Вопреки распространенному стереотипу, Россия уже почти не «страна седанов». Но что идет им на смену и почему?
Россию принято считать страной третьего автомобильного мира. Звучит обидным приговором для патриотов, зато, по идее, сильно упрощает жизнь маркетологам да прочим умным менеджерам. Ведь рецепт успеха на развивающемся рынке прост: локальная сборка модели подешевле, повместительнее и обязательно с престижным кузовом седан. Нет в гамме подходящей машины трехобъемных форм? Не беда, выступающий багажник к проевропейскому компактному хэтчбеку прикрутим. Красота – дело второе. Цену бы не задрать, и народ побежит к дилерам.
Конечно, это всего лишь сферический конь в вакууме – упрощенное описание действительности. А реальность такова, что наш покупатель растет, становится разборчивее и привередливее. Кондовой машиной с зарубежной эмблемой сердце небогатого российского автолюбителя так просто не завоюешь. И штампами он уже почти не мыслит.
Конкуренция сделала свое дело. Доступная иномарка больше не синоним убогого уродца – теперь и дизайн симпатичный проглядывается, и комплектации приличные. А снизу Lada подтянулась: как бы ни ругали ту же «Весту» за мелкие недочеты, ладный вышел автомобиль – вполне современный, способный конкурировать с импортными моделями без скидок на цену.
Тут подходим к самому важному. Что такое нынче «народная» машина? Медленно, но верно те самые седаны не только облагораживались, но и дорожали. И теперь подбираются к миллиону рублей, в «верхних» комплектациях перешагнув и этот психологический барьер. А на дворе кризис, денег у людей мало. Поэтому стереотипные решения уступают место практичному выбору – средства хочется потратить с максимальной пользой.
Преимущества местной сборки никуда не делись. Все модели ТОП-25 отечественного рейтинга продаж собираются в России – на то есть причины законодательного характера. А вот с форматом уже не столь очевидно. Да, бестселлеры Lada Granta и Vesta, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo – безальтернативные седаны (или смахивающие на них лифтбеки). И KIA Rio в новом поколении хэтчбеком, скорее всего, не будет. Однако вялые продажи Citroen C4, Peugeot 408, Nissan Sentra или Ford Fiesta намекают, что «четырехдверности» уже мало. Потому как, если есть выбор, и наши люди предпочитают смешивать, то есть брать кроссоверы.
Показателен пример с тем же «Солярисом». Стоило вместо обычного хэтчбека запустить «Крету», как она тут же отгрызла изрядную долю продаж у седана. Даже в откровенно провальный для рынка год за кроссовером выстроилась очередь. А чуть раньше народ за «Дастером» также охотился. Не утихает к нему интерес и сейчас. Набирает обороты XRAY – суть приподнятый хэтчбек, который Lada предпочитает (отчасти справедливо) именовать кроссовером.
Со статистикой сложно спорить, а цифры говорят, что уже сейчас сегмент SUV, моделей на стыке жанров, – самый емкий на российском рынке. Если верить исследованию «Автостат Инфо», за первые четыре месяца 2017 года в России продали без малого 175 тыс. кроссоверов и внедорожников – рост на 12,7% и почти двукратное превосходство над прочими моделями B-класса. Да-да, теми самыми «Грантами», «Рио» и «Солярисами»! И в этом наша страна солидарна с остальным миром, где «паркетники» всех мастей уверенно отбирают территорию у традиционных моделей, кое-какие сегменты чуть ли не похоронив. Так, Citroen, Renault, Opel и другие марки при смене поколений торопятся сменить минивэны на SUV.
Есть мнение, что и кроссоверы – мыльный пузырь, придуманный хитрыми рекламщиками. Дескать, дурят народ, вынуждая доплачивать за чуть другую обертку. Доля истины в этом есть. Типичный современный SUV действительно технически очень близок к классической легковушке, взяв от утилитарных рамных вездеходов (причем не всегда) лишь брутальный имидж. Но это как раз людям и нужно! Седаны вроде бы приелись, а владеть «проходимцем», пусть маленьким, модно и престижно.
Хватает у SUV преимуществ и бытового плана. Ведь, строго говоря, нет такого кузова – кроссовер. По факту почти все они приподнятые универсалы да хэтчбеки. Доступ в багажник открывает большая дверь, перевозить грузы удобно, пассажирам места хватает – крупные модели вмещают семь-восемь человек, почти как минивэны. Да, у них миллион вариантов трансформации салона, а пухлые «автобусные» кузова просторнее. Однако практика показывает: потребителям дорожная всеядность важнее.
Автопроизводители любят кичиться «адаптацией к российским условиям эксплуатации». Обогревы всяческие, защиты, мощные аккумуляторы – это хорошо. Вот только неспроста современные легковушки прозвали «пузотерками». Пусть дорожный просвет у кроссоверов больше всего на пару-другую сантиметров, но их хватает, чтобы чувствовать себя спокойнее: сидишь выше, видишь дальше, ниже риск поддеть бампером бордюр или «причесать» днищем бугор «лежачего полицейского». Поэтому среди SUV велика доля моноприводных версий, «геометрия» в городе важнее. Хотя автоматические трансмиссии 4x4 резонно брать не только для вылазок на природу – зимой и в дождь четыре ведущих тоже пригодятся.
Причем столь интересный набор качеств какого-то особенного компромисса (кроме цены), по сути, и не требует. Кроссоверы едут не медленнее, управляются и выглядят не хуже, требуют не больше топлива, чем аналогичные по размеру седаны. А значит, перед нами наглядный пример эволюции – подходящий универсальный формат для среднестатистического водителя выбрало само время. И Россия становится «страной SUV» – уже не как развивающийся рынок, а наравне с передовыми экономиками. Ну хоть о чем-то мы с соседями не спорим...