У вас нет личного автомобильного бизнес-плана? Тогда придется платить больше, чем ожидали. Намного больше. То есть терять деньги. Именно такой принцип будет работать в отношении автомобилистов в ближайшие годы. Про схему «цена машины плюс страховка и стоимость обслуживания» уже можно забыть
В конце минувшего года многие наши сограждане с удовольствием хватали автомобили, получив традиционно солидную предновогоднюю скидку. В том числе и на модели в диапазоне от 2,5 до 3 млн рублей. Но прошло совсем немного времени, и производители скорректировали цены. Машины, которые еще полгода назад отдавали «по два с половиной», теперь у дилеров – «чуть за три». Минпромторг тоже не растерялся, и почти все «немного подорожавшие» модели сразу же оказались в перечне «роскошных». А значит, даже тем «счастливчикам», кто приобрел их перед Новым годом, все равно придется расплачиваться. По повышенной налоговой ставке, предусмотренной для модификаций, которые отечественные чиновники причислили к «роскошным».
Возникает логичный вопрос: нужно ли защищать покупателей, ставших жертвой финансового форс-мажора? Они же вроде как без вины виноватые – ничего не знали… Лично я не спешил бы выступить в роли адвоката. Ведь каждый из владельцев «роскошных» модификаций, приобретенных по дешевке, наверняка слышал про злополучный список Минпромторга – он же не вчера появился. А еще они вряд ли не подозревали о таком понятии, как «инфляция». Когда покупали авто ценой под три «лимона», разве не догадывались, что скоро они станут еще дороже? Иначе зачем было спешить?
Словом, ошибка очевидна – покупатели оказались чересчур беспечными, не имеющими четкого бизнес-плана, в котором просчитаны все преимущества и риски, связанные с приобретением автомобиля. И таковых становится только больше.
Взять, например, тот же кредит. Многие и сейчас, во времена экономической нестабильности и неопределенности, не прочь влезть в него по уши, абсолютно не прогнозируя все вероятные проблемы по обслуживанию займа. А между тем статистика уже предупреждает: и тут покупатели демонстрируют свою почти абсурдную беспечность. Ведь некоторые из них скоро не смогут платить по счетам. Доля просроченных кредитов стремительно увеличивается. По последним данным, общая сумма просроченных займов в нашей стране превысила 100 млрд рублей! Причем любопытно, что новые заемщики попадают в разряд неплатежеспособных гораздо раньше, чем старые.
Тенденция очевидна: нарастает критическая масса финансовой взрывчатки, которая может буквально разнести автомобильный рынок и попросту обрушить продажи. Потому что банкам придется массово сбывать залоговые машины «ниже рынка». А покупатели-заемщики гарантированно потеряют и деньги, и нервы. И тут мы снова возвращаемся к проблеме отсутствия у автовладельца понимания, как он станет вести себя с кредитным автомобилем в случае потери работы, снижения зарплаты или других подобных «непредвиденных» обстоятельств. Поскольку он приобретал себе машину внепланово, «на эмоциях».
Еще один подводный финансовый камень – стоимость обслуживания и запчастей. Если сегодня они относительно доступны, это отнюдь не значит, что такой же прайс сохранится в будущем. Скорее даже наоборот, цены будут расти, что ныне, кажется, понимают даже школьники. И дело тут не только в курсе рубля, за которым все-таки следят наши сограждане, а в соотношении основных мировых валют. Вот за этим параметром большинство автомобилистов совсем не наблюдают. А зря! Простой пример. Вы приобрели японский автомобиль. Сейчас курс йены к доллару находится на очень низком уровне, поэтому зап-части из Страны восходящего солнца можно считать дешевыми. Но есть большая вероятность резкого укрепления йены в течение года. А это значит, что и детали для японских машин должны резко подорожать.
Причем подобная валютная турбулентность в последнее время становится все более злой и резкой. Потрясения точно не обойдут стороной и евро. Что это означает для тех, кто привыкает действовать в соответствии со своим бизнес-планом? Все очевидно: пора строить долгосрочные прогнозы и выводы о целесообразности приобретения автомобилей, «привязанных» тем или иным способом к Еврозоне. Если считаете, что евро скоро добьют, то дождитесь момента и лишь тогда приобретайте модель из Европы. Но если полагаете, что единая валюта скоро развернется и начнет рост, то и покупку лучше не откладывать.
Кто-то может возразить: слишком сложно! Приходится учитывать множество противоречащих друг другу новостей и факторов, тратить внимание, силы и время на изучение каких-то малоинтересных обычному человеку параметров… Не спорю! Действительно, подготовить свой примерный бизнес-план с собственным прогнозом – серьезная работа, вы словно превращаетесь в бизнес-аналитика. Однако если выполнить задание прилежно, то и вознаграждение окажется весьма существенным. А вот приобретя машину наобум, как было принято у нас на протяжении десятилетий, наверняка станете считать потери.
Ну что, вы все еще не хотите включать мозг и начинать думать? Тогда вывод напрашивается лишь один: у вас много «дурных» денег и вы просто не знаете, куда их деть. Что ж, можно только позавидовать…