Рынок компонентов – как луч света в темноте уныния и пессимизма, охватившего российский авторынок. Продажи запчастей продолжают уверенно расти, а «убийца» продаж новых машин – девальвация рубля – стимулирует приток в страну иностранных производителей

В условиях усугубляющегося кризиса, пессимизма и негативного настроя на российском автомобильном рынке приятно обнаружить направление, которое демонстрирует уверенный рост. Такой территорией сейчас является рынок автокомпонентов (или автомобильных запчастей). В то время когда автомобильные дилеры разоряются, а производители затягивают пояса, продавцы автокомпонентов говорят о продолжающемся росте сбыта. По данным аналитического агентства «Автостат», по итогам 2014 г. он увеличится более чем на 7% и превысит объем 24 млрд рублей. В целом же за последние пять лет этот рынок вырос более чем в полтора раза – в 2009 г. его емкость составляла порядка 15 млрд долларов (график 1).

Заметный рост показывают все ключевые сегменты продаж запчастей. Например, самый важный его сектор – автомобильные шины – в последнее время устойчиво растет: с 2009 г. продажи покрышек выросли в России более чем в полтора раза (с 1,8 до 2,7 млрд долларов). А сбыт другого важного элемента рынка, деталей подвески, за пять лет и вовсе скакнул на целых 70% (с 1,6 до 2,7 млрд долларов). Почти на 30% (до 2 млрд долларов) увеличилась и реализация в сегменте автомобильных масел (график 2).

Причины устойчивого роста рынка автокомпонентов объяснимы: даже при падающем спросе на новые машины суммарный автопарк страны прирастает. Да, в этом году нам не видать 2,8 млн новых проданных авто, как было год назад, но и те более чем 2 млн, которые будут все-таки реализованы, весьма существенная прибавка, и весь этот поток вливается в армию потребителей автокомпонентов. Ведь этим машинам будут требоваться шины, масла, в процессе износа – элементы подвески, а кому не повезет на дороге – и детали кузова. Словом, увеличение автопарка обеспечивает и устойчивый спрос на автокомпоненты.

Детальное производство

Помимо роста объемов продаж автокомпонентов другой позитивный тренд – приход в страну иностранных компаний, которые разворачивают в России все новые и новые заводы по выпуску запчастей. По данным «Автостата», сегодня детали для автомобилей у нас производит примерно 400 предприятий. Причем четверть из них (или порядка сотни) – производственные мощности иностранных брендов.

В РФ уже работают такие известные мировые производители компонентов, как французская Faurecia (имеет мощности в Нижним Новгороде, Калуге, Ленинградской области, Тольятти), французская Valeo (Нижний Новгород, Московская область, Тольятти), немецкая Eberspaecher (Тольятти), испанская Gestamp (Калуга, Всеволожск, Тольятти). Мы уж не говорим о давно пришедших шинниках (Michelin, Nokian Tyres и ряд других марок).

Мнение профессионала

Сергей Целиков, директор аналитического агентства «Автостат»

На протяжении последних лет драйвером роста рынка автокомпонентов выступали массовые иномарки – те, что собираются в России. И сегмент иномарок в парке легковых автомобилей страны ежегодно увеличивался за счет массовых моделей – Ford Focus, Kia Rio, Renault Logan, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo седан, Toyota Camry. Объем продаж автомобилей позволяет формировать потребность в автокомпонентах, причем не только поставок на конвейеры, но и объемы по основным расходным запчастям. Текущий момент таков, что резкая девальвация рубля дает шанс российским производителям автокомпонентов. Сейчас настал «момент истины» – в ближайшее время станет ясно, кто и в какой мере локализовал производство, у кого этот показатель только в цифрах, а у кого – в реальности. Таким образом, открывается перспектива для чисто российских предприятий – у них вновь появляется шанс включиться в процесс импортозамещения. Так, недавно один из отечественных производителей автокомпонентов поделился, что в сентябре объем заказов вырос на 25%, а в октябре – на 33%.

При этом список иностранных компаний, стремящихся застолбить место в области производства компонентов в России, стремительно увеличивается. Например, в мае этого года в Набережных Челнах заработал новый завод автомобильных замков немецкой компании Kiekert. В июне в Калужской области был дан старт работе предприятия Continental по выпуску компонентов двигателя. Там же начат выпуск изделий из пластмассы и каучука на площадке «Continental – ContiTech». В июле в Екатеринбурге запущено производство автомобильных жгутов и проводов на российско-японском СП компаний «Росэлектроника» и Sumitomo Wiring Systems – Ural Wiring Systems. В Калининграде компании Johnson Controls и Youngsan Kld запустили конвейер для изготовления по полному циклу сидений для автомобилей. В Пскове немецкая компания Pierburg Pump Technology на базе завода «Автоэлектроарматура» до конца года откроет производство электронасосов для системы охлаждения двигателей.

Не ослабнет натиск иностранцев и в следующем году. На 2015 г. намечен старт производства в подмосковном Клину мощностей французской компании GMD. В Тольятти в следующем году запустят свои заводы сразу четыре зарубежные компании: японские Hi-Lex и Atsumitech, испанская CIE Automotive, немецкая Mann+Hummel. А другой немецкий гигант, Bosch, наметил ввести в эксплуатацию свой крупный завод близ Самары. В наступающем году в Россию придут даже мексиканцы – это компания Nemak, которая в 2015 г. начнет выпускать в России головки цилиндра и блоки двигателя.

Несмотря на санкции

Приход в Россию иностранных производителей компонентов стимулируется двумя ключевыми факторами. Во-первых, на произведенные внутри России детали растет спрос со стороны действующих в стране автозаводов. Как известно, российские власти в последние годы ставят задачи по усилению локализации в обмен на налоговые, таможенные и прочие преференции – три года назад уровень локализации компонентов был повышен до 60%. Другой важный фактор для иностранных фирм – ослабление российской национальной валюты. Очевидно, что в условиях падения курса рубля выиграют те производители, которые имеют в стране собственные производства, – это позволит им устанавливать на свою продукцию более конкурентные цены.

Мнение профессионала

Артем Марчук, исполнительный директор ООО «Эмекс.Ру» (продажа запчастей)

Рынки новых автомобилей и производства автокомпонентов живут разными жизнями. Второй больше связан с автопарком, структура которого меняется постепенно. К примеру, на валютные колебания он реагирует не столь быстро, как рынок импортных автомобилей. Рынок локальных компонентов достаточно емкий, в том числе из-за многообразия автозапчастей, поэтому имеется потенциал развития производств не только на конвейер, но и для обеспечения вторичного спроса. Развитие производства компонентов с учетом инвестиционного климата в конкретных регионах продолжится, так как тенденция прироста автопарка в ближайшие годы сохранится. Очевидно также, что автопроизводители должны будут выполнять жесткие требования по локализации, что стимулирует развитие местных заводов. Что касается перспективных направлений, то, по нашим наблюдениям, к наиболее востребованным можно отнести детали подвески, кузовные детали и расходники. Этот сегмент обеспечивает высокий показатель отдачи на инвестиции за счет меньшей капиталоемкости, большей оборачиваемости и доходности.

Интересно, что пока на решения представителей мирового компонентного бизнеса развивать свое производство в России не влияет геополитическая ситуация и волна антироссийских санкций. В этом отношении показателен пример американской компании Icahn Enterprises, которая за 29 млн долларов приобрела крупного российского производителя автокомпонентов – Димитровградский завод вкладышей (ДЗВ). Сделка произошла этим летом, то есть в самый разгар обострения политических отношений с США.

Наблюдатели объясняют реализацию таких планов тем, что решения о развитии производства в России принимаются иностранным топ-менеджментом минимум за пару лет до их воплощения. И что, мол, через два-три года можно ожидать спад активности прихода в этой сфере. Хотя такая перспектива все же сомнительна – растущий рынок автокомпонентов и возможность получать большие прибыли вполне могут перевесить политические факторы. 

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9