ГЛАВНОЙ причиной роста продаж специалисты российского офиса “PricewaterhouseCoopers” видят сезонный фактор – летнее затишье на рынке во всем мире сменяется месяцами покупательской активности. Правда, ситуация этого года не совсем типична: фактически первые месяцы на рынке шла невиданная распродажа. В первом полугодии, когда спад сбыта составил 50%, львиная доля продаж приходилась на стоки, машины 2008 года выпуска, которые отдавали по очень привлекательным ценам. Сейчас у большей части игроков залежавшегося товара на складах нет, а продавать по демпинговым ценам автомобили этого года сборки никто не хочет. Да и экономические соображения не позволяют: падение курса рубля относительно доллара и евро, а также повышение с 25 до 30% таможенных пошлин скорректировали прайслисты в сторону увеличения. В этой ситуации, по мнению представителей “Pricewaterhouse-Coopers”, все большую роль играет наличие у зарубежных автопроизводителей собственных сборочных производств в нашей стране. Иномарки отечественной сборки под повышение пошлин не попали – формально товар считается нашим.
– Преимущества локальной сборки сегодня очевидны. В первом полугодии 2008-го доля иномарок российской сборки на рынке составляла 18%. За год она выросла до 26%, – говорит Стенли Рут, партнер аналитической компании “PricewaterhouseCo-opers”.
Несмотря на все сложности, аналитики компании считают, что уже в сентябре продажи новых машин на российском рынке превысят показатели мая и трех летних месяцев по отдельности, а в декабре сбыт будет уже больше, чем в наиболее успешные март и апрель (см. таблицу 1).
СЕЗОННЫЙ всплеск – только один из благоприятных факторов. Вторым должна стать расширенная государственная программа по субсидированию кредитов на покупку новых произведенных в России автомобилей ценой до 600.000 рублей. Правда, прежняя программа (стоимость машины не должна была превышать 350.000 рублей) положительных результатов не принесла. С начала ее работы, то есть с апреля по август, по госкредиту было приобретено 23.000 автомобиля, из которых 80% занимала продукция АвтоВАЗа. Невысокую популярность госкредитов специалисты объясняют небольшим выбором моделей (для многих покупателей этот список – явный шаг назад) и высоким, в размере 30%, первоначальным взносом.
– Новая программа, стартовавшая в начале августа, гораздо более лояльна к потребителям. Мы исправили многие ошибки, что позволит сделать субсидированные кредиты популярнее. Мы рассчитываем реализовать по этой программе 100.000 автомобилей до конца года, – заверяет главный специалист автомобильного департамента Минпромторга РФ Александр Ким.
Действительно, список автомобилей, попадающих под программу, значительно расширился, первоначальный взнос сократился до 15%, но одну из главных проблем пока кардинально решить не удалось – кредиты выдает ограниченное число банков. До последнего времени лишь три – Сбербанк, ВТБ24 и Россельхозбанк. Сейчас к ним добавились Газпромбанк и “Банк Москвы”, еще два – Альфа-Банк и Юникредит – на очереди. Однако, по мнению экспертов, этого все равно недостаточно: программа хоть и контролируется государством, окончательное решение принимает конкретный банк, со своими критериями оценки клиентов. Иными словами, чем больше банков принимает участие в программе, тем больше у среднего клиента шансов получить деньги на автомобиль: отказали в одном месте – возможно, встретят как родного в другом. В условиях, когда количество отказов растет по всем направлениям кредитования, наличие у заемщиков выбора особенно важно. Однако поучаствовать в государственной программе не так просто.
– Мы очень хотим выдавать субсидированные кредиты, но пока не можем этого сделать из-за крайне жестких требований Минпромторга. Надеюсь, что в ближайшее время они смягчатся, что откроет нам и многим другим банкам дорогу, – говорит Павел Самойлов, начальник отдела по работе с автопроизводителями “Русфинансбанка”.
Коммерческие банки, желающие участвовать в программе Минпром-торга, должны соответствовать ряду требований. Одно из основных – уставной капитал не менее 70 млрд рублей. Это огромная сумма. Из десяти банков – лидеров по количеству выданных автокредитов по итогам 2008 года – этому требованию соответствуют лишь три, причем два из них – с государственным участием (см. таблицу 3). Понятно, что государству нужны надежные партнеры. Но банкиры возражают, что розничное кредитование отнюдь не самый рисковый вид деятельности: шансы, что тысяча частных заемщиков одновременно откажутся платить по своим обязательствам гораздо ниже, чем банкротство одного-единственного предприятия, взявшего разом такую же сумму.
По мнению экспертов, если Минпромторг пересмотрит свои требования к банкам, желающим участвовать в проекте, ситуация с популярностью госкредитов действительно может кардинально измениться. И реальными станут не только заявленные 100.000 ссуд, но и гораздо больше. Кроме того, госпрограмма может раскачать рынок авто-
кредитования в целом. Разумеется, не в этом году, когда даже по самым оптимистичным прогнозам количество автомобилей, отпущенных в кредит, не превысит 18%, но – в перспективе. Так, по данным аналитического агентства “Автостат”, уже в будущем году количество кредитных машин вырастет до 26%, а к 2012 году мы вернемся на прошлогодний уровень, когда в кредит покупалось почти 50% новых машин (см. таблицу 2).
Получается, что оптимистичные прогнозы “PricewaterhouseCoopers” относительно развития продаж новых автомобилей вполне могут и сбыться. Правда, некоторые аналитики не спешат преждевременно радоваться.
– В июле продажи упали на небывалые 58% относительно того же месяца прошлого года, в августе ситуация не улучшится. В осенние месяцы, когда практически все автопроизводители перейдут на продажи машин по новым ценам, спрос снова может упасть. Не уверен, что осенью будет лучше, чем летом. И вряд ли ситуацию способны спасти “сезонный фактор” и программа господдержки – не эти факторы определяют сегодня настроение потребителей, – считает Михаил Пак, аналитик финансовой компании “Метрополь”.
Впрочем, “PricewaterhouseCoopers” на всякий случай подготовила и пессимистический прогноз (см. таблицу 1), исходя из которого осенние продажи не будут превышать показатели мая. Они основываются на максимально отрицательной экономической ситуации в стране, падение курса рубля по отношению к доллару и евро, провале программы субсидированных кредитов и росте безработицы. И само по себе наличие подобного “запасного сценария” – не самый добрый знак.