КАЗАЛОСЬ бы, наш авторынок уже не может чем-либо удивить помимо продолжающегося прироста продаж автомобилей. На самом деле изменений много. Серьезно увеличивается количество иномарок российского производства – на 41% (здесь и да лее все изменения указаны по сравнению с показателями первого полугодия 2007 года. – Прим. ред.). В рейтинге продаж зарубежных компаний сменился лидер, а те фирмы, которые раньше были в конце первой десятки, поднялись сразу на несколько пунктов вверх. Кроме того, с начала 2008 года серьезно сдали позиции сразу несколько китайских автопроизводителей.
СПУСТЯ несколько лет корейская компания “Hyundai” вернула себе первенство в рейтинге продаж зарубежных автомобилей. За шесть месяцев текущего года было реализовано 102.814 автомобилей этой марки (+91%). Такой рывок обусловлен прежде всего ростом производства на ТагАЗе, где недавно начали выпускать “Hyundai Elantra” предыдущего поколения. Налаживаются и поставки импортных машин. Лидер в личном зачете корейской компании прежний – “Accent” российской сборки. Этих автомобилей было продано 38.158. Однако если сбыт другой модели “Hyundai” – “Getz” – будет расти такими же темпами, как сейчас, не исключено, что она сможет в перспективе побороться с “Aкцентом”. В минувшем полугодии россияне приобрели на 224% больше “Getz”, чем годом ранее. Всего эту малолитражку предпочли 21.162 человека.
Вторая и последняя компания, которой удалось за шесть месяцев продать более 100.000 автомобилей – “Chevrolet”. Без учета модели “Niva”, которая, по сути, является российским автомобилем, было реализовано 100.479 машин (+62%). Это позволило “Chevrolet”, как и прогнозировал “Клаксон”, обойти “Ford” и “Toyota”, которые в 2007-м были впереди. Наибольшим спросом пользовался “Chevrolet Lacetti” (44.989). По итогам шести месяцев он все-таки не стал самой популярной иномаркой, уступив постоянному лидеру “Ford Focus”. Но, учитывая рост продаж “Lacetti” в 155%, до конца года он вполне может выйти на первое место. А вот с “Lanos” дела идут хуже. За отчетный период россияне выбрали 25.468 этих автомобилей (-4%). Хорошо продается “Aveo” – 15.858 в первом полугодии этого года против 9.545 – 2007-го. С появлением нового хэтчбека данной модели, считают эксперты, продажи значительно увеличатся, и “Aveo” удастся подняться еще на несколько пунктов.
Бывший лидер среди иномарок компания “Ford” теперь занимает третью строчку с результатом в 97.626 реализованных автомобилей. Прирост всего в 19%. Пока остается лидером среди наиболее востребованных иномарок “Ford Focus”. Но с начала года владельцами этой модели стали 46.357 человек – всего на 184 больше, чем годом ранее. Это связано, в частности, со сменой поколений “Фокусов”. Между тем завод “Ford” во Всеволожске работает на полную мощность, и по итогам года вряд ли стоит ждать большого рывка. Увеличение сбыта для компании в целом пока обеспечивают другие модели, например “Fusion”. Этих автомобилей было продано 27.300.
Не может похвастаться рекордными показателями и “Toyota”. В первом полугодии японская марка реализовала 88.474 машины (+23%). Продажи растут, но меньшими темпами, чем раньше. Это относится почти ко всем моделям компании. Так, “Corolla” выбрали 25.493 россиянина (+13%). Несмотря на запуск производства в нашей стране, модель “Camry” разошлась тиражом в 12.768 штук (+7%). А “асфальтовый” внедорожник “R AV4” стал популярнее на 15%, чем в первом полугодии 2007 года.
“Nissan” уверенно держится на пятом месте. С начала года компания реализовала 77.547 автомобилей (+49%). Примечательно, что в личном рейтинге бренда сменился лидер. Теперь самая популярная модель компании – кроссовер “Qashqai” (15.540). Прежний фаворит “Almera” – на втором месте с результатом 14.190. На третьем – компактный внедорожник “X-Trail” (12.967).
Продажи “Mitsubishi” за минувшие шесть месяцев выросли на 59% и составили 59.275 машин. Здесь безусловным лидером и локомотивом сбыта является “Lancer X”. С начала года 33.925 этих автомобилей нашли новых хозяев.
Седьмое место в полугодовом рейтинге продаж – за “Renault” с результатом в 56.590 машин (+25%). В данном случае основные продажи приходятся только на одну модель – “Logan” российской сборки. Всего с начала года их было продано 41.074.
“Opel” удалось продвинуться на два пункта вперед, обогнав “Daewoo” и “Kia”. За шесть месяцев компания реализовала 53.523 машин (+95%). Увеличиваются продажи “Astra”, в частности за счет седана. В целом сбыт этой модели поднялся на 85% и составил 21.838. Еще более быстрыми темпами растет популярность “Corsa” (16.804, +120%).
На 30% увеличились продажи “Daewoo”. Причем в отличие от прежних лет лидер и локомотив здесь – “Matiz”. Из 52.525 реализованных автомобилей 26.964 приходится именно на эту модель. “Nexia” (25.561) продавалась всего на 14% лучше, чем годом раньше.
Замыкает десятку “Kia”. В первом полугодии сбыт этой корейской марки составил 49.681 машину (+53%). Основные продажи приходятся на модель “Spectra” (20.589), неплохо расходится и “Kia с’eed” (12.745).
ХОТЯ рынок в целом продолжает расти довольно высокими темпами, не всем компаниям удается ему соответствовать. В то же время есть те, кто увеличивает свои продажи значительно быстрее рынка в целом. Правда, при этом само по себе число реализованных машин может оставаться небольшим.
Так, например, наибольший прирост у “Honda”. С начала года эта японская компания продала на 157% автомобилей больше, чем за аналогичный период 2007-го. Владельцами “Хонд” стали 34.926 человек.
Всего 2.255 россиян купили автомобили “Dodge”. Но благодаря этому сбыт поднялся на 115%.
Дела у китайского автопроизводителя “Grеat Wall” последнее время шли не лучшим образом. Продажи практически не росли. Тем не менее по итогам полугодия получился серьезный рывок – плюс 110%. С января было реализовано 5.409 машин.
Не у всех китайски х компаний такие результаты. Наоборот, у большинства продажи падают. Так, например, объем сбыта “Сhery” (9.891) сократился на 47%.
На 37% уменьшилась реализация автомобилей компании “Hafei”. Всего с начала года машины этой марки приобрели 467 россиян.
Не лучшим образом обстоят дела у “Alfa Romeo”. Продажи этой итальянской компании в нашей стране сократились на 69% и составили всего 172 автомобиля.
ПО ОЦЕНКАМ аналитической компании “PricewaterhouseCoopers”, по итогам года Россия укрепит свои позиции лидера европейского рынка. Всего будет реализовано 3,8 млн автомобилей, включая отечественные и подержанные. Но это только начало. В долгосрочной перспективе прогнозируется продолжение роста продаж. Пик, по мнению экспертов, наступит в 2014 году, когда в России, по версии “PricewaterhouseCoopers”, будет реализовано 6,1 млн автомобилей. Затем аналитики предполагают плавное, но значительное снижение объемов продаж, связанное с насыщением рынка. И к 2020 году при условии стабильности экономики сбыт машин в нашей стране составит чуть больше 5 млн в год. При этом объем чисто российских моделей будет снижаться. Расти должна реализация иностранных автомобилей как местной, так и зарубежной сборки. В “PricewaterhouseCoopers” полагают, что их продажи будут идти наравне.
Рейтинг продаж в I полугодии 2008 г. | |||||
Марка | Продажи
в I полугодии 2008 г. | Продажи
в I полугодии 2007 г. | Марка | Продажи
в I полугодии 2008 г. | Продажи
в I полугодии 2007 г. |
Hyundai | 102814 | 53885 | Mercedes-Benz | 8526 | 7131 |
Chevrolet | 100479 | 61964 | SsangYong | 7395 | 5641 |
Ford | 97626 | 84467 | Lexus | 7353 | 6944 |
Toyota | 88747 | 72331 | Great Wall | 5409 | 2580 |
Nissan | 77547 | 52053 | Citroёn | 4901 | 5221 |
Mitsubishi | 59275 | 37313 | Infiniti | 3181 | 2320 |
Renault | 56590 | 45169 | BYD | 2957 | 534 |
Opel | 53523 | 27379 | Dodge | 2255 | 1048 |
Daewoo | 52525 | 40446 | Lifan | 1958 | – |
Kia | 49681 | 32568 | Jeep | 1572 | 1010 |
Mazda | 38102 | 20937 | Iran Khodro | 1301 | 2218 |
Honda | 34926 | 13610 | Porsche | 1144 1 | 116 |
Škoda | 23950 | 13035 | Cadillac | 905 | 601 |
Suzuki | 21344 | 13659 | Seat | 874 | – |
Volkswagen | 20584 | 13273 | Jaguar | 853 | 521 |
Peugeot | 20331 | 10384 | Chrysler | 811 | 689 |
Fiat | 13163 | 9456 | Saab | 639 | 354 |
Volvo | 12250 | 8757 | Mini | 497 | 339 |
Land Rover | 10459 | 5060 | Hafey | 467 | 739 |
Subaru | 10087 | 6952 | Hummer | 370 | 305 |
Chery | 9891 | 18558 | Alfa Romeo | 172 | 557 |
BMW | 8913 | 6717 | Brilliance | 122 | – |
Audi | 8660 | 7272 | Всего | 1025129 | 695113 |
Двадцатка самых популярных автомобилей в России | ||
Модель | Продажи
в I полугодии 2008 г. | Прирост по сравнению
с I полугодием 2007 г. в % |
Ford Focus | 46357 | 0 |
Chevrolet Lacetti | 44989 | 155 |
Renault Logan | 41074 | 32 |
Hyundai Accent | 38158 | 94 |
Mitsubishi Lancer | 33925 | – |
Ford Fusion | 27300 | 34 |
Daewoo Matiz | 26964 | 49 |
Daewoo Nexia | 25561 | 14 |
Toyota Corolla | 25493 | 13 |
Chevrolet Lanos | 25468 | -4 |
Mazda 3 | 22374 | 78 |
Opel Astra | 21838 | 85 |
Hyundai Getz | 21162 | 221 |
Kia Spectra | 20589 | 43 |
Opel Corsa | 16804 | 120 |
Chevrolet Aveo | 15858 | 66 |
Honda Civic | 15715 | 255 |
Nissan Qashqai | 15540 | 110 |
Nissan Almera | 14190 | -5 |
Škoda Octavia | 14008 | 86 |