Китайский рынок очень нужен мировому автопрому. Вопрос в другом, а интересны ли заморские гости этой довольно странной и загадочной стране?
Это в Женеве, например, все просто: вышел из аэропорта, перемахнул через оживленную магистраль по пешеходному мостику – и через пару минут ты уже на территории знаменитого автосалона. Логично и доступно устроены другие главные европейские автошоу – в Париже или Франкфурте, система там отшлифована десятилетиями. А выставка в Шанхае столь богатой истории не имеет, порядка в ней тоже маловато, зато она уже поражает размахом, сложностями и азиатским колоритом.
В крупнейшем городе мира живет, по самым скромным оценкам, 25 млн человек – втрое больше, чем в той же Швейцарии целиком! Поэтому из центра едешь, едешь, едешь… Полсотни километров на автобусе по идеальным широченным трассам – мимо небоскребов и трущоб или на… метро. Даже российскому человеку, привыкшему к необъятным просторам, такое наблюдать удивительно.
Но, странное дело, здесь ты не ощущаешь себя муравьем в упорядоченной до мелочей колонии или винтиком отлаженного циклопического механизма. В Китае свои законы, европеец здесь, словно на вечеринке в незнакомой компании: обычаев не знаешь, шуток не понимаешь и лишь смущенно улыбаешься, пытаясь казаться дружелюбным. Пока не войдешь в доверие, ты – просто фон. Гость, до которого по большому счету никому нет дела.
…Автобус уже с час кружит по пробкам вокруг огромного выставочного комплекса. По сравнению с ним столичный «Крокус Экспо» – газетный киоск. Свободных парковок – космический корабль можно посадить. Но доступа почему-то нет, полицейские и охрана лишь неистово свистят и машут руками. Проезжай, дескать, дальше. А куда? Получается как в старом лифте с исписанными вандалами стенами: хочешь увидеть дурака – посмотри налево. И так до бесконечности, пока не поймешь, что дурак – это ты.
Даже попасть внутрь автошоу сродни приключению. Хотя местным шумный хаос, похоже, по нраву. Они выросли в таких условиях и считают их совершенно нормальными. Устроить драку на центральной площади экспоцентра за рекламные подарки от автопроизводителей – раз плюнуть. Включиться в жесткую борьбу локтями (иногда и ногами) за сувениры на стендах – тоже часть национальной забавы. Прилечь отдохнуть прямо в проходе между стендами – почему бы нет? А бесконечная суета и лютая громкая ругань вообще в порядке вещей.
И ладно бы обычные люди. Китайский автопром тоже работает по особой морали. Полностью срисовать приглянувшуюся модель, нагло скопировать техническое или дизайнерское ноу-хау в Поднебесной вовсе не гнушаются. На стенде компании Zotye, к примеру, чуть ли не половина экспонатов представляла собой клоны моделей известных европейских марок вроде Volkswagen, Porsche или Audi. Слизывают даже фирменный стиль. Помните, у нас продавали на рынках кроссовки Abibas и технику Panasound? Так вот, в КНР есть бренд AM, стилем оформления, шрифтами и прочими атрибутами как две капли воды похожий на Mercedes-AMG.
Судебные иски? Насмешили! Со своим уставом в чужой монастырь не ходят. А ходить приходится. Потому как деньги и бизнес заставляют не воротить нос от диких нравов. Уже сейчас Китай поглощает основную долю автомобильной продукции (США позади и, похоже, не догонят). И будет потреблять еще. К примеру, нынешний автосалон в Шанхае посетило около миллиона человек – капля в море! Та же Женева порой собирает больше. Вот только свои ресурсы она выработала до предела, а интерес к машинам в Китае лишь начинает расти.
Мировые лидеры автопрома понимают: не закрепишься на рынке Поднебесной сегодня, пролетишь с прибылью завтра. Приезжают, участвуют, пытаются понять, несмотря на все трудности. Сами китайцы смотрят на заморских гостей снисходительно, считая свою страну самодостаточной. Столько бумажек для рабочей визы я даже в США или Великобританию не собирал! Есть желание привозить к нам свои машины? Пожалуйста, но драконовские пошлины извольте уплатить. Не нравится – организуйте совместное предприятие с местным заводом. Да не просто «отверточную» сборку для отвода глаз, а полноценное производство. И не забудьте технологиями поделиться. Ах, их еще грамотно применять надо… Ничего, наймем европейских дизайнеров/инженеров – не проблема.
Поэтому местный автопром не сбавляет темпов роста. Откровенный хлам и плагиат еще попадается, но странных поделок и сомнительных марок становится меньше. А качество растет. Мультимедийная начинка, электрокары, гибриды, спортивные модели – на стендах Шанхая таких машин было в изобилии. А потому можно смеяться над китайцами-недотепами, ругать отвратительную организацию и вообще пенять на то, что половина населения прозябает в жуткой бедноте, собирая рис и хлопок. Но хватки и фантазии у местных не отнять – они видят современные тренды. Да не просто видят, а пытаются их улучшить, переиначивая на свой лад. Пусть пока зачастую коряво выходит, но этот поиск рано или поздно приведет к результату.
Нет, я не буду твердить мантру «завтра китайцы захватят мир». В автопроме все не так просто – одного желания мало, нужны опыт и умения. Так что передел рынков отложим на послезавтра. И отметим: пока российские чиновники надувают щеки и твердят про импортозамещение, чудные китайцы делают дело. Поэтому над Шанхайским автосалоном посмеиваются, но едут, а Московский автосалон как будто и не замечают.