважно, какую модель вы выберете – с креплением крючками непосредственно к стеклу или просто на присоске, – в жаркий солнечный день ваш маленький пассажир скажет вам спасибо за защиту от прямых палящих лучей. Кстати, сегодня на прилавках есть не только традиционные темно-серые, но и цветные шторки с веселыми рисунками: они и от жары спасут, и настроение малышу поднимут.
Также придется подумать и о развлечениях для ребенка в дороге. Конечно, можно взять из дома часть игрушек. Но есть и другие способы. Например, если в вашей машине есть встроенный DVD-проигрыватель, малыша можно отвлечь просмотром любимых мультиков. Ну а если его нет, можно купить портативную модель с питанием от бортовой электросети. Перед покупкой желательно убедиться, что производитель вложил в набор комплект ремешков для крепления монитора на тыльной стороне подголовников передних сидений или между ними.
Большую пользу могут принести накидки на спинку переднего кресла с массой карманов для мелких игрушек, книжек или бутылочки с водой. Зимой такую накидку можно заменить пластиковой – она защитит тканевую обивку салона от грязи с детской обуви.
Многие производители автокресел предлагают в дополнение к своему профильному изделию купить раскладной столик. Такое предложение выглядит заманчиво – фирменный столик легко устанавливать и снимать, да и надежное крепление не позволит ему свалиться при резком ускорении или торможении. Можно, конечно приобрести столик стороннего производителя. Но в этом случае использовать его лучше только во время остановок, а перед началом движения убирать в багажник. В противном случае при столкновении увесистая деталь может наделать бед.
Напоследок повторимся: перевозка детей в автомобиле – дело ответственное. Поэтому не тратьте силы, время и деньги на красивые, но бесполезные наклейки, дешевые кресла, никчемные безделушки. Увы, но действительно полезные вещи стоят немало. И все же не надо экономить. Ведь маленькие пассажиры не могут сами позаботиться о себе. Поэтому взрослые просто обязаны сделать “детский мир” уютным, комфортным и безопасным. Чего бы это ни стоило.
В России с 1 января 2007 г. за перевозку детей без специальных удерживающих средств предусмотрен штраф в размере 500 рублей. Думаете, это слишком много? А вот в Германии, Швейцарии, Польше за такое нарушение придется заплатить 40 евро, в Италии – 70, во Франции – 90, в Португалии целых 120 евро. А самое суровое наказание ждет нарушителей в США: там величина штрафа в некоторых штатах достигает 500 долларов!