Драматизм нынешней ситуации на российском автомобильном рынке заключается не только в падении продаж – сам рынок трансформируется в новую реальность. И тот, кто не успеет под нее подстроиться, погибнет
Увы, осень опять не порадовала хорошими новостями с авторынка. Падение продаж продолжилось, заветное «дно» все не нащупывается, а прогнозы, выражающие сдержанный оптимизм, теперь перекочевывают уже на следующий год. Дескать, в 17-м наступит наконец долгожданная стабилизация. Вдобавок к этому депрессивные ощущения оставил и Московский международный автосалон. Да, АвтоВАЗ с Mercedes-Benz и китайцами старались, закрывали «дыры», но окружавшая их пустота огромных павильонов, местами даже не подсвеченных, навевала нехорошие предчувствия и придавала ожидавшемуся празднику ощущение поминок.
Самое обидное, что причины провала главного автошоу страны, которого и специалисты, и простые автомобилисты ждали два года, пожалуй, кроются в области психологии. Да, продолжающееся съеживание продаж, конечно, повлияло на решение ведущих мировых автогигантов не участвовать в выставке. Собственно, это и стало их официальным объяснением. Но подоплека всего – конфликт, который случился между руководством «Крокус Экспо» и автомобильными компаниями. Еще задолго до автосалона он принял публичный характер.
Автопроизводители обвиняли владельцев выставочного комплекса в завышении цен, просили скидок. Однако «Крокус» не только не пошел навстречу, но даже стал ужесточать условия. В кулуарах ММАС-2016 рассказывали, что выставочный центр потребовал внести предоплату за участие задолго, когда бюджеты на рекламную и выставочную деятельность у компаний еще не были сформированы. В противном случае следовали угрозы поставить будущих участников ММАС «на счетчик» – при откладывании платежа тарифы обещали поднимать еще. «Счетчик» включить не удалось, автомобильные компании подумали и… решили вовсе отказаться от салона.
Данный кейс – наглядная иллюстрация того, что не все игроки российского автомобильного рынка сейчас правильно оценивают реальность. Хотя она изменилась: «тучные» годы позади, клиент стал другим. Это раньше, когда потребительский спрос походил на бурную реку, можно было не особенно заботиться о том, как черпать воду. Подумаешь, прольется пара ведер, натечет еще. Ныне приток клиентов больше похож на иссякающий ручей. Одно неверное движение, и этот слабый поток вообще уйдет в землю или повернет в другую сторону.
Увы, высокую вероятность этого осознают не все – многие, очень многие компании действуют по старинке. Они не понимают, что к ним приходит не прежний, уверенный в завтрашнем дне клиент, а человек, который думает о приобретении и обслуживании автомобиля совсем в другом ключе: цены в прайс-листе теперь имеют для него первостепенное значение. И тем продавцам машин, которые хотят выжить, нужно срочно перестраиваться – искать способы оптимизации затрат, снижать тарифы на свои услуги, придумывать оригинальные маркетинговые программы, расширять спектр предложений, смелее внедрять новые технологии.
При этом не следует воспринимать кризис исключительно в черных красках. Расхожая фраза о том, что всякий кризис – это время новых возможностей, и в самом деле актуальна для многих секторов автомобильного бизнеса. Взять хотя бы один из ключевых его сегментов – сервис. Вопреки жалобам ряда игроков, в реальности его объем не только не падает, а, согласно исследованиям, уверенно растет. Да, люди стали меньше покупать новые машины. Но именно по этой же причине их старым автомобилям требуется больше внимания. Причем клиент хочет разумных цен и максимальной прозрачности на сервисе. Те, кто в состоянии удовлетворить этот запрос, вырываются вперед.
Так, некоторые предприятия автосервиса предлагают установить на смартфон специальные приложения, с помощью которых в режиме онлайн можно наблюдать за процессом ремонта своего автомобиля. В таких программах наглядно отражается стоимость расходных материалов, процесс формирования цены на ремонт, его сроки и другие ключевые показатели. Дополнительно предлагаются различные скидки, бонусы, программы лояльности. Клиент воспринимает такое усиление прозрачности с большим энтузиазмом – компании, сумевшие внедрить подобные технологии заявляют, что их оборот увеличился в несколько раз.
А вот пример и вовсе новой ниши для бизнеса – так называемые агрегаторы услуг автосервисов. Они помогают автовладельцам выбрать подходящую по цене и расположению станцию техобслуживания, сопровождают клиента в процессе ремонта, а также добывают скидку. Уже сейчас можно говорить о том, что появившиеся недавно стартапы в данной области весьма успешны.
Все эти примеры однозначно говорят о том, что возможность хорошо жить и развиваться существует даже в кризис. Просто надо не жаловаться всем подряд на жизнь, пытаясь выживать на старом багаже, а проявлять гибкость, фантазию, инициативу. Ну и, безусловно, стоит верить, что кризис – как цунами или тайфун – не может быть вечным, рано или поздно он закончится. По крайней мере, так говорят все историки экономисты.