Молодежь фанатеет от электрокаров Tesla больше, чем от iPhone, к которым попросту привыкли. Но если Apple стабильно обеспечивает прибыль, то Tesla генерирует одни убытки. Конечно, убытки для стартапов вещь нормальная, главное – перспективы. Вот только и с этим у производителя машин проблемы

Как ни крути, а Илон Маск гений. А именно, гений маркетинга. Он сделал так, что во всем мире понятие «электромобиль» стойко ассоциируется в первую очередь с маркой Tesla. О ней я слышу чуть ли не со всех сторон: «Tesla – наше будущее», – говорят коллеги, «Скорее расскажите нам про Tesla», – просят студенты, с которыми иногда общаюсь... Однако давайте отбросим в сторону щенячьи восторги и используем холодный расчет.

Прежде всего, Tesla – это не космический корабль. Это всего лишь автомобиль, причем дорогой. А значит, он должен соответствовать общепринятым требованиям к транспортным средствам: надежность, простота сервисного обслуживания, безопасность и так далее.

Вы знаете, сколько стоит в России Tesla? За кроссовер Model X в Москве просят от 13 до 16 млн рублей! Вы меня, конечно, извините, но за такие деньги недостаточно иметь руль и колеса, пусть даже последние и крутящиеся от электрического агрегата. Просто посидите в салоне, например, Porsche Cayenne и сравните качество материалов отделки, тщательность сборки, удобство кресел, шумоизоляцию. В Porsche, как и в любом другом настоящем «премиуме», есть то непередаваемое чувство, которое я называю «запах денег». А в Tesla, даже с ее огромным планшетом на панели, его нет. Между тем Cayenne в самой дорогой версии Turbo S с мотором мощностью 570 л.с. можно купить за 12 млн рублей. Не хотите Porsche? За 10,7 млн продается Mercedes-AMG GLS 63 (585 л.с.), а скоро по цене того же Model X можно будет приобрести феерический кроссовер от Lamborghini!

А еще выясняется, что машины Tesla не слишком-то надежны. В конце 2017 года агентство Reuters вышло с расследованием, где сказано, что в настоящий момент 90% выпускаемых Tesla имеют дефекты! Да, большинство устраняется прямо на заводе, но на это тратятся значительные суммы. Да и сам факт говорит о многом. Кроме того, владельцы таких машин отмечают серьезные проблемы с доставкой запчастей и сервисом.

Но не надежность является главным врагом Tesla. Есть угроза посерьезнее – время. С каждым годом электромобили этой марки становятся все менее инновационными, с каждым месяцем «вау-фактор» уменьшается, с каждой неделей конкуренты ближе. Пожалуй, еще год-другой у компании Илона Маска есть, но что будет потом? На 2019 2022 годы намечен выход целой россыпи электрических BMW и Audi, Porsche обещает суперкар Mission E, Jaguar готовит кроссовер I-Pace, а Mercedes-Benz и вовсе запустит отдельный бренд EQ. И это только европейские электрокары! А ведь не стоят на месте и японцы – Nissan, скажем, или Toyota со своими водородными моделями.

Сможет ли маленькая Tesla, которая лишь в 2017 году преодолела планку в 100 тыс. собранных машин, противостоять гигантам мировой автоиндустрии? Тем, у кого колоссальный опыт в создании автомобилей, отлаженная система дистрибуции, развитая сеть сервисных центров и складов запчастей. У кого истинное внимание к деталям возведено в культ, как и положено в «премиуме», и есть возможность быстро наладить выпуск широкой гаммы моделей в разных сегментах.

Далее, усердно разрекламированная система автопилота Tesla пока еще, мягко говоря, несовершенна. И не факт, что именно этот бренд сумеет первым запустить его в эксплуатацию – над автопилотами сейчас плотно работают практически все производители машин. «У Tesla нет секретного соуса, они используют те же литий-ионные батареи, что и все остальные. Компания не делает ничего такого, что не может быть скопировано другими игроками рынка. В текущем положении дел они не дотянут до 2019 года». Это сказала не очередная «говорящая голова» из телевизора, а Роберт Лутц, один из самых опытных людей в автомобильном бизнесе – бывший топ-менеджер GM, Ford, Chrysler, BMW.

Между тем, если взглянуть на цену акций Tesla, выяснится, что это одна из самых дорогих автомобильных компаний в мире. Вдумайтесь только, фирма, которая выпускает всего три модели, приносит многомиллионные убытки (только III квартал 2017-го она закончила с минусом 619 млн долларов) и постоянно срывает сроки производства (Маск обещал к концу прошлого года выйти на уровень 20 тыс. Model 3 в месяц, на деле же было собрано лишь… 1550 машин), по совершенно неведомой причине стоит баснословных денег!

Может быть, верить в нее заставляют показанный недавно электрогрузовик или чудо-родстер с разгоном до 100 км/ч за 1,9 с? Но тот же родстер появится лишь в 2020 году, а за него уже сейчас требуют 100% (!) предоплаты. Фактически Tesla просит клиентов профинансировать выпуск этой машины. Не напоминает финансовую пирамиду?

Перспективы? Шансов на то, что Tesla сможет остаться независимой, не слишком много. С высокой долей вероятности она попадет под контроль какой-нибудь крупной корпорации, которая начнет выпускать под этой маркой свои высокотехнологичные автомобили. Но это случится после кризиса американской фирмы, а он, поверьте, непременно будет. В любой момент стоимость акций может пойти вниз, инвесторы начнут фиксировать прибыль, и тогда произойдет катастрофическое падение, которое компания сама попросту не переживет. Так что подумайте, на что делать ставку.  

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9