Из 25 крупнейших российских регионов более половины увеличили в 2013 г. финансовую емкость своих автомобильных рынков. Об этом говорится в новом исследовании компании “Автостат”. Да и вообще весь российский рынок в денежном измерении демонстрирует лучшие показатели, чем в количественных продажах: если по итогам прошлого года сбыт авто в единицах снизился более чем на 4%, то в денежном выражении рынок, наоборот, даже чуть вырос – с 2,204 трлн рублей до 2,242 трлн, или почти на 2%.
Однако, как выяснили аналитики, во многих регионах страны прирост продаж в деньгах еще более существенный. Так, больше всех увеличилась за прошлый год емкость рынка Калужской области – там был зафиксирован прирост аж на 31,7%. Серьезный рост по сравнению с 2012 г. отмечен в Башкортостане (+21,9%) и Татарстане (+10,5%), неплохие показатели у Ростовской области (+7,6%), Санкт-Петербурга (+6,3%), Тульской области (+5,2%). Более высокий рост, чем в среднем по России, продемонстрировали также Воронежская (+3,7%), Тюменская (+3,2%), Оренбургская (+3,2%), Нижегородская (+3,1%) и Саратовская (+2,7%) области.
При этом самые большие региональные рынки показали отрицательную динамику. Москва, которая с большим отрывом лидирует в рейтинге регионов по финансовой емкости (447 млрд рублей), в прошлом году пусть и незначительно, но все же снизила свой объем (–0,4%). При этом Московская область (199,5 млрд рублей) уменьшила финансовые объемы продаж более существенно – на 2,6% (см. таблицу).
Почему сейчас в региональных продажах наблюдается столь разнонаправленная динамика?
Первое и главное объяснение более высокой покупательской активности в регионах – это низкая насыщенность автомобильного рынка. Действительно, во многих российских областях обеспеченность населения машинами существенно ниже, чем в крупнейших городах. Если в Москве и в Московской области на каждую тысячу жителей сейчас приходится соответственно 340 и 311 автомобилей, то в России есть регионы, где этот показатель более чем вдвое ниже. Например, в Карачаево-Черкесии на тысячу человек зарегистрировано 155 машин, а в Ингушетии и вовсе 123 единицы.
Кстати, если говорить об изменении показателей обеспеченности, то лидером здесь стала Ярославская область, в которой насыщенность автомобилями выросла на 11,3% – до 226 машин на тысячу жителей. На 11% увеличился показатель и в Республике Марий-Эл (181 единица). Больше чем на 10% улучшилась обеспеченность личным автотранспортом еще в двух регионах – в Ивановской области (195 машин, +10,8%) и в Чувашской Республике (192 авто, +10,3%). Меньше всего этот показатель вырос в Камчатском крае (+1,1%), Республике Калмыкия (+2,4%) и в Кировской области (+2,8%).
Интересно, что по степени обеспеченности автомобилями в России лидирует Дальний Восток. Например, в Приморском крае на тысячу человек приходится 572 машины, то есть примерно столько же, сколько в развитых европейских странах. Однако аналитики говорят о том, что одной из причин столь высоких показателей обеспеченности этих регионов является тот факт, что через них идет ввоз подержанных иномарок из Японии и часть этих машин, переправляясь вглубь страны, продолжает числиться на учете в Приморье и на Камчатке.
Теперь давайте совместим данные обеспеченности автомобилями и прирост продаж. Очевидно, что здесь есть взаимосвязь: в том же Башкортостане на тысячу жителей приходится 258 автомобилей, и, конечно, это является значимой причиной того, что прирост продаж автомобилей в республике, как мы говорили выше, скакнул более чем на 20%.
Однако низкая насыщенность транспортными средствами не единственная причина прироста продаж транспортных средств в регионах. Прежде всего, важное значение имеет покупательская способность населения в тех или иных регионах. И в наиболее богатых районах сейчас происходит не столько количественное, сколько качественное изменение автомобильного рынка. Взять ту же Калужскую область: по рейтингу обеспеченности автомобилями она уже занимает третье место в России (344 машины на тысячу жителей), и, как ни странно, регион уже обгоняет Подмосковье, Москву, Санкт-Петербург. И тем не менее по итогам прошлого года объемы продаж в деньгах там скакнули почти на треть. Столь значимый прирост связан с так называемым качественным изменением рынка. Жители Калужской области неплохо зарабатывают, и они уже не хотят ездить на дешевых машинах отечественных брендов или же на бюджетных иномарках. Спрос изменяется в сторону кроссоверов, внедорожников, других моделей более высокого ценового сегмента. Как результат – резкий скачок в денежных показателях продаж.
Итак, продажи в регионах растут. Значит ли это, что дилерам, производителям и другим игрокам рынка нужно срочно расширять свое присутствие в российской глубинке? Однозначно ответить на этот вопрос сложно.
Во-первых, не ясно, как долго будет продолжаться рост продаж в каждой конкретной области. Ведь если сегодня макроэкономическая ситуация и потребительская активность в отдельном районе является благоприятной, то завтра положение может кардинально измениться. В таком случае дилер рискует построить крупный региональный центр, мощности которого через какое-то время окажутся невостребованными.
Во-вторых, в условиях надвигающегося кризиса участники рынка не имеют лишних инвестиционных средств – здесь бы выжить и остаться на плаву, а не думать о новых крупных проектах. Ведь тот же дилерский центр в среднем окупается примерно за десять лет. Хотя можно и рискнуть, сделав верную ставку на тот регион, где продажи автомобилей будут устойчиво расти.
Словом, в нынешних условиях замедления и падения продаж в крупных регионах выиграют те участники рынка, которые смогут правильно оценить потенциал развития конкретных российских областей, не побоятся инвестировать средства и предложат правильный набор потребительских услуг.
Крупнейшие российские регионы по финансовой емкости автомобильного рынка | ||
---|---|---|
Регион | Емкость в 2013 г., | Изменения в 2013 г. по сравнению с 2012 г. |
Всего по РФ | 2 241 771,2 | 1,7% |
Москва | 447 017,8 | –0,4% |
Московская область | 199 544,6 | –2,6% |
Санкт-Петербург | 150 963,9 | 6,3% |
Республика Татарстан | 84 507,2 | 10,5% |
Краснодарский край | 82 191,9 | 3,3% |
Свердловская область | 73 898,1 | –0,8% |
Республика Башкортостан | 65 290,1 | 21,9% |
Самарская область | 61 236,7 | –0,4% |
Ростовская область | 54 775,9 | 7,6% |
Нижегородская область | 51 787,0 | 3,1% |
Челябинская область | 51 682,2 | –2,0% |
Ханты-Мансийский АО | 43 231,5 | –2,8% |
Пермский край | 38 319,4 | –1,3% |
Красноярский край | 31 852,5 | –4,3% |
Воронежская область | 31 053,0 | 3,7% |
Ставропольский край | 29 918,1 | –1,0% |
Саратовская область | 29 115,6 | 2,7% |
Тюменская область | 28 737,3 | 3,2% |
Кемеровская область | 28 647,6 | –13,2% |
Волгоградская область | 26 875,2 | 0,1% |
Ленинградская область | 26 690,6 | –3,6% |
Оренбургская область | 26 479,9 | 3,2% |