Охлаждение политических отношений с Западом и поворот на Восток, в сторону китайских товарищей, в полной мере отражается и в сфере автомобилестроения. Ранее скептичные в отношении прихода к нам автозаводов из Поднебесной российские власти теперь меняют тональность – широким жестом приглашают автопроизводителей из КНР инвестировать в открытие собственных производственных мощностей на территории России.
Вспомним, что еще в 2007 г., к примеру, китайский Great Wall собирался строить свой завод в Татарстане. Однако тогда не без участия Минпромторга проект был спущен на тормозах. В те времена власти старались в первую очередь стимулировать приход ведущих европейских, американских, корейских брендов. Но вот очень многие из них уже открыли у нас свои производства, но в этот момент политические отношения с Западом ухудшились. Выходит, самое время сказать да китайским автопромышленникам.
Заветное политическое “да” в первую очередь оказалось подхваченным главным китайским строителем внедорожников – компанией Great Wall. В конце августа в присутствии множества официальных лиц, в том числе представителей компартии Китая, Great Wall начал полномасштабное строительство собственного завода. Предприятие задумано с размахом: оно поднимется в индустриальном парке “Узловая” под Тулой, где разместится на площади 200 га. Там будет производство полного цикла, включая штамповку, сварку, окраску. При этом помимо цехов планируется строительство дорог для испытаний машин, складских баз запчастей, прочей инфраструктуры. Причем китайцы не исключают и возведения отдельного центра под НИОКР, в перспективе есть планы по локализации выпуска двигателей.
Предполагаемый объем производства достаточно амбициозен – 150 тыс. автомобилей в год, что втрое больше, чем все китайские автомобильные компании, вместе взятые, сейчас продают в России. Внушительны и инвестиции, которые Great Wall обещает вложить в новое предприятие – более полумиллиарда долларов. И это притом что эта же компания еще в марте запустила другое производство в России – завод под Липецком, созданный при участии партнера, компании “Ирито”. Мощности там составляют 120 тыс. автомобилей в год, обещанные инвестиции – свыше 300 млн долларов.
Наряду с Great Wall свое производство в России начинает и компания Chery. Правда, пока речь идет о контрактной сборке на мощностях российского завода “Дервейс” в Кабардино-Балкарии. Инвестиции китайцев в данном случае скромнее – они ограничиваются несколько миллионами долларов, а предполагаемый объем производства – около 30 тыс. машин. Правда, уже на старте проекта Chery пообещала серьезно развивать локализацию производства – закупать для своих автомобилей российские сиденья, стекла и другие комплектующие.
Вполне возможно, что “Дервейс” – это лишь стартовый этап прихода Chery в Россию. Поговаривают, что у компании есть планы приобретения многострадального завода ТагАЗ в Ростовской области, который непомерные долги утянули на дно банкротства. Одновременно виды на российские производственные мощности имеют и другие китайцы. Например, компании Lifan и Geely, которые уже выпускают свои машины на упомянутом “Дервейсе”, планируют также осваивать новые производственные площадки в нашей стране. В частности, Geely близка к тому, чтобы вернуться в Свердловскую область на предприятие “Автомобили и моторы Урала” (АМУР), где китайская компания уже собирала свои авто в 2007–2008 гг., но тогда свернула производственную деятельность из-за кризиса. А Lifan, по неофициальной информации, вовсю присматривается к производственным площадкам в Липецкой области.
Настрой китайцев в отношении российского рынка сейчас серьезен как никогда. Бренды из Поднебесной отчаянно атакуют: официально представленных автомобильных марок из Китая у нас сейчас уже насчитывается 12. Для сравнения: немецких брендов ровно вдвое меньше. Другой вопрос, что вся эта азиатская дюжина так и не смогла пока добиться значимых результатов: совокупная доля продаж всех китайских авто в России сейчас составляет всего 4%, хотя еще в конце 2000-х многие предполагали, что машины из Поднебесной вот-вот заполонят российские просторы.
Впрочем, нельзя сказать, что у китайцев вообще нет успехов. Еще четыре года назад их доля в России была вдвое меньше – менее 2% (см. график), а сейчас некоторые марки весьма заметны в рейтингах продаж. Так, Lifan обогнал терпящих бедствие на российском рынке французов, в частности, такие марки, как Citroen и Peugeot.
Но смогут ли китайские компании в ближайшее время совершить значимый рывок в России – вопрос открытый. В этом отношении показательны данные компании “Автостат”, которая недавно опросила около полутора сотен экспертов российского авторынка по поводу того, что они думают о будущем китайских авто в России. Исследование не выявило единого мнения. Одни наблюдатели прогнозируют, что продажи китайцев уже совсем скоро могут заметно вырасти – они предполагают, что уже по итогам 2014 г. их доля в России может подскочить до 7%, а в следующем году превысить и 10-процентный показатель. Другие же, напротив, говорят о том, что китайцы сильно снизятся в продажах. По их мнению, уже в текущем году доля брендов из КНР может упасть ниже 3%.
Поклонники китайских марок утверждают, что за последние годы они сделали большой шаг вперед: в автомобилях из Поднебесной заметно повысилась безопасность, надежность, растут дилерские сети, меньше проблем становится с поиском запчастей. Энтузиасты твердят, что сейчас китайские авто – это те же корейские машины, но в период своего становления. Дескать, смогли корейцы, смогут и китайцы.
Пожалуй, в этих утверждениях есть доля истины. Однако до сих пор мы наблюдаем, как китайские авто все же уступают ведущим мировым концернам в области комфорта, безопасности, качества. Да, стоят они дешевле, но как много покупателей согласится экономить, но рисковать своей жизнью и отказывать себе в комфорте, передвигаясь на далеких от совершенства транспортных средствах?
На мой взгляд, в ближайшие годы таких потребителей будет не так много, даже несмотря на наметившийся очередной кризис. Поэтому китайцам в обозримом будущем вряд ли стоит рассчитывать на преодоление планки в 10% рынка. Современный автомобиль – высокотехнологичный продукт. И чтобы встать в один ряд с теми же корейскими производителями, китайцам, увы, понадобятся еще годы. А значит, их новые российские заводы пока будут работать лишь вполсилы.