– ВВЕДЕНИЕ 30-процентной пошлины положительно отразилось на российском автопроме, – считают в департаменте автомобильной промышленности Минпром-торга. – Доля автомобилей отечественной сборки, в том числе иностранных брендов, увеличилась с 38% в 2008 году до 51,3 в 2009-м, а на рынке коммерческих автомобилей – с 59 до 75%. Кроме того, выросли поступления в бюджет.

Такие цифры впечатляют, однако нельзя сбрасывать со счетов, что в прошлом году весь российский авторынок просел более чем на 50%. Импорт пострадал сильнее – продажи уменьшились на 57%, но не лучше чувствовал себя и отечественный автопром. Сбыт чисто российских брендов сократился на 44%, а иномарок, выпускаемых в нашей стране, – на 38%.

– Если бы пошлины остались на прежнем уровне или понизились, такого падения продаж новых автомобилей можно было избежать, – говорит независимый автомобильный эксперт Владимир Шемякин. – Разумеется, спад был бы, но меньший, на уровне 30%, как прогнозировали аналитики до вступления в силу новых тарифов.

Однако в Минпромторге твердо убеждены, что высокие пошлины необходимо оставить до 2015 года.

– Нельзя все мерить объемами продаж, – поясняют в Минпромторге. – Например, из-за того, что выпуск автомобилей внутри страны падает медленнее, чем импорт, российские автозаводы меньше сокращают персонал, а это в условиях кризиса крайне важно. Кроме того, благодаря пошлинам сохранено производство автомобилей иностранных брендов. Также будет создано около 17.000 новых рабочих мест за счет развития проектов по “промышленной сборке” автомобилей. Поэтому вернуться к обсуждению снижения пошлин, в том числе на новые машины, можно будет не раньше 2015 года – тогда изменения уже не навредят развитию производств внутри страны. Все заводы выйдут на полноценный режим, расширится модельная гамма выпускаемых машин.

Несмотря на вроде бы очевидные преимущества повышенных тарифов для локальных производителей, большинство опрошенных нами представителей компаний выступают за снижение таможенных пошлин. Более того, это общая позиция Ассоциации европейского бизнеса, куда входят как производители, имеющие заводы в нашей стране, так и те, кто только импортирует машины. Удивляться тут нечему. Ведь зарубежные компании, за редким исключением, делают в нашей стране одну-две свои модели – остальные ввозят. И ждать от них организации сборки всего модельного ряда не приходится.

– Мы не в Китае, где почти 1,5 миллиарда жителей и десятки миллионов потенциальных покупателей автомобилей. Там, разумеется, имеет смысл налаживать производство всей модельной гаммы, и там имеет смысл устанавливать драконовские таможенные пошлины. Что, собственно, китайцы и делают, – говорит экономист Владимир Гуреев.

Поддерживают эту точку зрения и автопроизводители.

Автопроизводители выступают за возврат тарифов 2008 года и за дальнейшее их снижение.

– Я полностью за понижение тарифов до уровня 2008 года и – в идеале – дальнейшее их снижение. В целом повышение таможенных пошлин не является стимулирующим фактором для развития бизнеса в любой индустрии и на любом рынке, – считает Дэйвид Томас, глава представительства “Volvo” в России. – Они лишь в некоторой мере могут влиять на принятие решения об открытии локальных заводов. Намного важнее, чтобы Россия сделала дальнейшие шаги к вступлению в члены ВТО. Это скорее помогло бы развитию российского рынка, бизнеса и привлечению большего количества инвестиций, чем вариации на тему таможенных пошлин.

Несмотря на то что “Volvo” не имеет сборочного производства в нашей стране, рассуждения Томаса резонны. Ведь строительство заводов зарубежные компании начали еще до повышения пошлин. А с их внедрением ситуация кардинально не изменилась. Модельная гамма расширяется по ранее утвержденному плану, новые игроки не появились и скорее всего не появятся.

В Минэкономразвития считают, что нынешнее состояние дел и вовсе может привести к техническому застою. Из-за введенных пошлин существенно изменились цены на иномарки, собранные в России и импортируемые. Так, средняя цена машин, выпущенных в нашей стране, составляла в 2009 году $13.788, а ввезенных – $21.113. Такое конкурентное преимущество ведет к снижению стимулов для модернизации и инновации производства. 25-процентные пошлины, на наш взгляд, обеспечивают достаточный защитный эффект для продукции традиционных отечественных заводов и создают необходимые условия для развития автомобильных производств в нашей стране в режиме “промсборки”.

Получается, что кроме увеличения поступлений в бюджет и сокращения импорта подержанных машин новые таможенные пошлины никакого положительного эффекта не дали. Через месяц чиновники должны определиться с таможенной политикой на среднесрочную перспективу. Эксперты полагают, что аргументов больше в пользу возврата к прежним ставкам. Но, разумеется, это не означает, что пошлины будут снижены.

Вам понравилась эта статья?



Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9