Кризис внутреннего спроса подталкивает отечественные автозаводы на активизацию экспортных поставок. Сможет ли Россия стать значимым мировым поставщиком такой продукции?

Мой добрый знакомый недавно отправился в туристическую поездку в Перу. И прямо возле аэропорта столицы этого латиноамериканского государства увидел большой автосалон российской марки Lada. А в древний город инков Мачу-Пикчу его везли на нашей родной «Ниве». Да, несмотря на кризис и мрачные пророчества скорой гибели отечественного автопрома, машины с клеймом «Сделано в России» все-таки разъезжаются в самые разные уголки планеты.

Вот и производимые в том же Тольятти микролитражки Datsun начали официально отгружать в Ливан. По словам главы Альянса Renault-Nissan Карлоса Гона, чьи предки имеют как раз ливанские корни, начало поставок автомобилей из РФ – это часть плана альянса по глобальному возрождению японской марки. Сейчас в Ливан начинают отправлять произведенные в нашей стране модели mi-DО и on-DО. И, вероятно, вскоре Datsun из России будут поставляться и в другие государства Ближнего Востока и других регионов мира.

Другим примечательным событием в области активизации российского автомобильного экспорта стало недавнее объявление Volkswagen о том, что он начинает поставки собираемых под Калугой седанов Polo в Мексику. Немецкий концерн заявляет, что первоначальный объем поставок этой модели в Америку (которая там будет продаваться под названием Vento) составит несколько сотен единиц, а до конца года объем поставок может достичь 2 тыс.

Не бездействует и марка Renault, которая помимо продаж выпущенных в РФ автомобилей в страны ближнего зарубежья с февраля поставляет Duster, Logan и Sandero Stepway во Вьетнам. Уже объявлено и о планах экспорта производимого в Москве кроссовера Kaptur в Армению и Азербайджан.

В Армению будет отправлять машины российской сборки и Ford, причем туда хотят отгружать весь выпускаемый в нашей стране модельный ряд американского бренда, включая Fiesta, Focus, Mondeo, Explorer, Kuga и EcoSport. Наращивают экспортные поставки из России и корейцы: петербургский завод Hyundai-KIA помимо государств ближнего зарубежья уже начал отгружать свою продукцию в Египет, где популярный у нас Hyundai Solaris предлагается как Accent.

Наконец, об усилении экспорта по ряду направлений заявляют традиционные российские автопроизводители. Так, по данным АвтоВАЗа, объем продаж моделей Lada в Азербайджане за последний год увеличился в 2,5 раза, а в Германии и вовсе более чем втрое (в частности, у немцев спросом пользуется старая добрая полноприводная «Нива», которая в этой стране известна как Taiga). В 2016 году тольяттинцы планируют вдвое увеличить поставки Lada и в Египет (до 6 тыс. машин). К тому же представители этой компании говорят о растущем интересе к российским машинам в таких странах, как уже упомянутое Перу, а также Тунис и Никарагуа. Кроме того, в ближайшее время предполагается начать экспорт Lada Vesta в Сирию, Ливан, Марокко, Тунис, Алжир.

Бренд UAZ также заявляет о росте экспорта. К примеру, модели из Ульяновска хорошо расходятся в Монголии и Чехии. А «Группа ГАЗ» сообщает, что ее автомобили уже поставляются в 39 стран. В частности, спрос на легкий коммерческий грузовик «ГАЗель Next» растет на таких рынках, как Сербия, Черногория, Македония.

Впрочем, показательно, что ныне увеличивается экспорт не только собранных в России автомобилей, но и комплектующих к ним. Уже примерно две трети объема шин Nokian Tyres, производимых в Ленинградской области, идет в страны Европы. Та же тенденция характерна и для Pirelli, которая недавно начала поставлять выпускаемые в России шины не только в Старый Свет, но и на рынки Северной Америки.

Скромно, но с приростом

Вместе с тем следует признать, что в абсолютных величинах поставки отечественного автопрома за рубеж выглядят довольно скромно. Согласно статистике, всего по итогам прошлого года из России было отгружено на экспорт около 97 тыс. машин. Это несоизмеримо мало по сравнению с такими автомобильными державами, как Япония или Германия, которые ежегодно поставляют на внешние рынки миллионы автомобилей.

Более того, нынешний российский автоэкспорт пока смотрится скромно и в сравнении с успехами СССР. По данным «АСМ Холдинга», в 1990 году Советский Союз поставил в разные страны 360 тыс. машин – более чем втрое больше, чем сегодня. Правда, в те времена основными потребителями такой продукции были государства социалистического блока: Венгрия, Югославия, ГДР, Болгария. Хотя неплохие объемы шли и в такие страны, как Великобритания, Бельгия, Франция, Турция, Финляндия (график 1). Сейчас же ключевыми экспортными направлениями стали рынки СНГ, прежде всего участники Таможенного союза (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия). Что же касается других стран, то здесь по итогам прошлого года лидируют Азербайджан, Египет, Украина, Латвия, Ливан, Китай, Германия (график 2).

При этом в тех же абсолютных цифрах по итогам прошлого года экспорт автомобилей из России снизился: по данным Федеральной таможенной службы, в 2015-м он упал на 23%. Эксперты утверждают, что это связано главным образом с сокращением поставок в Казахстан, где был введен утилизационнй сбор. Что же касается отгрузки легковых моделей в страны дальнего зарубежья, то, по данным таможенников, за последний год их объем увеличился в 2,5 раза (до 11,3 тыс. единиц). Обнадеживает и динамика повышения доли экспорта от внутреннего производства: если в 2010 году на экспорт приходилось 2,4% от произведенных в РФ автомобилей, то в прошлом году этот показатель достиг 6,6%, а в 2016-м прогнозируется уже на уровне 8%.

Каждый четвертый – на выезд

Российское правительство заявляет, что в перспективе отечественный автоэкспорт может занять весьма существенную нишу. Так, по словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, к 2020 году экспорт легковых машин должен составить 25% от общего производства. То есть за рубеж с российских конвейеров будет направляться каждый четвертый автомобиль.

Причины этого желания понятны: внутренний спрос на машины рухнул, а мировые автоконцерны уже успели возвести в России значимые производственные мощности, которые нужно загружать. При этом, конечно же, в пользу развития экспорта играет девальвация рубля, благодаря которой долларовые цены на выпущенную у нас продукцию выглядят привлекательно для иностранцев.

Однако у этого процесса есть и объективные препятствия. Начать с того, что на рынке развитых стран с его плотной конкуренцией продукцию российских автозаводов, мягко говоря, никто не ждет. Да и сами мировые бренды вряд ли станут подрывать свои же рынки, перенаправляя на них продуктовые потоки из России. Например, для марки Renault было бы странно поставлять машины из Москвы французским дилерам при том, что в самой Франции заводы этого концерна остаются не загруженными.

Что же касается стран третьего мира или рынков с развивающейся экономикой, то и там не все просто. В некоторых из них (в Китае, Индии) есть своя сильная автомобильная промышленность. В других рынок уже поделен между мировыми автоконцернами – к примеру, в Индонезии сильны позиции японцев, которые имеют свое мощное лобби в правительстве. На Ближнем Востоке ситуация осложнена войной. С рядом государств из-за отсутствия торговых отношений с Россией процесс торговли затрудняют высокие таможенные пошлины (в Эфиопии они достигают 35%, во Вьетнаме – 70%, а в Нигерии – 140%). Есть серьезные проблемы с логистикой. Скажем, у Боливии, которая и без того расположена очень далеко от России, нет выходов к морю, что позволило бы напрямую доставлять туда машины.

Российские власти уже давно обещают принять специальную программу поддержки отечественного автомобильного экспорта. Но воз и ныне там. В частности, экспортеры еще в начале 2016 года рассчитывали узнать о какой-либо реальной помощи со стороны государства, однако в правительстве просят подождать до конца года. При этом в рамках программы власти обещают экспортерам выдавать льготные кредиты, помогать участвовать в выставках, а также оказывать содействие в работе с теми странами, куда поставки машин осуществляются в рамках межгосударственных контрактов. Кроме того, чиновники обнадежили производителей субсидиями на логистику, что, по мнению экспортеров, могло бы дать ощутимые конкурентные преимущества в продвижении продукции в отдаленных государствах.

Участники рынка согласны, что будущее у российского экспорта автомобилей есть. «Конечно же, перспективы неплохие, хотя на объем экспорта машин из России влияет курс рубля. Стоимость производства в нашей стране стала значительно ниже при том, что уровень подготовки кадров достаточно высокий», – указывает директор по транспорту логистической компании FM Logistic Александр Дьяконов. Близкую к этой точку зрения высказывает и начальник отдела логистических операций DPD в России Дмитрий Воеводин. «Рост экспорта в основном связан с низкой стоимостью новых автомобилей, которые по уровню оснащения и комфорта достаточно близки к бюджетным европейским и азиатским моделям. Немаловажным фактором является и стоимость обслуживания российских авто. Безусловно, наибольшее влияние на развитие экспорта оказала курсовая разница, ведь для иностранных покупателей российские автомобили стали еще более привлекательными», – делает вывод наш собеседник.  

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9