Нас убеждают, что бензин непременно должен дорожать, под этот постулат подводится множество обоснований, выкладок. Однако за границами России цены на топливо ведут себя иначе, «капризничают» – то растут, то вдруг резко падают. Причем не только в развитых странах

Трудно поверить, но порой бензин может быть до такой степени дешевым, что его отпускают… почти даром. Часто вспоминаю случай из своей журналистской практики: блокадный Ирак при еще живом Саддаме Хусейне, окраина Багдада, заправка арендованного внедорожника Chevrolet Suburban с пустым баком. На АЗС никаких щитов с расценками. Договорные цены? Или фиксированные, известные каждому водителю? Местный коллега, заметив мое замешательство, советует: «Да ничего не надо узнавать. Просто дай заправщику доллар. Один доллар».

– Сколько?! Нам же 80 литров…

– Хватит, поверь.

И в самом деле, через минуту в окно уже пытались всучить сдачу – пачку динаров. Благородно оставляем «фантики» на чай. Получается, за литр бензина с нас взяли около цента! Или примерно 70 копеек по нынешнему курсу. Страна и население тогда были в совсем непростой ситуации, но власти не пытались на беде зарабатывать, а просто сделали топливо фактически бесплатным.

Можете у нас представить сейчас, в условиях затяжного кризиса, нечто подобное? Нет, конечно, не по рублю за литр бензина, а снижение цен хотя бы вдвое? Что-то вроде кризисной скидки? А что тут такого? Запасы нефти у нас значительно выше, чем в том же Ираке. Да, себестоимость, разумеется, совсем другая, однако нам сегодня тоже нелегко, верно? Так что вполне логично было бы увидеть цену в районе 20 рублей.

Увы, в отличие от Ирака времен Саддама в России акцизы и налоги на автомобильное топливо – один из надежных способов пополнять бюджет. В нем же всегда дыры, одна другой больше, а значит, бензин и солярка обязаны дорожать. Таков главный аргумент власти.

Нет, я вовсе не призываю заимствовать иракский бензиновый популизм. Но почему подход развитых стран нам тоже не подходит? К примеру, в США – никакой благотворительности. Цена на бензин просто привязана к стоимости нефти. Железная логика, которая четко работает. Всегда. Неудивительно, что в последнее время, после обвалов на нефтяном рынке, во многих штатах бензин обходился американцам дешевле, чем нам, россиянам. При этом, надо заметить, в стоимость топлива там уже включен так называемый транспортный налог. Нам же отменить его (если кто вдруг забыл) обещали сразу с введением акцизов. Но потом оставили. Акцизы после этого несколько раз повышали, налог же отменять не стали: традиция уже такая – навешивать один финансовый хомут на другой.

Кстати, американский подход к ценообразованию наших государственных мужей вполне устраивает, когда речь идет об экспорте нефтепродуктов. А разве может быть иначе: иностранного покупателя мало волнуют проблемы российского госбюджета, он ориентируется на биржевые показатели. Зато для внутреннего потребителя почему-то используют совсем иные подходы. Тут любая рыночная логика уходит на задний план. Нефть скачет вверх – бензин у нас дорожает. Черное золото дешевеет втрое, но цены на наших заправках снова ползут вверх. Топливный вампиризм государства, готового пить кровь автомобилистов ради пополнения бюджета без оглядки на биржевые котировки, становится нормой.

Скажете, наверное, европейцам тоже далеко не сладко, им лишь мечтать остается об американских прайсах на топливо. Не совсем так. В этом году цены на заправках в Старом Свете упали до минимальных значений за последнее десятилетие. Конечно, они все равно выше российских, но, во-первых, большинство стран Европы нефть импортируют, во-вторых, там декларируется необходимость снижения вредных выбросов и соответственно – сокращения потребления нефтепродуктов. Тем не менее европейцу никто не мешает экономить. Покупателей электрокаров и гибридов поддерживают и субсидиями (приличными, между прочим), и налоговыми льготами, и бесплатными парковками. Так что расходы на владение каким-нибудь Prius оказываются вполне приемлемыми для среднего класса.

Конечно же, и наши бюрократы умеют рассуждать об экологии. Но если дело вдруг коснется возможного дележа деньгами с гражданами, их энтузиазм сразу затухает: пусть люди травятся, чахнут, умирают. А еще – платят по тройному счету за топливо в период обвала нефтяных котировок. Такие радетели за чистоту воздуха найдут сотню причин, но гибридам, которые действительно позволят в случае массовых продаж заметно сократить потребление топлива в масштабе мегаполисов, существенных льгот не дадут. Это же не электрокары, которые в нашей стране подходят лишь на роль игрушки-гаджета. Вот им включили зеленый свет, продлив возможность беспошлинного ввоза и бесплатных парковок. Все равно ж практически никто не купит, а решение выглядит красиво.

Что же касается некоторой стабилизации цен на наших заправках, то, уверяю вас, она временная. После очередного повышения акцизов нефтяников, похоже, сверху попросили немного потерпеть: не повышать тарифы до выборов. А значит, уже в середине осени следует ждать очередного ценового скачка. И неважно, что будет в это время происходить с нефтяными фьючерсами на биржах – спикируют ли котировки Brent до 10 долларов за баррель или же бочка вдруг подорожает до 70. Бюджетную повинность никто не отменял.  

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9