На протяжении всей своей истории автомобили постоянно что-нибудь приобретали – новые качества, устройства, функции. И одновременно какие-то из них теряли. Однако тот масштаб перемен, который надвигается сейчас, я даже затрудняюсь с чем-либо сравнить. Хорошо это или плохо?
Не стану томить всякими преамбулами и сразу перейду к делу. Скорее всего, уже в следующем, 2016, году некоторые новые автомобили останутся без… стеклоподъемников. Не будет в них ни допотопных «коромысел», ни каких-либо иных «крутилок», ни даже кнопочек на двери. Если водитель захочет приспустить стекло, ему достаточно будет лишь притронуться к его нижней части. А чтобы закрыть – в верхней. Стандарт на контактные стеклоподъемники недавно был утвержден евробюрократами, что означает: подобное приспособление придумано, работает, испытано и сертифицировано. Следовательно, теперь его начнут внедрять в серийные машины.
Тем временем в стадии утверждения находится еще один стандарт – об отсутствии… зеркал заднего вида. С его принятием автопроизводителям разрешат использовать камеры с проекцией видеоизображения на боковые зоны лобовых стекол или непосредственно на панель приборов. Суть в следующем: как только появляется опасность справа или слева позади машины, сразу же с соответствующей стороны вспыхивает сигнал. И вы, сидя за рулем, тут же понимаете, куда следует обратить внимание.
Довольно близко к этому по своей сути стоят и законодательные инициативы по установке на грузовиках прозрачного капота, а также выведению изображения на задний борт автобуса или грузовой машины. В первом случае новшество позволит видеть из кабины фуры или самосвала (если он капотный) все, что происходит под колесами. Тем самым – избегать наездов и других аварий. Во втором случае речь идет о том, чтобы проецировать на кузов ту «картинку», которую видит перед собой шофер этого грузовика. И тогда едущий за ним водитель, скажем, легковушки, будет знать, в какой момент можно совершить обгон, а когда лучше поплестись в хвосте. Согласитесь, для России весьма актуально. Хотя тут придется решить и другой вопрос – как этот борт-«телевизор» на ходу мыть (на наших трассах из-под слоя грязи подчас даже регистрационных номеров не видно).
Думаю, что уже скоро мы лишимся и обычных, с простенькими регулировками, сидений. Их могут заменить «интеллектуальные» мультиконтурные кресла, пока больше знакомые по самым дорогим, люксовым и представительским автомобилям. Такие кресла могут адаптироваться под водителя – становиться уже или шире, чуть длиннее, выше – и запоминать особенности тела, чтобы и в следующий раз ему было комфортно ехать. Причем любопытно, что именно это новшество сначала может перекочевать в кабины всевозможных грузовиков, автобусов и прочего коммерческого транспорта. Дело в том, что европейцы подсчитали: водители таких машин проводят за работой очень много времени, что позже, спустя годы, оборачивается тяжелыми болезнями опорно-двигательного аппарата, которые лечить дорого. Особенно за счет государства.
Впрочем, если в предыдущем случае специалистам-ортопедам еще предстоит повоевать с евробюрократией, то всем привычные трансмиссии попросту «скушает» научно-технический прогресс. Уверен, уже в обозримом будущем мы лишимся всех ныне известных коробок передач – и механической, и автоматической, и «робота», и вариатора. На смену им придет электромотор с планетарной передачей и какой-то небольшой вспомогательный ДВС, в котором мы даже не станем обсуждать ни мощность, ни крутящий момент, ни расход топлива. Просто потому, что в основном гибридные машины будут ездить на электротяге. По моему мнению, такие изыски, как 9- или 10-диапазонные коробки передач – последний всплеск инженерной мысли в этой области, своего рода лебединая песня. Они уйдут в прошлое, как в свое время отмерли атмосферные моторы с 16, 18 и 20 цилиндрами.
Все это приведет к тому, что будут увеличиваться межсервисные пробеги, причем сильно. А когда автомобиль исчерпает свой гарантийный потенциал, выяснится, что продать его… уже никому нельзя. Потому что к тому времени цена машины приблизится к нулю – электроника, которой она нашпигована, за пять-шесть лет морально устареет, и ее попросту не разрешат использовать. А обновить подчас будет дороже, нежели купить новую модель. И тогда получится, что у каждой машины будет лишь один владелец – первый и он же последний. А значит, мы лишимся еще и вторичного рынка автомобилей.
Наверное, сейчас кто-нибудь скажет: «Ну, Сан Саныч загнул! Когда еще все это случится?» Разочарую (или, наоборот, кого-то и обрадую) – скоро. По моим прикидкам, на самых крупных рынках мира – в Европе, США, Японии, Китае – все эти процессы и новации станут реальностью уже в течение 10–15 ближайших лет. В России, которая в целом придерживается мировых трендов, но все-таки немного отстает, – лет на десять позже. Но, как бы то ни было, с новой реальностью столкнутся уже большинство нынешних пенсионеров.
И это хорошо! Лично я не намерен лить слезы по поводу того, что, дескать, мы лишаемся удовольствия самим решать, как управлять автомобилем, лишаемся радости драйва. Ничего страшного! Взамен мы получим куда более интересные возможности, способные открыть перед автомобилистами новые, совершенно потрясающие горизонты. Прогресс остановить нельзя. Он – словно несущийся паровоз, на пути которого вставать глупо. Тем более что с тем же поездом вы можете уехать очень далеко. Так пользуйтесь!