На протяжении всей жизни я считал, что, как и прочие эволюционные процессы, автомобилизация развивается по нарастающей, охватывая все более широкие слои общества. И до последнего времени именно так и было. Но если трезво посмотреть на то, что уже происходит, да чуть заглянуть вперед, приходишь к неожиданному выводу: скоро ситуация изменится кардинально. Однако обо всем по порядку.
Автомобиль пришел в Россию в 1891 г. – издатель Навроцкий в Одессе купил автомобиль, марка которого, увы, неизвестна. С этого началась первая волна автомобилизации страны, правда, она была из разряда “на зависть всем”, поскольку оказалась доступна лишь богатым. Тем не менее все признаки процесса были налицо: именно тогда начали формироваться правила и даже появились первые автоаксессуары – например, корзины для сабель, особая одежда, очки, перчатки.
Вскоре свершилась революция, принесшая развал и разруху. Практически все машины были реквизированы, а когда началась вторая волна автомобилизации, то ее основной идеей стало преобладание общественного над личным: страна строила только грузовики или машины для руководителей. Хотя встречались и частные авто, прежде всего, подаренные властью писателям, летчикам, ударникам труда.
Так продолжалось до конца Великой Отечественной войны, после чего пришла следующая, третья волна автомобилизации, которая впервые в истории страны стала массовой. В 1947 г. начали продавать машины: в Москве на Бакунинской открылся первый в СССР автомагазин. За витриной стояли новенькие автомобили, но по запредельным ценам: “Москвич” за 9000 рублей, “Победа” за 18 000, а предлагавшийся за 40 000 рублей “ЗиМ” выглядел как ныне Rolls-Royce. Тем не менее был круг людей, способных себе это позволить, – ученые, артисты, военные. И вскоре машины вошли в разряд дефицита, хотя владелец приобретал множество проблем: не было запчастей, мастеров, умеющих чинить, гаражей… Владение автомобилем оставалось неким подвигом, хотя уже и вполне массовым. И лишь в 70-х, с началом четвертой волны автомобилизации, многое изменилось. С пуском АвтоВАЗа стало ясно, что теперь есть вполне современный автомобиль, который нормально работавший человек может приобрести. Образовалась и сервисная сеть.
Наконец, в 1992 г. пришла нынешняя, пятая волна автомобилизации России. Сначала в страну хлынул поток подержанных иномарок, но вскоре поняли, что купленная “за недорого” машина тоже ломается. И где-то с середины 90-х стали открываться дилерские центры, торгующие новыми авто. Сначала цены были заоблачными, но с появлением массовых моделей, а позже и вследствие дефолта 1998 г. автомобили стали доступнее. В итоге мы за два десятка лет прошли путь, на который Европе понадобилось больше века.
Казалось бы, вот оно – счастье! Ведь все предыдущие этапы автомобилизации были преодолением трудностей, а тут их быть и не должно. Но проблемы пришли оттуда, откуда их никто не ждал: начались гонения на автомобилистов. Власть, которая поощряла автомобилизацию, потому что это деньги, вдруг решила, что моторизованных людей стало слишком много и они уже мешают жить. Автомобилист начал терять главное – свободу передвижения, попав под жесткие ограничения. Нынешняя наша власть четко расставила приоритеты: для нее главный – человек идущий, он самый безобидный, мягкий, управляемый. На втором месте человек из общественного транспорта. Затем – человек, едущий в авто: ему особой свободы уже не дают, топчут справа, слева, камерами сверху. И, наконец, человек в стоящем автомобиле. Как только ты им становишься, твои права заканчиваются. Однажды заплатив за право ездить, ты должен заплатить еще и за право просто стоять. И оно год от года будет все дороже.
Более того, нас ждет шестая волна автомобилизации, которая… вынудит попранных во всем автомобилистов избавляться от своих машин. По сути, мы придем к истокам, к началу автомобилизации: лишь яростные фанаты готовы будут платить за все – и за право купить автомобиль, и за право ездить быстро, и, главное, за право просто парковать его. В шестой волне будет выделен человек, который игнорирует общественный транспорт, управляет очень дорогим автомобилем и много платит за его содержание. Причем автомобиль шестой волны начнет жить своей жизнью, “переговариваясь” с другими машинами и дорожными знаками, самостоятельно паркуясь и подчас даже не слушаясь водителя и отстраняя его от управления.
Шестая волна станет первой за всю 130-летнюю историю автомобиля волной снижения количества автомобилистов. Но она может стать также последней, приведя людей к тому, с чего начинали в XIX веке. Причем это ждет уже нынешнее поколение отечественных автомобилистов: думаю, в Россию подобное придет лет через 20–25. И никаких условий для иного развития событий я не вижу, поскольку здесь сходятся интересы как властей, так и производителей, которые пойдут на компромисс с первыми ради выживания и станут предлагать лишь очень дорогие продукты. Мы возвращаемся к эпохе “до Форда”, когда расчет был только на тех, кто в состоянии много платить за удовольствие владеть машиной. А таковых всегда меньшинство.